Социологические взгляды карла маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:55, реферат

Краткое описание

Карл Маркс, как один из завершителей классической политической экономии оставил заметный след в истории экономической мысли. Его идеи выходят за рамки непосредственно экономических проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими.
Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...1
Глава 1. Исторические и социальные предпосылки возникновения в Европе "марксисткой социологии"…………………………………………………………2
Глава 2. Три кита "Социологии марксизма"…………………………………….4
1. Диалектический материализм и социология……………………………….4
2. Социология классов и классовой борьбы………………………………......7
3. Социология революции……………………………………………………...8
Глава 3. Концепция социологического учения К. Маркса…………………....10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

социологические взгляды карла маркса 2.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

План:

 

   Введение…………………………………………………………………………...1

   Глава 1. Исторические и социальные предпосылки возникновения в Европе                "марксисткой социологии"…………………………………………………………2                                 

  Глава 2. Три кита "Социологии марксизма"…………………………………….4

      1. Диалектический материализм и социология……………………………….4

      2. Социология классов и классовой борьбы………………………………......7

      3. Социология революции……………………………………………………...8

   Глава 3. Концепция социологического учения К. Маркса…………………....10

   Заключение……………………………………………………………………….13         

   Список литературы………………………………………………………………13

 

 

 

 

Введение

      Карл Маркс,  как  один из завершителей классической  политической экономии оставил  заметный след в истории экономической мысли. Его идеи выходят за рамки непосредственно экономических проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими.

      Карл Маркс родился  5 мая 1818 г. в немецком городе  Трире. Он был вторым из девяти  детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших  в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.

 

      В 1830—1835 г. учился в гимназии города  Трира. С 1835 г. учился на отделении  права Боннского университета, ас 1836 по 1841 г. изучал право, философию,  историю и историю искусств в Берлинском университете, по завершении которого в 1841г.  получил степень доктора на философском факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания университета, с головой уходит в деятельность многочисленных коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых крайних формах. Молодой доктор философии уже тогда воспринимал революционный террор как универсальное орудие решения всех социальных проблем - "Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие." или  - "Оружие критики не может заменить конечно критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой" и т.д., т.е. еще до теоретического обоснования необходимости революции и гражданской войны (данного в "Капитале") Маркс уже верил в неизбежность этого. Как               справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1го тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале". Трудно удержаться от того, чтобы не процитировать О.Хаксли: " Философия есть отыскание сомнительных доказательств того, во что веришь инстинктивно."

      Марксу  удалось за короткий срок стать  одним из лидеров данного направления,  что и привлекло пристальное  внимание полиции. Несмотря на  то, что Марксу не пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в Европе стало для него излишне опасным и К. Маркс на всю остальную свою жизнь с 1850 по 1883  находит убежище в Лондоне.

      В лондонский  период жизни К. Маркс пишет  в числе многих произведений и "Капитал", который рассматривал как труд всей своей жизни . Что касается финансовой стороны его жизни в этот период, то она складывалась весьма непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс становится сотрудником газеты "Нью-Йорк дейли трибюн", но из-за финансовых трудностей на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается подготовить работу "К критике политической экономии", и при содействии Ф. Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г. она была опубликована.

 

1. Исторические  и социальные предпосылки возникновения  в Европе "марксисткой социологии"

       Социология марксизма – это теория социального развития общества, рассмотренная через призму материальных условий, через противоречия и существующий способ производства. Рассмотрим исторические и социальные предпосылки возникновения в Европе марксисткой социологии.

 

              С развитием производства изменялись  и требования к мастерам и  рабочим. Если раньше ремесленник  должен был знать в своей  области все досконально  и  иметь в первую очередь свой  инструмент, то теперь с появлением  фабрик и мануфактур, где часть производства получила механизмы требования к рабочему в его профессиональном умение стали гораздо ниже и этого уровня могли достигнуть многие за короткий срок. Маленькие мастерские и отдельные ремесленники не могли тягаться с фабриками, которые за день производили больше продукции, чем они за месяц.

 

          Повышения образованности людей  и их приток в город, очаг  культуры, разбудило  в людях  древний инстинкт к подражанию, а человек по природе стремится  к лучшему. Лучше всего в  то время жили аристократы и буржуа.                       Достичь их уровня со своими скудными средствами они не могли, вот ту-то им пришел на выручку частный капитал, со своими фабриками и дешёвым массовым производством. Единичные изделия во все времена ценились дорого и их могли себе позволить лишь богатые люди.[1] Теперь фабричную мебель, посуду и прочую утварь мог себе позволить и среднестатистический гражданин. Времена, когда люди обходились минимум утвари и самодельным набором мебели уходили безвозвратно.

 

           Но инстинкт к подражанию не единственен. В то время как у одних он преобладал, у других все более явственнее проявлялся другой – к накопительству. Ему-то как раз,  всё в большей степени, подверглись капиталисты. Их стремление выжать максимум выгоды породили новые проблемы – резко обострившееся недовольство рабочих с их фабрик и заводов. Одной из важнейших причин этого обострения было опережения спроса над возможностью производственных мощностей. Оборудование или по Марксу "орудия труда" не могли перекрыть весь рынок спроса и тогда несовершенство машин стали покрывать увеличением рабочей смены у рабочих. Не желая нанимать дополнительных рабочих, они все больше делали рабочею смену, и все недовольства подавляли угрозой увольнения, а это причина становилась всё более актуальнее.  Безработица разрасталась в странах Европы. Население городов росло.

 

               Рост конкуренции привел к  повышению образования в среде  обывателей. Во-первых, наниматель, боясь  за сохранность машин и оборудования, предпочитал нанимать образованных людей для работы на них. Во-вторых, те же машины требовали высококвалифицированный инженерный состав. Резко возросла потребность в механиках, химиках. Да и то, что повышение урбанизации в городах облегчило образование. Еще одним из факторов была также конкуренция на рынке труда у учителей. С появлением всё большего количества преподавателей, снизило стоимость получения начального образования.

