Социологические учения Карла маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Маркс в целом ряде своих работ, начиная с «Экономических и философских рукописей 1844 г.», выходит далеко за пределы такой трактовки отчуждения. Он считал, что основы отношений отчуждения коренятся в самих социальных структурах, которые отказывают людям в их сущностной человеческой природе. Он был убежден, что человеческая сущность реализуется в труде, творческая активность получает логическое завершение в сотрудничестве с другими, посредством чего люди преобразуют мир вне себя.

Файлы: 1 файл

Социологическое учение Карла Маркса.docx

— 44.22 Кб (Скачать)

Идея Кули относительно первичных  групп – человеческая природа  не существует отдельно в индивидах, а есть групповая природа.

На этой основе Кули строит представления о специфике социального  познания социальной реальности, которая  развивается из контактов с сознанием  других людей, через общение.

Симпатия индивида в целом  отражает социальный порядок, в котором  он живет.

Исходя из процесса взаимодействия, Кули формирует концепцию социальной реальности. Она состоит из различных  социальных отношений.

Чарльз Кули: «Мое взаимодействие с вами состоит в отношениях между  моим представлением о вас и моим самосознанием. Если в вас есть что-то, чего я не знаю, то это (то, что я  не знаю о вас) никак не влияет на мое восприятие. Таким образом, общество в его непосредственном аспекте  есть отношение между идеями личности».

Ключ к постижению этой сугубо идеалистической концепции  лежит в идее «зеркального «Я». Эта  идея состоит в том, что:

1) Первичными фактами  общественной жизни являются  представления людей друг о  друге. 

2) Личность – сумма  психических реакций на мнения  других людей. 

В наших представлениях о  самих себе большую роль играет то, как нас оценивают другие люди.

Идея человека о самом  себе включает три главных момента:

1) Представления о том,  каким я кажусь другому лицу 

2) Представления об оценке, которую другой человек дает  мне 

3) Некоторое чувство «Я»  в виде гордости или унижения 

Мы смотрим в представления  о нас как в зеркало, и судим  по этому отражению.

Кули подчеркивает, что  эти оценки играют большую роль в  развитии ребенка.

В понимании Кули социальная реальность содержит глубокие идеи, носящие  на первый взгляд субъективный характер. Эти идеи определили многие направления  в социологии и социальной психологии. Такие как:

1) Теория социализации 

2) Ролевая теория личности 

3) Социология малых групп 

Кули оказал большое влияние  на формирование идей и концепций, связанных  с пониманием микросоциологических процессов в общественной жизни.

Кули открыл критическую  традицию в социологической науке, которое было направлено на неприятие  процесса рационализации. Эта идея нашла свое продолжение в работах  Маркузе, Шпенглера, Бердяева и других.

9)

Важную роль в становлении  и развитии классической социологии сыграла так называемая формальная социология. К ней относились Вильгельм  Дильтей (1833-1911), Георг Зиммель (1858-1918), Фердинанд Тённис (1855-1936) и Леопольд фон Визе (1876-1969). Формальная школа  в социологии представляла собой  антипозитивистское направление, которое  в противовес естественнонаучному "объяснению" культурно-исторической реальности предложила "понимание" исторических явлений в обществе. По мнению этих исследователей, социология должна была занимать промежуточное  место между естественными и  гуманитарными науками. Как и  науки о природе, социология должна сохранять приверженность к точным фактам и причинному объяснению социальных явлений. В то же время она не должна избегать и приёмов метода понимания. Например, по Дильтею, "понимание" основывается на изучении и постижении мотивов человеческой деятельности, обусловившей то или иное событие. Задача "понимания" в том, чтобы ощутить  себя в "идеальной одновременности" с людьми давно ушедших эпох, пережить возможности их бытия как свои собственные и тем самым обнаружить нереализованные потенции собственного бытия.

Огромный вклад в развитие классической социологии внёс немецкий учёный, экономист, историк и социолог Макс Вебер (1864-1920). Для его творчестав характерны глубокое проникновение  в предмет исследования, поиск  исходных, базовых элементов, с помощью  которых можно было бы прийти к  пониманию закономерностей общественного  развития. М.Вебер разработал собственную  социологическую теорию, которая  в настоящее время оказывает  решающее воздействие на все научные  социологические школы.

