Социологические учения Карла маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Маркс в целом ряде своих работ, начиная с «Экономических и философских рукописей 1844 г.», выходит далеко за пределы такой трактовки отчуждения. Он считал, что основы отношений отчуждения коренятся в самих социальных структурах, которые отказывают людям в их сущностной человеческой природе. Он был убежден, что человеческая сущность реализуется в труде, творческая активность получает логическое завершение в сотрудничестве с другими, посредством чего люди преобразуют мир вне себя.

Файлы: 1 файл

Социологическое учение Карла Маркса.docx

— 44.22 Кб (Скачать)

Социологическое учение Карла  Маркса

Отчуждением именуется особый вид взаимоотношений, складывающихся между людьми. Они представляются в форме утраты человеком контроля над какими-то предметами или даже собственными качествами, составляющими  его собственную сущность. Наиболее отчетливо суть отчуждения проявляется  в отношениях собственности и  в отношениях рыночного обмена.

Маркс в целом ряде своих  работ, начиная с «Экономических и философских рукописей 1844 г.», выходит  далеко за пределы такой трактовки  отчуждения. Он считал, что основы отношений  отчуждения коренятся в самих  социальных структурах, которые отказывают людям в их сущностной человеческой природе. Он был убежден, что человеческая сущность реализуется в труде, творческая активность получает логическое завершение в сотрудничестве с другими, посредством  чего люди преобразуют мир вне  себя. Процесс производства – это  одна из «объективаций», посредством  которой люди создают материальные объекты, воплощающие в себе человеческое творчество, но при этом стоящие  как сущности отдельно от своих создателей. Отчуждение имеет место в тех  случаях, когда, объективировавшись, человек  не узнает себя в своем продукте, который становится чуждым ему, «не  является больше его собственностью»  и «противостоит ему как автономная сила».

Маркс выделял четыре особых проявления отчуждения в капиталистическом  обществе:

1) рабочий отчужден от  продукта своего труда, поскольку  то, что он производит, присваивается  другими, и он не контролирует  дальнейшую судьбу этого продукта;

2) рабочий отчужден от  акта производства. Работа становится  отчужденной активностью, которая  не дает внутреннего удовлетворения, давит на рабочего в качестве  внешней принудительной силы, и  перестает быть окончанием в  себе и при этом включает  в себя труд по цене, предложенной  кем-то другим как принудительный  труд. Фактически работа становится предметом торговли, который продается и единственной ценностью которого для рабочего является спрос на него как на агента производства;

3) рабочий отчуждается  от своей человеческой природы  или от своего «родового бытия», потому что первые два аспекта  лишают его производственную  активность тех специфически  человеческих качеств, которые  отделяют ее от активности  животных и таким образом определяют  собственно человеческую природу;

4) рабочий отчуждается  от других людей, поскольку  капитализм преобразует все его  отношения с другими людьми  в рыночные отношения; о людях  судят по тому положению, которое  они занимают на рынке, в  большей степени, нежели по  их чисто человеческим качествам.  Люди начинают рассматривать  друг друга как некие «воплощения» (как рабочего, капиталиста, начальника  или подчиненного), не как личности. Капитал сам по себе является  источником дальнейшего отчуждения  в рамках развитой капиталистической  экономики. Это происходит вследствие  того, что само капиталистическое  накопление порождает свои собственные  потребности, которые принижают  людей до уровня предметов  потребления. Рабочие становятся  факторами приведения в действие  капитала, и над их деятельностью  господствуют скорее их способности  принести выгоду работодателю, нежели  их собственные человеческие  потребности и сущности.

Понятие отчуждения сегодня  используется в современной социологической  теории для описания довольно широкого спектра социальных явлений. Сюда относят, в частности, и любое чувство  неудовлетворенности индивида тем  обществом, в котором он живет; и  чувство, что в обществе царит  моральное разложение, и ощущение бессилия перед твердыней социальных институтов.

По К. Марксу, сущность социальных отношений между собственниками производства и работниками, не обладающими  такой собственностью, но трудящимися  с помощью этих не принадлежащих  им средств производства, находит свое выражение в эксплуатации. Причем эксплуатация не является прерогативой одного лишь капитализма. «Всюду, где часть общества обладает монополией на средства производства, работник, свободный или несвободный, должен присоединять к рабочему времени, необходимому для содержания его самого, излишнее рабочее время, чтобы произвести жизненные средства для собственника производства».