 

               Хотелось бы подвести итоги  выше сказанного. К. Маркс глубоко  разбирался в тогдашней действительности и подметил всё более разрастающееся недовольство. Маркса хотел революционализировать действительность, но не всю целиком, а только тот класс, который приведет к революции всё общество. Он понимал, что за ним будущее и для воплощения своих идей нужен передовой и всё более растущий (в смысле процентного отношения к остальным стратам) класс, который будет недоволен своей жизнью и социальным положением, на протяжении ещё долгого времени.                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                   С увеличением грамотных людей  в Европе менялось и отношение  к религиозной догме о построение  мира. Это не значит, что люди  всё в большей степени становились  атеистами, они оставались хорошими  прихожанами своих церквей, но  не верили в божественное начало человека. Появлялся тот сплав веры, и просвещённости который сохранился до сегодняшнего времени. Я считаю, что  это одно из лучших соседств науки и религии, которое установилось в Европе. Человек по своей природе должен иметь какие-то ценности и идеалы, иначе общество скатится в хаос. Этот процесс можно было наблюдать в XX веке в ряде стран. Были разрушены одни идеалы и незамещены другими. Религия, кроме того, несла в себе духовное и культурное наследие Европы.[2]

 

                      Основу марксисткой социологии заложил переход некоторых стран Европы к новому типу общества – индустриальному и новому управлению – демократии. Пересмотр устоев привёл к нестабильности в обществе. Последующие после этого революции в Голландии и Франции, подвели К. Маркс к мысли что прогресс и революция, отождествлённые понятия.

 

                     Глава 2. Три кита "Социологии марксизма"

  1.  Диалектический материализм и социология

            Принципиальный вопрос, имеющий  для социологии первостепенное  значение, — это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества.

 

               Маркс выдвинул и обосновал  ту независимую переменную, которая,  по его мнению, играет решающую  роль, —способ материального производства. При этом он отстаивал положение о первичности бытия по отношению к общественному сознанию не в смысле появления во времени сначала первого, а затем второго, а в плане признания решающей роли первого в процессе взаимодействия. Отправным пунктом анализа всех обществ для Маркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и технического знания, материальных отношений между людьми. Идеи же, субъективные чаяния людей отражение прежде всего этих отношений и поэтому не могут выступать в качестве главного, решающего фактора общественных перемен. "Способ производства материальной жизни, — отмечал Маркс в работе "К критике политической экономии (Предисловие)", — обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

               Пожалуй, никакое другое положение,  как это (ив прошлом, и ныне), не подвергается самой интенсивной  критике, что Маркс исходит  из экономического детерминизма, т.е. объясняет возникновение определенных       социальных структур и отношений, политических и культурных институтов всецело из тенденции экономического развития, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют на экономику, на характер реального производства.

 

            Можно соглашаться или нет  с оппонентами Маркса, однако  очевидно, что резкое акцентирование  роли способа производства материальной  жизни вольно или невольно  умаляет значимость культурных, духовных, религиозных ценностей в развитии общества. Следует заметить , что многие советские и другие последователи марксизма столь абсолютизировали эту марксову мысль, что вовсе игнорировали важную роль культурных ценностей. Вместе с тем в высказываниях самого Маркса, никак не просматривается стремление свести действие всех факторов общественной жизни лишь к одному — экономическому, не отрицается их взаимодействие. Более того, при жизни сам Маркс всячески открещивался от экономического детерминизма, заявляя, что нельзя трактовать экономическую необходимость так, будто лишь она является активным фактором, а все остальное — лишь пассивное следствие.

               Маркс был первым социологом, который рассматривал общество  как объективную само развивающуюся  реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты прежде всего в материальной жизни. "На известной ступени своего развития, — пишет он, — материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции... Сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями".[3]

               Следует обратить внимание на  три принципиальных. Движущей силой  развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция — есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий, прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты — соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через       социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.

 

          Такой взгляд на общество вошел  в историю общественной мысли  как диалектический материализм.  Он был применен Марксом к  конкретному анализу капитализма  его времени. "Буржуазные производственные отношения, — отмечал он, — являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества".

                      Итак, по Марксу, на определенном  уровне развития производительных  сил буржуазные отношения становятся  препятствием на пути прогресса,  которое устраняется в результате  социальной революции. Вместе  с тем, в последние годы жизни Маркс искал и альтернативные варианты, имеющие прямое отношение к социологическому анализу возникающих новых реалий капиталистического строя. Так» в третьем томе "Капитала" он отмечал серьезные трансформации в самом способе производства капиталистического общества. Приведем некоторые, на наш взгляд, наиболее значимые выдержки, которые так и не были подвергнуты серьезному научному анализу в догматических версиях марксизма. "Образование акционерных обществ. Благодаря этому: 1. Колоссальное расширение масштабов производства и возникновение предприятий, которые были невозможны для отдельного капиталиста. Вместе с тем такие предприятия, которые раньше были правительственными, становятся общественными. 2. Капитал, который сам по себе покоится на общественном способе производства и •предполагает концентрацию средств производства и рабочей силы, получает здесь непосредственную форму общественного капитала (капитала непосредственно ассоциированных индивидуумов) в противоположность частному капиталу, а его предприятия выступают как общественные предприятия в противоположность частным предприятиям. Это — упразднение капитала как частной собственности в рамках самого капиталистического способа производства. 3. Превращение действительно функционирующего капиталиста в простого управляющего, распоряжающегося чужими капиталами..."

Информация о работе Социологические взгляды карла маркса