Социологическая теория О. Конта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но проблемы связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Подобно тому, как математика - наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой.

Оглавление

Введение
1. Социальные условия возникновения социологии____________________4
2. Социологическая теория О. Конта_______________________________5
3. Марксистское направление_____________________________________7
4. Предмет и объект социологии___________________________________9
5. Структура и логика развития социологического знания______________11
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 59.19 Кб (Скачать)

- микроуровень, где общество экстраполируется через социальные явления, такие, как их представляют люди при взаимодействии друг с другом, выражая через свое поведение, поступки, мотивы и потребности. Микросоциология - это область социологического знания и познания, которой принадлежат концепции и школы, занятые изучение механизмов людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. На микросоциологическом уровне изучаются индивидуальное поведение и его проявления в обществе.

Говоря о структуре  социологического знания, большинство  отечественных и зарубежных ученых придерживаются точки зрения о трех уровнях социологического знания.

Первый уровень - фундаментальные  общесоциологические теории. Они  возникают на базе социальной философии  и включают в себя проблемы теоретического осмысления наиболее общих вопросов строения и функционирования общества: проблемы формирования социальных структур, социального развития, проблемы изучения личности, изучение моделей, методик  и техники социологических исследований. Концепции, выдвигаемые социологией  на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. На фундаментальном  уровне осуществляется взаимосвязь  с другими науками: философией, политологией, историей, культурологией, психологией, экономикой и др. В рамках теоретической социологии осуществляется анализ основных понятий, категорий и законов.

Теоретическую социологию трудно отличить от социальной философии, особенно при анализе основных понятий  социологии, таких как общество, личность, прогресс, класс и др.

Второй уровень - прикладные социологические исследования (прикладная социология). Чтобы узнать существо социальных процессов, необходимо иметь  о них достоверную информацию. В социологии источником такой информации являются социологические исследования.

Социологические данные в  прикладном социологическом исследовании собираются с помощью различных  методов (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов).

В целом прикладная социология представляет собой сложное сочетание  теоретических и эмпирических исследований. Программа любого социологического исследования содержит следующие теоретические  моменты: определение цели и задач  исследования, объекта и предмета исследования, теоретическая интерпретация  понятий, операционализация понятий, выдвижение и проверка гипотез. В прикладном социологическом исследовании содержится весь инструментарий исследования (анкеты или вопросники) и методы исследования.

По мере возрастания требований к практическому решению проблем  современного общества возникла необходимость  в изучении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизни человеческого  общества: социальных общностях и  социальных институтах.

Выход из этого положения  был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теории среднего уровня. Этот научный термин был введен в оборот американским социологом Р.Мертоном. Все  теории среднего уровня можно условно  подразделить на три группы:

- теории социальных институтов (социология семьи, образования,  науки, религии, искусства, политики, труда и т.д.);

- теории социальных общностей  (социология малых групп, организаций,  слоев, классов, территориальных  общностей и др.);

- теории социальных процессов  (социология процессов дезорганизации  общества, социология конфликтов  урбанизации, социология общественных  движений).

Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем  тесно связаны как эмпирическими  исследованиями, которые поставляют необходимый материал для их создания и развития, так и с социологическими теориями, которые дают возможность  использовать наиболее общие теоретические  разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение  теории среднего уровня позволяет им сыграть роль связующего звена между  высокой теорией и эмпирическими  данными, полученными в результате исследования конкретных явлений и  процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социология одна из наук, без которой не может функционировать  и развиваться современное общество. Только изучив общественную жизнь людей, можно познать законы, которым  она следует, только тогда можно  рассчитывать на успех в борьбе с  «общественными бедствиями» живущих  людей.

Роль социологического знания, опирающегося на конкретные факты и  исследования и являющегося основой  целостного социального знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления идеологии  и практики социального государства, социально ориентированной экономики  и социальной политики.

Из множества идей и  концепций, выдвинутых выдающимися  мыслителями различных эпох, постепенно формировалась наука социология, как ответ на объективные потребности  социального развития.

Социология - не застывшая  наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить  перспективу общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1994. С. 21

2. Российская социологическая  энциклопедия / под общей ред.  Г.В. Осипова. М., 1998. С.486.