Эксплуатация представляет собою не что иное, как безвозмездное  присвоение части продукта труда  непосредственного производителя.

Трудовая теория стоимости. Понятие эксплуатации лежит в  основе теории прибавочной стоимости. Часть продукта труда, безвозмездно присваиваемая владельцем средств, измеряется прибавочной стоимостью. Предположим, рабочий день составляет десять часов. В течение части  его, скажем в течение шести часов, рабочий будет производить товары, стоимость которых равна стоимости  его существования. В течение  четырех остающихся часов рабочий  будет создавать прибавочную  стоимость, которая и присваивается  капиталистом. Таким образом, прибавочная  стоимость – это не что иное, как стоимость, остающаяся после  того, как из общей стоимости произведенного работником продукта вычтена стоимость  воспроизводства его рабочей  силы – необходимая стоимость, измеряемая при капитализме заработной платой.

Достаточно важным для  понимания многих марксистских концепций (особенно для теории общественно-экономических  формаций) является осознание сути не столько самой прибавочной  стоимости, сколько соотношения  необходимой и прибавочной стоимости  в общем объеме произведенной  стоимости. Усреднен-но-обобщенная величина этой пропорции, характерная для  данного общества, может дать представление  о многих параметрах развития данного  общества: и об уровне развития производительных сил, и о степени эксплуатации, и о господствующем характере  собственности. Само появление прибавочной  стоимости означает возможность  возникновения частной собственности  и товарно-денежных отношений.

2) Эволюционно-психологическая  школа в социологии 

Франклин Гиддингс

Сознание рода, подобно  коллективному разуму, управляет  и создает стабильность в обществе.

По Гиддингсу, сознание рода – первый субъективный социальный факт. Подразумевает такое состояние  сознания, при котором всякое сознательное существо признает другое сознательное существо равным себе. Эта духовная близость делает людей подобными  друг другу. Они чувствуют одинаково  и приходят к согласованным действиям.

По Гиддингсу, экономические  и социальные кризисы обостряют  чувство общности и интенсифицируют  сознание рода. Сознание рода исключает  тех, кто принадлежит к иной расе и культуре. Наверно, именно по этому  Гиддингс был против миграции в США  которая, по его мнению, разжижает нацию.

Все действия индивида мотивированы сознанием рода, а любой социальный конфликт можно рассматривать через  призму рода.

Гиддингс стоял на позициях умеренного социального реформизма, как и многие американские социологи.

Рассматривал государство  как силу, действующую в интересах  всего общества.

Специфика социологической  концепции Гиддингса 

Социология – наука  о социальной структуре.

Гиддингс рассматривает  социальную структуру сквозь призму класса. Понятие «класс» было широко распространено в естествознании, и  стало использоваться в социальных науках. По Гиддингсу, классовая структура  возникает в результате естественного  неравенства людей – в физическом, умственном, нравственном плане.

 

Гиддингс выделил 4 типа социальных классов в обществе, в связи  с неравной способностью людей приспосабливаться  к жизни:

1) Социальный класс. Состоит  из людей, активно защищающих  и улучшающих существующее общественное  устройство.

2) «Не-социальный класс». Те, кто тяготеет к узкому индивидуализму, который приводит к равнодушию к общественной жизни.

3) Псевдосоциальный класс.  Бедняки и люмпены, стремящиеся  жить за счет общества.

4) Антисоциальный класс.  Преступники, у которых исчезло  сознание рода. Они ненавидят  общество и его институты. 

Также выделяет жизненные  классы и классы личности, которые  в отличие от социальных классов  формируются на основе врожденных задатков и способностей.

Характерно для Гиддингса  – то, что он анализирует социальные структуры не только с позиции  класса, но и рассматривает с позиции  группы. Именно в малой группе индивид  находит возможность удовлетворить  свои потребности.

В отличие от классов, группы формируются на базе естественных признаков  и естественных потребностей. Малые  группы не требуют жесткого приспособления к себе, в них нет сильного давления на личность, как в классе.