Основу социологической  теории М.Вебера составляет концепция  социального действия. По его мнению, социальным является только такое действие, осуществляемое индивидом, которое  осмыслено и направлено на других людей. М.Вебер считал, что наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов  и их научное осмысление. По Веберу, социология должна быть "понимающей", т.е. дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять их и объяснить. Учёный предложил  подход, с помощью которого можно  объяснить социальное действие. Для  этого необходимо понять значение, которое придаёт действующее  лицо (актор) осуществляемому им акту.

Важной составляющей теории социального действия была веберовская  концепция идеальных типов. Идеальный тип - это "интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции" ("ремесло", "капитализм", "церковь", "хозяйство"), идеальная (созданная в воображении человека) модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. Ученый разделял исторический и социологический идеальный тип (генетический и чистый). Учение об идеальных типах может служить как методологической установкой социального познания, так и решения практических проблем.

В работах М.Вебера затрагивались  различные аспекты жизнедеятельности  общества. Учёный занимался исследованиями в области социологии власти и  социологии права, социологии религии  и социолгии хозяйственной жизни. Идеи М.Вебера до сих пор вдохновляют  многих социологов на дальнейшие теоретические  разработки. Он имеет много последователей, а его книги считаются классическими  образцами научных изысканий.

К классикам мировой социологии несомненно следует отнести и Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), хотя годы его жизни и творчества несколько выходят за рамки классического этапа в развитии социологии. П.А.Сорокина обычно называют русско-американским социологом. Начало его научной карьеры приходится ещё на дореволюционные годы. В 1919 г. П.А.Сорокину удалось организовать первую в России социологическую кафедру, а в 1920 г. он становится профессором по кафедре социологии. Однако уже в 1922 г. П.А.Сорокин вынужден был покинуть родину, а в 1923 г. по приглашению ряда американских социологов он навсегда перебирается в США.

Социология в Украине  в начале ХХ века. М. Ковалевский

Определяющая черта социологической  мысли в Украине — тесная взаимосвязь  с общественно-политическими проблемами, с задачами утверждения национальной государственности, борьбой за независимость, национально-культурное возрождение. Первые украинские социологи были прежде всего общественными деятелями, а уже потом научными работниками. В социологической мысли конца 19 — начала 20 века доминировало обращение к социально-культурным проблемам. Вместе с тем проявлялась заинтересованность социально-политическими, экономическими аспектами. Один из известнейших отечественных социологов — Максим Ковалевский (1851—1916) исповедовал плюралистический подход к обществу, старался при решении сложных социологических проблем принимать во внимание совокупность социальных факторов и элементов. Он отводил важную роль сравнительному методу исследований. В двухтомной работе «Социология»(1910) писал, что социология, на отличие, например, от истории, отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь на общую их тенденцию, не теряя при этом своей основной задачи — раскрытие причин покоя или движения человеческих обществ в разные эпохи. Только социология, утверждал он, может ставить себе за цель раскрытия элементов, необходимых для блага общества, то есть для его порядка и прогресса, а также всех разнообразных биосоциальных причин, от которых они зависят. Г. Ковалевский не считал, что идеи правят миром, утверждал, что не существует единого определяющего социального фактора. Известный историк, этнограф, археолог Владимир Антонович(1834—1908) использовал свои знания для изучения социальной структуры, психосоциальных типов, поведения толпы, факторов социального развития.