3. Радугин А.А., Радугин  К.А. Социология: курс лекций. - 3-е  изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2001. - 224с.

4. Фролов С.С. Основы  социологии: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1997. - 344с.

5. Социология: Учебник для  юридических вузов. - СПб. Под редакцией:  Сальникова В.П., Ковалева Г.Д., Степашина  С.В. Издательство «Лань», Санкт-Петербургский  университет МВД России, 2000. - 416с

6. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический  проект 2000. - 382с. - («Gaudeamus»)

7. Маршак А.Л. Общая  социология: (Серия «Высшее профессиональное  образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384с.

8. Кравченко А.И., Анарин В.Ф. Социология: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005. - 432с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. Социальная структура общества_________________________________19

2. Понятие социальной структуры_________________________________20

3. Основные элементы социальной  структуры_______________________21

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В изучении социальных явлений и  процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Общество - это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Элементами столь сложной социальной системы являются люди, социальная деятельность которых обусловливается  определенным социальным статусом, который  они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а  также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и  т. д.). Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные  по их социальному положению.

Незыблемость иерархической структуры  общества не означает, что внутри нее  не происходят изменения. На разных этапах возможен рост одного и сокращение другого слоя. Эти изменения невозможно объяснить естественным приростом  населения. Происходит либо подъем, либо падение значительных групп. И даже относительная устойчивость социальных слоев не исключает миграции отдельных  индивидов по вертикали. Эти передвижения по вертикали при сохранении самой  стратификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность.

Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

Актуальность данной темы неоспорима, обусловлена тем, что любое общество стремится к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.

Цель контрольной работы выявить основные принципы социальной структуры общества. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть социальную структуру общества; 2) раскрыть понятия социальной структуры, а также социальной стратификации; 3) определить и дать общую характеристику социальной мобильности и типы мобильности.

Предмет исследования - социологические исследования.

Объект исследования - Социальная структура общества.

Основой для написания данной контрольной  работы послужила литература отечественных  и зарубежных авторов, периодическая  литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальная структура общества

 

Социальная структура  общества в различных социологических перспективах трактуется по-разному. 

Два основных подхода к ее пониманию:

1) объективистский (К. Маркс, Э. Дюркгейм) Т. Парсонс и другие), согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия;

2) субъективистский (А. Шюц, Дж. Мид и другие), сторонники которого сводят социальную структуру квзаимодействиям индивидов, рассматривая их в качестве единственной социальной реальности; социальная структура, по их мнению - это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.

Попытка "примирения" этих противоположных  точек зрения была предпринята П. Бергером. Он подтверждает, что "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности". Однако однажды построенная, она "противостоит индивидууму и как чуждая фактичность, и как средство принуждения". Сконструированная людьми действительность лишьпринимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой.

Мы будем основываться преимущественно на функционалистском (объективистском) понимании социальной структуры, согласно которому она представляет собой совокупность упорядоченных связей и отношений, в которые вступают индивиды, социальные группы, организации и общности по поводу условий их жизнедеятельности. 

 Важнейшая причина возникновения и усложнения социальной структуры - социальная дифференциация общества - нарастание многообразия социальных различий, последовательно усложняющих картину социальных взаимодействий. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, она подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения. Поэтому социальная дифференциация - это более широкое понятие, чем социальное неравенство.

Причины социальной дифференциации общества в разных социологических перспективах также трактуются по-разному. По мнению функционалистов, социальная дифференциация порождена рациональным разделением общества на элементы (классы, слои, группы, организации, социальные институты, системы и подсистемы), каждый из которых выполняет соответствующую функцию, обеспечивая целостность и равновесие всего общества. С точки зрения создателей статусной теории, социальная дифференциация объясняется тем, что разные люди от природы имеют различные способности и выполняют роли в соответствии с ними, занимая различные статусы в обществе. К. Маркс и марксисты полагают, что причины социальной дифференциации: возникновение частной собственности и классовая борьба, направленная на ее перераспределение.«Социологические исследования» - ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук, основан в 1974 г.

Информация о работе Социологическая теория О. Конта