Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:49, реферат
Маркс в целом ряде своих работ, начиная с «Экономических и философских рукописей 1844 г.», выходит далеко за пределы такой трактовки отчуждения. Он считал, что основы отношений отчуждения коренятся в самих социальных структурах, которые отказывают людям в их сущностной человеческой природе. Он был убежден, что человеческая сущность реализуется в труде, творческая активность получает логическое завершение в сотрудничестве с другими, посредством чего люди преобразуют мир вне себя.
Идея Кули относительно первичных групп – человеческая природа не существует отдельно в индивидах, а есть групповая природа.
На этой основе Кули строит
представления о специфике
Симпатия индивида в целом отражает социальный порядок, в котором он живет.
Исходя из процесса взаимодействия, Кули формирует концепцию социальной реальности. Она состоит из различных социальных отношений.
Чарльз Кули: «Мое взаимодействие с вами состоит в отношениях между моим представлением о вас и моим самосознанием. Если в вас есть что-то, чего я не знаю, то это (то, что я не знаю о вас) никак не влияет на мое восприятие. Таким образом, общество в его непосредственном аспекте есть отношение между идеями личности».
Ключ к постижению этой сугубо идеалистической концепции лежит в идее «зеркального «Я». Эта идея состоит в том, что:
1) Первичными фактами общественной жизни являются представления людей друг о друге.
2) Личность – сумма психических реакций на мнения других людей.
В наших представлениях о самих себе большую роль играет то, как нас оценивают другие люди.
Идея человека о самом себе включает три главных момента:
1) Представления о том, каким я кажусь другому лицу
2) Представления об оценке, которую другой человек дает мне
3) Некоторое чувство «Я» в виде гордости или унижения
Мы смотрим в представления о нас как в зеркало, и судим по этому отражению.
Кули подчеркивает, что эти оценки играют большую роль в развитии ребенка.
В понимании Кули социальная реальность содержит глубокие идеи, носящие на первый взгляд субъективный характер. Эти идеи определили многие направления в социологии и социальной психологии. Такие как:
1) Теория социализации
2) Ролевая теория личности
3) Социология малых групп
Кули оказал большое влияние на формирование идей и концепций, связанных с пониманием микросоциологических процессов в общественной жизни.
Кули открыл критическую традицию в социологической науке, которое было направлено на неприятие процесса рационализации. Эта идея нашла свое продолжение в работах Маркузе, Шпенглера, Бердяева и других.
9)
Важную роль в становлении
и развитии классической социологии
сыграла так называемая формальная
социология. К ней относились Вильгельм
Дильтей (1833-1911), Георг Зиммель (1858-1918),
Фердинанд Тённис (1855-1936) и Леопольд
фон Визе (1876-1969). Формальная школа
в социологии представляла собой
антипозитивистское направление, которое
в противовес естественнонаучному
"объяснению" культурно-исторической
реальности предложила "понимание"
исторических явлений в обществе.
По мнению этих исследователей, социология
должна была занимать промежуточное
место между естественными и
гуманитарными науками. Как и
науки о природе, социология должна
сохранять приверженность к точным
фактам и причинному объяснению социальных
явлений. В то же время она не должна
избегать и приёмов метода понимания.
Например, по Дильтею, "понимание"
основывается на изучении и постижении
мотивов человеческой деятельности,
обусловившей то или иное событие. Задача
"понимания" в том, чтобы ощутить
себя в "идеальной одновременности"
с людьми давно ушедших эпох, пережить
возможности их бытия как свои
собственные и тем самым
Огромный вклад в развитие
классической социологии внёс немецкий
учёный, экономист, историк и социолог
Макс Вебер (1864-1920). Для его творчестав
характерны глубокое проникновение
в предмет исследования, поиск
исходных, базовых элементов, с помощью
которых можно было бы прийти к
пониманию закономерностей
Основу социологической
теории М.Вебера составляет концепция
социального действия. По его мнению,
социальным является только такое действие,
осуществляемое индивидом, которое
осмыслено и направлено на других
людей. М.Вебер считал, что наиболее
важным в социологии является логическое
понимание социальных процессов
и их научное осмысление. По Веберу,
социология должна быть "понимающей",
т.е. дать интерпретацию субъективных
мотивов индивидуального
Важной составляющей теории социального действия была веберовская концепция идеальных типов. Идеальный тип - это "интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции" ("ремесло", "капитализм", "церковь", "хозяйство"), идеальная (созданная в воображении человека) модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. Ученый разделял исторический и социологический идеальный тип (генетический и чистый). Учение об идеальных типах может служить как методологической установкой социального познания, так и решения практических проблем.