Социологические взгляды  В. Липинского, М. Драгоманова, М. Грушевского

Социологические идеи развивались  в трудах экономистов, историков, этнографов и других обществоведов. Липинский  Вячеслав Казимирович(1882—1931) — выдающийся украинский социальный мыслитель, историк. Основная работа — «Листи до братів хліборобів». Политический социолог, основатель теории элиты, идеолог монархического консерватизма. Считал, что в обществе обязательно должен быть высший социальный слой — элита, которая защитит национальное государство, создаст его и преодолеет разрушительные тенденции. Элиту характеризуют сила и авторитет. У элиты аристократические черты. Задача украинского народа — формирование элиты. Выделял типы элит: 1) охлократия(власть толпы); 2) классократия; 3) демократия. Для Украины лучше всего — классократическая элита во главе с гетманом. Драгоманов Аркадий Петрович(1841—1895) — публицист, историк, философ, социолог. В Киевском университете читал историю, защитил диссертацию на историческую тему. В общественной деятельности интересовался этнографией и фолклорией Украины. Параллельно занимался проблемой украинского национально-культурного и политического возрождения. Стал основателем организации «Киевская громада». После ее запрета эмигрирует в Женеву и начинает деятельность по политологии и социологии украинского возрождения. Драгоманов считал, что социальное и национальное освобождение Украины неотъемлемы, марксизм неприемлем для украинского народа, для Украины необходима общеевропейская идеология(демократия), но с национальным содержанием. Основной его тезис — «космополитизм в идеях и целях, национализм в форме и почве». В исследованиях использовал историко-сравнительный метод. Считается, что Драгоманов заложил основы украинской социологии. Под социологией понимал универсальную и точную науку об обществе, стремился к синтезу общественных наук в единую науку. Важным считал принцип историзма. Историзм соединяется с конкретными методами социологического анализа. Объединяя явления социальной жизни, он использовал теорию множества факторов(т. е. на общество воздействует много факторов), критикуя марксизм. По Драгоманову, социальная динамика — это объективное явление, охватывающее как прогрессивное, так и реакционное движения. Драгоманов также развивал идеи социальной революции, был противником диктатуры, централизма и сторонником федерализма. Грушевский Михаил Сергеевич(1866 — 1934) — выдающийся украинский историк, этнолог, фольклорист, социолог, организатор науки, политический деятель — первый президент УНР. Социологические взгляды его сложились под влиянием Конта, Спенсера, Дюркгейма. Как социолог проявил себя в эмиграции в 1919 г. Был инициатором организации украинского социологического института в Вене, там же и читал курс генетической социологии. Написал труд по социологии «Начала гражданства(генетическая социология)». Основная идея книги — обоснование законов трансформации человеческого общества, применение социологических подходов к изучению украинского общества. Анализирует противоборства индивидуализма и коллективизма, считая, что это движущая сила социальной эволюции. Выдвигает три стадии развития общества: 1) родо-племенной строй; 2) классовый строй; 3) новые коллективистские отношения. Таким образом, Грушевский развивал социально-демократические взгляды. Он считал, что социальное развитие зависит от сознательного влияния индивидуальной человеческой воли.

Социологические взгляды  Н. Шаповала, Б. Кистяковского, Д. Донцова

Шаповал Никита Юхимович(1882—1932) — украинский писатель, социолог, политический деятель. Исследует социологию украинского  национально-освободительного движения. Его книги: «Украинская социология», «Социология украинского возрождения», «Социология Украины». В своих  работах осуществлял классификацию  общественных групп, выделяя организованные группы, где есть деление на управляющих  и подчиненных, и неорганизованные; простые и сложные группы. Выдвигал теорию национального общества, которое  выполняет все функции(экономические, политические, культурные). Общество в Украине станет украинским, когда все функции общества будут выполниться украинцами. Определенную роль в развитии украинской социологии сыграл Богдан Кистяковский(1862—1920). Основной его труд — «Социальные науки и право: очерки методологии социальной науки и общей теории права». По его мнению, современные социальные науки пребывают в кризисе, причинами которого являются зависимость социальной науки от социальной философии и господство психологизма. При социально-научном изучении права исходным является тезис, что правопорядок существующий в жизни не тождественен правопорядку, выраженному в правовых нормах, потому возникает необходимость изучения права как социального явления. При этом берется во внимание не письменное право, а право которое живет в народе. Донцов Дмитрий Иванович(1883, Мелитополь — 1973, Канада) — украинский публицист, политолог, идеолог, социолог. Теоретик крайнего украинского национализма. Считал, что основной закон человеческого общества — борьба за существование. Отвергал веру в разум и считал, что важным является творческий фактор — свобода. Был приверженцем идеологии волевого национализма и считал, что нация — это эмонация свободы в борьбе. В борьбе выживает сильнейшая нация. Прогресс — это право сильной расы организовать людей и народы для укрепления существующей культуры и цивилизации. Есть народы высшие и низшие.

