Социологическая мысль в России вторая половина 19 — начало 20 в

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

Впервые термин “социология” был введен французским социологом Контом в 1839г. и означал “обществоведение”. Эту дату принято считать началом самостоятельного существования социологии как науки [1, с.4]. На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.

Оглавление

Введение
1.1Лавров Петр Лаврович как главный представитель субъективной школы
1.2. Михайловский Николай Константинович (1842 - 1904)
1.3. Южаков Сергей Николаевич (1849-1911)
1.4.Кареев Николай Иванович (1850-1931)
2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского
3.Русский историк 19 в. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского « Самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии» . Объясните , что означает такое суждение ?
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

      Психология  сама по себе изучает весь внутренний мир человеческой личности, которая  составляет первичный элемент общества, мир её представлений, чувствований и стремлений. Этот внутренний мир личности создаётся не только под действием на неё со стороны окружающей природы через чувства зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, но и под влиянием другой среды, в которой живёт каждый отдельный человек, среды общественной, или того, что мы называем культурой. Само существование общих целому народу идей, настроений, стремлений или особенностей национального характера было бы немыслимо, если бы миром каждая индивидуальная психика была замкнутым в себе миром, вне всякого общения с другими такими же замкнутыми в себе мирами. На деле этого нет.

      Экономический материализм Кареев тоже объясняет  с точки зрения психологии. Производственные отношения сами по себе возможны лишь на почве психического взаимодействия, говорит он. Правда, в данном случае первенствующую роль играют не идеи, а интересы, нужды, потребности, но раз в процессе добывания материальных благ люди вступают между собою в те или другие практические отношения, сами эти отношения создаются не иначе, как путём взаимодействия волевых актов, приводящих людей к тем или другим поступкам и обуславливающих общее направление их поведения.

      Относясь  к психологической, субъективной традиции, Кареев не мог (как, например, и Южаков) не подвести итог: "решая вопрос об активном воздействии человека или сознательной личности на социальный процесс", русские социологи "стремились, прежде всего, к теоретическому примирению идеи свободы и необходимости". И это, кажется, очень верно. [5]

      2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского

      В социологии Ковалевский уделял наибольшее внимание: 1) связи социологии с историческими  науками; 2) сравнительно-историческому  методу исследования, 3) многофакторной основе общества; 4) социальным закономерностям  и прогрессу, а также широкому кругу проблем, относящихся к происхождению главных социальных институтов («генетическая социология»). 

      Как и большинство позитивистов, он полагал, что социология в классификации  наук идет за биологией и психологией. В социологической теории Ковалевского находит место сложное переплетение биологических, психических и экономических факторов. С помощью своего принципа плюрализма Ковалевский пытался преодолеть односторонность существующих уже направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ. 

      Общество — это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное — совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности. Занимаясь исследованиями истории отдельных стран, историей экономического, социально-политического развития Западной Европы, М. Ковалевский видел сложность, многоплановость и взаимодействие огромного числа социальных факторов. 

      Он  отрицал наличие единого определяющего  фактора. По Ковалевскому, говорить о  главном факторе, увлекающем за собой  все остальные, — то же самое, что  говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обуславливают  ее течение. В действительности, считал он, мы имеем дело со множеством факторов, каждый из которых так или иначе связан с массою остальных, ими обуславливается к их обуславливает. Он акцентировал внимание прежде всего на тесном взаимодействии всех сторон общественной жизни. 

      Чтобы избежать односторонности существующих социологических теорий и получить истинный взгляд на общество, по мнению Ковалевского, нужно синтезировать  все то положительное в подходе  к обществу, что имеется у различных  социологических школ. Эту задачу он и пытался решить с помощью принципа плюрализма. Подобный интегративизм сыграл значительную роль в развитии как русской, так и мировой социологии. 

      3.Русский  историк 19 в. Н.И.  Кареев назвал  Н.Г. Чернышевского  « Самым крупным  социологом в России  до возникновения в ней социологии» . Объясните , что означает такое суждение ?

В философско-педагогических взглядах Чернышевского можно проследить прямую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и  образованием. Он высказал мысль, что  бедные и власть-неимущие люди никогда не смогут подняться из тёмного невежества, им не доступны блага образования. Чернышевский отстаивал решительную, революционную переделку общества, для чего необходимо готовить сильных, умных, свободолюбивых людей.

Педагогический идеал для Чернышевского — это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага.

Недостатками  современной ему системы образования  Чернышевский считал низкий уровень  и потенциал русской науки, схоластичные методы преподавания, муштру вместо воспитания, неравенство женского и мужского образования.

Чернышевский  отстаивал антропологический подход, считая человека венцом творения, изменчивым, деятельным существом. Социальные перемены ведут к изменению всего общества в целом и каждого отдельного индивида в отдельности. Он не считал наследственным дурное поведение — это следствие плохого воспитания и бедности.

Одним из главных  свойств человеческой натуры Чернышевский считал активность, природа которой  коренится в осознании недостаточности и стремлении эту недостаточность ликвидировать.

                              Заключение

       Зарождение  социологии в России было связано  со многими трудностями, главной  из которых, пожалуй, являлась реакционность  российского правительства. В то же время русские социологи находились в лучшем положении по сравнению с западными социологами. Они имели возможность ознакомиться с достижениями европейской мысли. Ведь все  основные работы известных западных социологов, несмотря на цензуру, переводились на русский язык и издавались в России с серьёзными научными комментариями. Благодаря систематическому ознакомлению с мировым опытом и  развитием социологической науки в мире социологи в России достигли больших успехов. Но, несмотря на то, что, на развитие социологии в России повлияли различные течения западной социологии, она всё же выдвинула ряд оригинальных теорий, которые во многом были обусловлены своеобразием развития российского общества. В ряде случаев русские социологи шагнули дальше западных, часто они даже предугадывали то, что позднее повторили западные социологи. Они раньше всех начали обсуждать проблемы, которые довольно быстро стали принимать межнациональный характер и превращались в темы первых международных конгрессов.

       Процессы, которые происходили в первую очередь в экономической сфере и потребовавшие в связи с этим знаний об обществе как целостной взаимосвязанной системе, стали основной причиной возникновения социологии в России. Социология этого периода выражала в различной форме требования буржуазного изменения, реформирования в России порядков. Поэтому её появление в России после реформы 1861 г. является не случайным, а вполне закономерным, так как в это время начался интенсивный переход от феодального общества к капиталистическому, с его процессами индустриализации и урбанизации, изменением структуры общества, и устаревшие идеи и идеалы дореформенного общества.

       Временные рамки существования русской  немарксистской социологии невелики: 60 – годы X1X века, первая четверть XX. Специфично то, что до начала XX века социологией в России занимались в основном революционеры, литераторы, критики, педагоги, общественные деятели и почти никогда – профессура университетов. Отмеченное своеобразие можно считать символичным, ведь оно показывает, что у народа России существовало страстное желание проникнуть в сущность человека и общества.[10, с. 3-13]

       В советский период отечественной  истории она как наука, дающая реальное, а не иллюзорное представление  об обществе и живущем в нем  человеке, оказалась невостребованной. Преподавание ее было прекращено.

       С 50-х.годов ХХ в. началось возрождение  социологии. К 80-м. годам ХХв. возникает  понимание социологии как науки  о социальных отношениях, механизмах функционирования и развития социальных общностей. В качестве предмета социологии рассматривается личность- субъект общественных отношений. Это свидетельствует о конкретизации предмета.

       Сегодня социология является неотъемлемой частью образования российского студенчества.  
 
 
 
 
 

      

Информация о работе Социологическая мысль в России вторая половина 19 — начало 20 в