Изучение социальной структуры  связано с вопросами о социальном устройстве общества, которое задает режим функционирования всего общества, отдельной личности. Т.е. речь идет о  социальных институтах и организационных  структурах, посредством которых  идет удовлетворение потребностей, как  на уровне индивида, так и на уровне общества.

Гиддингс пытается выявить  показатели, отображающие степень цивилизованности общества.

В примитивных обществах  регулирование отношений осуществляется через социальную структуру, центром  которой являются отдельные этнические группы, которые не позволяют индивиду проявлять активность в достижении результата. В таком обществе нет  дифференциации и социальной мобильности. Социальные группы определяют порядок  и всю жизнь индивида.

Новая стадия общественного  развития связывается с принципами социального устройства, главный  из которых – целесообразная активность индивида. Посредством этой активности человек создает различного рода организации, которые приводят к  социальному устройству.

Во втором периоде научной  деятельности (20 года XX века) Гиддингс находился под влиянием идей бихевиоризма. Пытался подвести под свою теорию фундамент статистических методов исследования. Этим Гиддингс оказал большое влияние на формирование эмпирической социологии в США.

Согласно новым методологическим предпосылкам, социология должна сосредотачиваться  на непосредственно наблюдаемом, т. е. только на том, что можно увидеть. Отсюда принцип - наука должна изучать поведение, а не сознание, т.к. оно не наблюдаемо. Этому методологическому принципу научного познания была созвучна и идеологическая установка, которая бытовала в американском обществе – человек может ускорять движение вперед не благодаря сознанию, а благодаря активности и деятельности.

Социологические идеи Чарльза  Кули (1864-1929)

Основные работы:

1) «Человеческая природа  и общественный порядок» 

2) «Социальная организация» 1909 год 

3) «Социальный прогресс»  1918 год 

На русский язык эти  работы не переведены, мы можем узнать о научной деятельности Чарльза  Кули только из статей сборника МГУ  «Американская социологическая  мысль». И вообще очень мало информации о нем. Кули известен в основном как  основоположник теории первичных групп  и теории «зеркального «Я».

Кули находился под  влиянием спенсеровского органицизма  и идей эволюционизма. Это влияние  носило скорее мировоззренческий характер, выражающийся в представлении о единстве и взаимозависимости органической и социальной революции. На основе этих идей и строил свои взгляды.

Природу человека характеризовал:

1) С биологической точки  зрения, природа человека – набор  бесформенных импульсов и способностей, которые передаются по наследству. Биологическая природа являлась  определяющей на ранних стадиях  развития человечества.

2) Социальная природа  вырабатывается при помощи простых  форм взаимодействия, которые происходят  в первичных группах. 

Социальная природа представляет собой некий общий всему человечеству комплекс чувств, норм, которые составляют универсальную структуру человеческой деятельности.

С идеей социализирующей  роли первичных групп Кули и вошел  в социологию. Первичные группы –  те, которые характеризуются непосредственными  связями и сотрудничеством. Они  первичны по многим факторам, но главным  образом в том, что они есть фундамент социальной природы. Они  способствуют слиянию индивидов  в общее целое. Самость индивида во многом оказывается чем то общим, и формируется некое «мы».

Первичные группы по Кули –  семья, игровые группы детей, соседские  общины. Они универсальны и присущи  всем временам.

В деле социализации Кули особое внимание уделяет сельской общине. Она вплоть до появления современных  индустриальных городов играла главную  роль в общежитии людей. Сельская община являлась определяющей во многих обществах.

Кули говорит об отчуждении человека, прекращения общения лицом  к лицу, о переходе на опосредованный контакт. Эта проблема рационализации и формализации общественной жизни  получила широкое освещение в  социологии, особенно в немецкой (франкфуртская школа).

Говоря, что современная  жизнь ослабляет нашу общность, Кули не оценивает этот процесс ни с  положительной, ни с отрицательной сторон. Отмечает, что в современном обществе люди могут сами создать общности, где на основе сходства занятий достигается близость людей.

Первичные группы не независимы, их деятельность определяется более  широкими общественными отношениями, которые существуют в социальной системе. Например, немецкая семья и  школа несут на себе печать милитаризма. Хотя это и спорно. Первичные группы не изменяются по своему характеру  по своему характеру и значению, как крупные социальные образования.

Информация о работе Социологические учения Карла маркса