Советская социология и социология в Украине в конце ХХ века

В 30-е годы развитие социологии в нашей стране временно прервалось. В период тоталитаризма в нашей  стране социология была объявлена враждебной наукой. Социальная мифология была возведена в ранг науки, а реальная наука объявлена «буржуазной  лженаукой». А работы по историческому  материализму анализировали социальные явления, процессы на общем, абстрактно-теоретическом, уровне, оторванном от реальной жизни. Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской  оттепели». Инициаторов конкретных социологических исследований постоянно  подвергали критике, им отводили роль «собирателей фактов». Значительный массив социальной информации, что составлял  научную ценность и мог быть использован  для решения многих социальных проблем, был игнорирован. Но, несмотря на все  эти обстоятельства, социологические  исследования развивались, постепенно расширяя сферу теоретического социологического знания. В 1958 г. возникла Советская Социологическая  Ассоциация. Через два года в Институте  философии АН СССР был создан первый социологический сектор исследования новых форм труда и быта, позднее  превращенный в отдел конкретных социологических исследований. В 1968 г. начал работать Институт конкретных социальных исследований. В 1974 г. стал выходить профессиональный журнал «Социологические исследования». В Украине первый научный отдел конкретных социологических  исследований в Институте философии  АН Украины начал функционировать  в 1969 г. В 60-е годы начинаются социологические  исследования разной тематической направленности. В частности на металлургических, текстильных, машиностроительных предприятиях Днепропетровска, Запорожья, Одессы социологи  изучали условия жизни, зависимость  образа жизни от социально-бытовых  и социально-демографических факторов. Социологическое подразделение  Львовского отделения Института  экономики АН УССР разработало методики социального планирования на промышленных предприятиях республики. Эти методики и связанные с ними концепции, как и разработки Донецкого отделения  Института экономики АН Украины, заметно обогатили промышленную социологию и социологию труда в  Украине. Для аспирантов и студентов  были подготовлены первые учебные пособия(«Рабочая книга социолога», 1976; «Теория и практика социологических исследований в СССР», 1979 и др.). Благоприятными для развития социологии стали 80-е года, когда она в конце концов восстановила статус самостоятельной науки. В конце 80-х годов создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения(директор Т. И. Заславская), В 1990 г. создан Институт социологии Академии наук Украины. Со временем основана Украинская социологическая ассоциация, в университетах открыты факультеты и отделения для подготовки профессиональных социологов, образован специализированный совет для защиты диссертаций, выходит журнал «Социология: теория, методы, маркетинг». Основные направления современных социологических исследований касаются особенностей социально-статусной стратификации в условиях переходной экономики, социальных условий и механизмов формирования современной рыночной экономики, факторов возникновения и механизмов преодоления социальных конфликтов в процессе трансформации общества, национальных аспектов. Изучаются проблемы социальной структуры и профессиональной ориентации молодежи(С. Макеєв, В. Чорноволенко), мониторинг общественного мнения(Е. Головаха), теория общественного мнения(В. Осовский), применение математических методов в социологических исследованиях(В. Паниото), изучение истории социологии(А. Ручка, В. Танчер), социологии образования, проблем высшей школы(В. Бакиров, В. Волович, О. Якуба), этносоциологии(Т. Рудницкая, М. Шульга), социологии предпринимательства(В. Ворона, В. Пилипенко, Е. Суименко) и т. п. В 2001 г. опубликован Указ Президента Украины «О развитии социологической науки в Украине», в котором предусмотрены государственные научные программы в области социологии, создание банка социологических данных, развитие социологических и социально-психологических служб на предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, распространение социологических знаний среди населения.

Современные социологические теории

 

В современном  мире  существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу  Роберту  Мертону. Но возникли  теории значительно раньше.  Они изложены   в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма  и  др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта  Парсонса, Поля Лазарсфельда  и др. Специальные социологические теории система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную  реализацию  форм общественного  сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного  сознания на уровне общества, специальные социологические  теории рассматривают  их на  уровне  конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную  систему  с ее  общими   и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный  объект как  особый социальный  институт функционирующей  социальной системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной  системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д.  

В современной  социологии выделяется несколько групп  социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных  наук. Это — социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п.  В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных  групп, социология города  и деревни  и т. п. В-четвертых, специальные   социологические  теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это  социология управления, организации, социология семьи, социология  образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения  и аномальные явления и т. п.

Информация о работе Социологические учения Карла маркса