Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:50, контрольная работа
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но проблемы связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Подобно тому, как математика - наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой.
Введение
1. Социальные условия возникновения социологии____________________4
2. Социологическая теория О. Конта_______________________________5
3. Марксистское направление_____________________________________7
4. Предмет и объект социологии___________________________________9
5. Структура и логика развития социологического знания______________11
Заключение
Список литературы
- микроуровень, где общество экстраполируется через социальные явления, такие, как их представляют люди при взаимодействии друг с другом, выражая через свое поведение, поступки, мотивы и потребности. Микросоциология - это область социологического знания и познания, которой принадлежат концепции и школы, занятые изучение механизмов людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. На микросоциологическом уровне изучаются индивидуальное поведение и его проявления в обществе.
Говоря о структуре социологического знания, большинство отечественных и зарубежных ученых придерживаются точки зрения о трех уровнях социологического знания.
Первый уровень - фундаментальные
общесоциологические теории. Они
возникают на базе социальной философии
и включают в себя проблемы теоретического
осмысления наиболее общих вопросов
строения и функционирования общества:
проблемы формирования социальных структур,
социального развития, проблемы изучения
личности, изучение моделей, методик
и техники социологических
Теоретическую социологию трудно отличить от социальной философии, особенно при анализе основных понятий социологии, таких как общество, личность, прогресс, класс и др.
Второй уровень - прикладные социологические исследования (прикладная социология). Чтобы узнать существо социальных процессов, необходимо иметь о них достоверную информацию. В социологии источником такой информации являются социологические исследования.
Социологические данные в прикладном социологическом исследовании собираются с помощью различных методов (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов).
В целом прикладная социология представляет собой сложное сочетание теоретических и эмпирических исследований. Программа любого социологического исследования содержит следующие теоретические моменты: определение цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, теоретическая интерпретация понятий, операционализация понятий, выдвижение и проверка гипотез. В прикладном социологическом исследовании содержится весь инструментарий исследования (анкеты или вопросники) и методы исследования.
По мере возрастания требований
к практическому решению
Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теории среднего уровня. Этот научный термин был введен в оборот американским социологом Р.Мертоном. Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы:
- теории социальных институтов
(социология семьи,
- теории социальных общностей
(социология малых групп,
- теории социальных процессов
(социология процессов
Теории среднего уровня относительно
самостоятельны и вместе с тем
тесно связаны как
Заключение
Социология одна из наук,
без которой не может функционировать
и развиваться современное
Роль социологического знания,
опирающегося на конкретные факты и
исследования и являющегося основой
целостного социального знания, возрастает
по мере роста значимости социальной
сферы общества, становления идеологии
и практики социального государства,
социально ориентированной
Из множества идей и
концепций, выдвинутых выдающимися
мыслителями различных эпох, постепенно
формировалась наука
Социология - не застывшая
наука. На каждом новом этапе социальных
преобразований она черпает из реальности
новые социальные факты, научно обобщает
их и дает возможность представить
перспективу общественного
Список литературы
1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1994. С. 21
2. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1998. С.486.
3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2001. - 224с.
4. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1997. - 344с.
5. Социология: Учебник для юридических вузов. - СПб. Под редакцией: Сальникова В.П., Ковалева Г.Д., Степашина С.В. Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. - 416с
6. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект 2000. - 382с. - («Gaudeamus»)
7. Маршак А.Л. Общая
социология: (Серия «Высшее
8. Кравченко А.И., Анарин В.Ф. Социология: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005. - 432с.
Содержание
Введение
1. Социальная структура общества_
2. Понятие социальной структуры__
3. Основные элементы социальной
структуры_____________________
Заключение
Список литературы
Введение
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Общество - это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Элементами столь сложной
Незыблемость иерархической
Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
Актуальность данной темы неоспорима, обусловлена тем, что любое общество стремится к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.
Цель контрольной работы выявить основные принципы социальной структуры общества. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть социальную структуру общества; 2) раскрыть понятия социальной структуры, а также социальной стратификации; 3) определить и дать общую характеристику социальной мобильности и типы мобильности.
Предмет исследования - социологические исследования.
Объект исследования - Социальная структура общества.
Основой для написания данной контрольной работы послужила литература отечественных и зарубежных авторов, периодическая литература.
1. Социальная структура общества
Социальная структура общества в различных социологических перспективах трактуется по-разному.
Два основных подхода к ее пониманию:
1) объективистский (К. Маркс, Э. Дюркгейм) Т. Парсонс и другие), согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия;
2) субъективистский (А. Шюц, Дж. Мид и другие), сторонники которого сводят социальную структуру квзаимодействиям индивидов, рассматривая их в качестве единственной социальной реальности; социальная структура, по их мнению - это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.
Попытка "примирения" этих противоположных точек зрения была предпринята П. Бергером. Он подтверждает, что "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности". Однако однажды построенная, она "противостоит индивидууму и как чуждая фактичность, и как средство принуждения". Сконструированная людьми действительность лишьпринимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой.
Мы будем основываться преимущественно
на функционалистском (
Важнейшая причина возникновения и усложнения социальной структуры - социальная дифференциация общества - нарастание многообразия социальных различий, последовательно усложняющих картину социальных взаимодействий. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, она подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения. Поэтому социальная дифференциация - это более широкое понятие, чем социальное неравенство.
Причины социальной дифференциации общества
в разных социологических перспективах
также трактуются по-разному. По мнению функционалистов, социальная дифференциация порождена
рациональным разделением общества на
элементы (классы, слои, группы, организации,
социальные институты, системы и подсистемы),
каждый из которых выполняет соответствующую функцию,
обеспечивая целостность и равновесие
всего общества. С точки зрения создателей статусной теории, социальная дифференциация объясняется
тем, что разные люди от природы имеют
различные способности и выполняют роли
в соответствии с ними, занимая различные статусы в
обществе. К. Маркс и марксисты полагают, что причины социальной дифференциации:
возникновение частной собственности
и классовая борьба, направленная на ее
перераспределение.«