Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:50, контрольная работа
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но проблемы связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Подобно тому, как математика - наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой.
Введение
1. Социальные условия возникновения социологии____________________4
2. Социологическая теория О. Конта_______________________________5
3. Марксистское направление_____________________________________7
4. Предмет и объект социологии___________________________________9
5. Структура и логика развития социологического знания______________11
Заключение
Список литературы
3. Марксистское направление
Марксистское направление
в социологии связано с именем
основоположника этого
На основе материалистического
понимания истории Маркс
История человеческого общества,
по Марксу, знала четыре общественно-экономические
формации, а всего их пять. Первая
формация - первобытнообщинная, вторая
- рабовладельческая, третья - феодальная,
четвертая - капиталистическая. Пятая,
еще не наступившая - коммунистическая,
которая имеет две фазы - социализм
и коммунизм. Смена общественно-
Теория социальных революций
- одно из центральных мест социального
учения Маркса. Она органически вписывается
в теорию социального развития. В
процессе революции происходит смена
установившихся ранее и безнадежно
устаревших производственных отношений.
Устанавливаются новые
Важное место в социальном
учении Маркса занимает теория классов
и классовой борьбы. Подобно Конту
и Дюркгейму, Маркс признавал
историческую роль разделения труда
как двигателя общественного
развития. Но в отличии от них
он придавал его аномалиям (негативным
последствиям) не относительное, а абсолютное
значение. Конт и Дюркгейм полагали,
что такие аномалии, как эксплуатация,
безработица, обнищание, одностороннее
развитие личности, постепенно будут
устранены полностью или
Но Маркс рассуждал иначе. Капитализм - такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм - это непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет, присваивает его неоплачиваемый труд. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный инструмент не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.
Маркс всесторонне обосновал
механизм возникновения и развития
социального конфликта, обусловленного
неравенством, которое постоянно
усиливается при доминировании
одних классов над другими. Борьба
рабочего класса за изменение порядка
распределения производимого
К. Маркса считают изобретателем
теории социального конфликта. Если
для Конта главное стабилизация
общества, то для Маркса - его уничтожение
и замена новым, более справедливым.
Считается, что вся мировая социология
возникла и формировалась, чуть ли не
как реакция на марксизм, как стремление
средствами теории опровергнуть его. Действительно,
Маркс выступал за революционный
путь изменения общества, а все
другие социологи - за реформистский. Он
обосновал возникновение
4. Предмет и объект социологии
В качестве объекта той или иной науки обычно понимают часть окружающего нас объективного или субъективного мира, существующую в качестве реальности независимо от нашего знания о ней. Эта реальность обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и каким-то образом проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект науки является элементом реальности, которую исследователь регистрирует как некую данность.
Состояние научного знания в современной социологии выражается в ее предмете. Каждая наука вырабатывает свои понятия, с помощью которых она описывает ту или иную реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Например, физика описывает физическую реальность через такие понятия, как гравитация, инерция, электрическое взаимодействие и т.д. Понятия, описывающие предмет данной науки, относятся к фундаментальным.
Предмет науки - логически
взаимосвязанная и
Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные, повторяющиеся события. Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное.
Предмет современной социологии
- результат длительного
Трактовка предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялась. Каждый из социологов описывал предмет социологии с помощью различных понятий.
Основоположник социологии, французский мыслитель О.Конт считал ее наукой о фундаментальных законах развития общества, которая есть высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам. Историю творят не великие личности, а объективные законы. Индивид - скорее абстракция. По мнению О.Конта, социология как истинная наука должна отказываться от «неразрешимых» вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом системы он считал общество, человечество.
Один из наиболее значительных теоретиков социологии Г. Спенсер определял социологию как науку, которая изучает социальные группы. Предметом социологии, по его убеждению, являются процессы образовании, развития, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которых присущи как свойства, общие для всего человечества, так и особенности, свойственные определенной расе.
С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое он стремился понять и истолковать. Вебер выделил элементарную частицу поведения индивида в обществе - социальное действие, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей.
Представители различных
школ и направлений в социологии
высказывали различные точки
зрения по поводу предмета социологии.
В зависимости от понимания специфики
социального как объекта
Например, профессор Ж..Т. Тощенко считает, что социология изучает сознание и поведение людей в конкретной социально-экономической обстановке, которые обусловливают появление различных социально-демографических, национальных и социально-профессиональных [1.21]. Профессор Г.В. Осипов полагает, что предметом социологии являются социальные отношения. При этом «социальное» он понимает как результат совместной деятельности людей, проявляющийся в их общении и взаимодействии.
Российская социологическая энциклопедия, впервые изданная в России в 1998г., определяет социологию как науку об общих и специфических законах развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, [2.486].
Любая наука в процессе познания определенной области действительности использует определенные способы, средства, приемы для достижения поставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в познании своего предмета.
5. Структура и логика
развития социологического
Научный метод представляет собой совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам. Учение о методах научного познания обычно называют методологией. Задача методологии - открывать, обобщать и разъяснять методы научного познания.
Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и методами, которые они используют для познания предмета своего исследования. Социологический метод формировался в процессе становления самой социологии. История социологии может быть рассмотрена как история формирования и развития социологического метода применительно к анализу явлений общественной жизни. Социологический метод развивался в динамике - от позитивизма и материализма в анализе общества к методу понимающей и формальной социологии.
Позитивистское понимание метода социологии состоит в стремлении внести в изучение общества принципы и методы, используемые в естественных науках, и таким образом повысить объективность и точность социологической науки и обеспечить ее уравнивание с естественными науками. Подобная точка зрения связана с убеждением сторонников позитивизма в том, что обустройство общества должно основываться на научных принципах.
Основу марксистского
понимания метода социологии составляет
взгляд на человеческое общество с
позиций материалистической диалектики
и материалистического
Множественность подходов в определении социологии определяет ее структуру как многоуровневую. Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Вместе с тем, различные взгляды социологического знания опираются на существующие объективно два уровня социологического анализа:
- макроуровень, где исследуются крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в обширные отрезки времени. Это социальные связи, возникающие во взаимодействии основных социальных институтов - семья, государство, религия, информация. Макросоциология - это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействия на такие изменения. Представители макросоциологии, рассматривая в качестве объекта своего исследования общество в целом и его крупные структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие социетальных явлений и их несводимость к социально-психологическому уровню;