Социологическая концепция Карла Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:29, реферат

Краткое описание

Все общественные отношения органически связаны между собой и выражают взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом. Объективной основой данных отношений и их взаимосвязи являются прежде всего общественное разделение труда и развитие различных видов деятельности людей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Биография Карла Маркса……………………………………………………….5

Социологическая концепция Карла Маркса…………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………….…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 37.88 Кб (Скачать)

Труд для него - это  живая связь человека с природой, сотворение нового мира, включая сотворение себя самого (разумеется, интеллектуальная деятельность, искусство, как и физическая деятельность,- также труд). Но с развитием  частной собственности и разделением  труда труд утрачивает характер выражения человеческих творческих сил. Труд и продукты труда приобретают самостоятельное бытие, независимо от воли и планов человека. "...Предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя. Продукт труда есть труд, закрепленный в некотором предмете, овеществленный в нем, это есть опредмечивание труда". Труд становится отчужденным, ибо он перестает быть частью природы рабочего, и поэтому рабочий "в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы". Поэтому рабочий только вне труда не чувствует себя оторванным от самого себя. Поэтому в процессе производства рабочий относится к своей "собственной деятельности как к чему-то чуждому, ему не принадлежащему. Деятельность выступает здесь как страдание, сила - как бессилие, зачатие- как оскопление, собственная физическая и духовная энергия рабочего, его личная жизнь - как повернутая против него самого, от него не зависящая, ему не принадлежащая деятельность" . До тех пор, пока человек испытывает к себе такое отчуждение, одновременно и продукт труда превращается в "чуждую" ему силу, стоящую над ним.

Социальное развитие, по Марксу, происходит в соответствии с определенными законами, под  которыми он понимает «внутреннюю и  необходимую связь» между явлениями. Маркс верил в существование  универсальных и неизменных исторических законов, лежащих в основе развития человечества. Он считал, что противоречия, борьба противоположностей есть источник движущей силы развития. Восхождение  от абстрактного к конкретному у него, рассмотрено как общенаучный метод познания.

Теория классов и классовой  борьбы является центральной в учении Маркса. Он в своих работах не дает определения класса, хотя реконструированное определение на основании его работ имеется. Классы, по Марксу, - это социальные группы, находящиеся в неравном положения и борющиеся между собой, а в более узком смысле это социальные группы, различающиеся отношением к собственности, прежде всего к средствам производства.

Маркс рассматривал класс  с точки зрения собственности  на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности  и неимущих, на капиталистический  класс и пролетариат. Он признавал  существование групп, не укладывающихся в эти рамки (таких, как крестьяне  или мелкие собственники), но утверждал, что они представляют собой пережитки  докапиталистической экономики, которые  будут исчезать по мере созревания капиталистической системы. Категория  класса для Маркса означает нечто  большее, чем простое средство описания экономических позиций различных  социальных групп - он рассматривал классы как реальные общности и реальные социальные силы, способные изменять общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социализм как снятие антагонизмов общества. С точки зрения марксистов, социализм в основном ликвидирует  антагонизм между личностью и  обществом, хотя единство общества и  личности еще не является полным, а  противоречия между личностью и  обществом неантагонистический  характер. Именно социализм, считают  марксисты, закладывает основы для  формирования подлинной коллективности.

Согласно марксистской теории, с построением коммунизма складывается неразрывное единство общества и  личности. Коммунизм уже не подавляет  свободу, не нивелирует индивидуальное развитие своих членов. Единство общественных и личных интересов позволяет  превратить объективные требования общественного движения во внутренние побуждения личности. Это значит, что  человек самостоятельно ставит себе цели и начинает действовать свободно, становится непосредственным творцом  общественной жизни. В результате - открывается простор для безграничной реализации всех способностей человека в его свободном развитии. Теоретики  марксизма пытаются заверить, что  только коммунизм может обеспечить проведение в жизнь принципа "все  во имя человека, все для блага  человека". То есть, впервые в истории  общества человек вместо средства станет целью общественного развития.

Марксистская социология - это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.

Марксизм - идеология освободительного движения рабочего класса, практически разрешающего величайшую прогрессивную задачу ликвидации социального Гента, построения коммунистического общества. И чем значительнее были успехи этого прогрессивного движения, тем враждебнее становилось отношение буржуазных идеологов к самой этой идее.

К. Маркс одним из первых разработал представление об обществе как системе, где особое место принадлежит учению об общественно-экономической формации.

Социальное развитие, по Марксу, происходит в соответствии с определенными законами, под  которыми он понимает «внутреннюю и  необходимую связь» между явлениями. Маркс верил в существование  универсальных и неизменных исторических законов, лежащих в основе развития человечества. Он считал, что противоречия, борьба противоположностей есть источник движущей силы развития. Восхождение  от абстрактного к конкретному у него рассмотрено как общенаучный метод познания.

С точки зрения марксизма, выбор еще не является показателем  свободы человека, он сам должен быть свободным. И чем полнее и  точнее оцениваются действительные возможности общественного развития, средства, предоставляемые обществом  в распоряжение человека, тем свободнее  он в своем выборе, тем больший  простор открывается для выдвижения целей и нахождения необходимых  средств, тем значительнее перспективы  его стать свободным. Следовательно, свобода личности в марксизме  неотделимо от свободы общества. Человек  в той мере свободен, в какой  свободно общество, в котором он живет.

Для Маркса сама наука и  все живущие в человеке способности  являются частью производительных сил, которые находятся во взаимодействии с силами природы. Маркс выступал не против идей вообще, а лишь против идей, которые не берут свое начало в социальной реальности. Прежде всего, он никогда не забывал, что не только обстоятельства делают человека, но и сам человек создает обстоятельства.

                                              Список литературы

  1. Курасов П.Г., Костылев В.И. Учеб.пособие для Вузов. – М.: Вершина, 2008. – 192 с.
  2. Общая социология: учебное пособие / Под ред. проф. З.Т. Голенковой. - М.: Гардарики, 2009. - 474 с.
  3. Социология. Учебное пособие/ Под ред.проф.Попов С.В.– Спб.: Издательство «Наука», 2004. – 320 с.
  4. Социология: учебное пособие / Под ред. Касьянова В.В. - Ростов н/Д.: издательский центр «МарТ», 2007. - 512 с.
  5. Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ИНИТИ, 2003. - 349 с.

 

 


Информация о работе Социологическая концепция Карла Маркса