В работах М.Вебера затрагивались
различные аспекты
К классикам мировой социологии несомненно следует отнести и Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), хотя годы его жизни и творчества несколько выходят за рамки классического этапа в развитии социологии. П.А.Сорокина обычно называют русско-американским социологом. Начало его научной карьеры приходится ещё на дореволюционные годы. В 1919 г. П.А.Сорокину удалось организовать первую в России социологическую кафедру, а в 1920 г. он становится профессором по кафедре социологии. Однако уже в 1922 г. П.А.Сорокин вынужден был покинуть родину, а в 1923 г. по приглашению ряда американских социологов он навсегда перебирается в США.
Социология в Украине в начале ХХ века. М. Ковалевский
Определяющая черта
Социологические взгляды В. Липинского, М. Драгоманова, М. Грушевского
Социологические идеи развивались в трудах экономистов, историков, этнографов и других обществоведов. Липинский Вячеслав Казимирович(1882—1931) — выдающийся украинский социальный мыслитель, историк. Основная работа — «Листи до братів хліборобів». Политический социолог, основатель теории элиты, идеолог монархического консерватизма. Считал, что в обществе обязательно должен быть высший социальный слой — элита, которая защитит национальное государство, создаст его и преодолеет разрушительные тенденции. Элиту характеризуют сила и авторитет. У элиты аристократические черты. Задача украинского народа — формирование элиты. Выделял типы элит: 1) охлократия(власть толпы); 2) классократия; 3) демократия. Для Украины лучше всего — классократическая элита во главе с гетманом. Драгоманов Аркадий Петрович(1841—1895) — публицист, историк, философ, социолог. В Киевском университете читал историю, защитил диссертацию на историческую тему. В общественной деятельности интересовался этнографией и фолклорией Украины. Параллельно занимался проблемой украинского национально-культурного и политического возрождения. Стал основателем организации «Киевская громада». После ее запрета эмигрирует в Женеву и начинает деятельность по политологии и социологии украинского возрождения. Драгоманов считал, что социальное и национальное освобождение Украины неотъемлемы, марксизм неприемлем для украинского народа, для Украины необходима общеевропейская идеология(демократия), но с национальным содержанием. Основной его тезис — «космополитизм в идеях и целях, национализм в форме и почве». В исследованиях использовал историко-сравнительный метод. Считается, что Драгоманов заложил основы украинской социологии. Под социологией понимал универсальную и точную науку об обществе, стремился к синтезу общественных наук в единую науку. Важным считал принцип историзма. Историзм соединяется с конкретными методами социологического анализа. Объединяя явления социальной жизни, он использовал теорию множества факторов(т. е. на общество воздействует много факторов), критикуя марксизм. По Драгоманову, социальная динамика — это объективное явление, охватывающее как прогрессивное, так и реакционное движения. Драгоманов также развивал идеи социальной революции, был противником диктатуры, централизма и сторонником федерализма. Грушевский Михаил Сергеевич(1866 — 1934) — выдающийся украинский историк, этнолог, фольклорист, социолог, организатор науки, политический деятель — первый президент УНР. Социологические взгляды его сложились под влиянием Конта, Спенсера, Дюркгейма. Как социолог проявил себя в эмиграции в 1919 г. Был инициатором организации украинского социологического института в Вене, там же и читал курс генетической социологии. Написал труд по социологии «Начала гражданства(генетическая социология)». Основная идея книги — обоснование законов трансформации человеческого общества, применение социологических подходов к изучению украинского общества. Анализирует противоборства индивидуализма и коллективизма, считая, что это движущая сила социальной эволюции. Выдвигает три стадии развития общества: 1) родо-племенной строй; 2) классовый строй; 3) новые коллективистские отношения. Таким образом, Грушевский развивал социально-демократические взгляды. Он считал, что социальное развитие зависит от сознательного влияния индивидуальной человеческой воли.
Социологические взгляды Н. Шаповала, Б. Кистяковского, Д. Донцова
Шаповал Никита Юхимович(1882—1932)
— украинский писатель, социолог, политический
деятель. Исследует социологию украинского
национально-освободительного движения.
Его книги: «Украинская социология»,
«Социология украинского
Советская социология и социология в Украине в конце ХХ века
В 30-е годы развитие социологии
в нашей стране временно прервалось.
В период тоталитаризма в нашей
стране социология была объявлена враждебной
наукой. Социальная мифология была
возведена в ранг науки, а реальная
наука объявлена «буржуазной
лженаукой». А работы по историческому
материализму анализировали социальные
явления, процессы на общем, абстрактно-теоретическом,
уровне, оторванном от реальной жизни.
Возрождение социологических
В современном
мире существует большое разнообразие
специальных социологических
В современной социологии выделяется несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это — социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т. п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения и аномальные явления и т. п.