Социальный патронат семьи, имеющей ребёнка-инвалида

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
раскрыть задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.

Оглавление

Введение
Социальный патронат семей, имеющих детей-инвалидов.
Социальный патронаж: понятие, принципы, функции, виды.
Технологии социального патроната: этапы, постановка диагноза, анализ, договорные отношения, социальная терапия, методы.
2. Проблема детской инвалидности
2.1. Детская инвалидность: причины и структура
2.2. Основные проблемы, возникающие в семьях, имеющих ребенка-
инвалида.
3. Социально-педагогическая помощь семье, имеющей ребенка инвалида
3.1 Задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды
3.2 Формы и методы работы социального педагога с семьей
ребенка-инвалида.
Заключение.
Литература .

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.58 Кб (Скачать)

Рассматривая  первое направление отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Содержание  медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений и т.д., т.е. все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию.

Главной задачей работника, осуществляющего  медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

Социально-психологический  патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят  вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции  между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство  тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи  в процесс планируемых изменений.

Социальный  патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Кроме того, с помощью социального патронажа  социальные работники включают в  решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный  подход, например, экономического и  культурно-просветительного – с  одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Главным когнитивным умением специалиста  при этом остается способность анализировать  ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые  разнообразные функции: доброжелательного  и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся  ситуацию, контролировать ход патронажа  на всех фазах, приобщать к решению  своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые  коррективы в стратегию дальнейших действий.

     Тем самым социальный патронаж  семьи предусматривает многометодные  действия специалиста по социальной  работе.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства

  Помимо вышеперечисленных видов социального патронажа выделяет социально-экономический патронаж - периодическое оказание материальной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр., в целом он может трактоваться лишь как элемент социального, что соответствует структуре стандартов социальной помощи.

Некоторые социологи в качестве самостоятельных  рассматривают такие виды патронажа, как обслуживание на дому, уход за недееспособными  престарелыми членами семей в  клиниках, уход за малолетними детьми на дому, а также институциональный  патронаж (психиатрический, оказываемый  психиатрическими службами, педиатрический патронаж новорожденных, патронаж беременных женщин со стороны женских консультаций, патронаж абонентов Телефонов доверия  и пр.)

Функции социального патронажа

Служба  социального патронажа выполняет  следующие функции:

 •  изучение и анализ жизненной  ситуации потенциальных и реальных  клиентов (семей и детей группы  социального риска);

 •  комплексное и системное воздействие  на эту ситуацию и на клиентов  с целью социального оздоровления;

 • обеспечение последующего социальною контроля за жизнедеятельностью клиентов для недопущения рецидивных явлений асоциального плана  

   
 
 
 
 

 

1. 2. Технологии социального патронажа с семьями, имеющих детей-инвалидов.

  Этапы технологии социального патронажа

Цель  работы патронажных служб с семьей - оказание комплексной помощи семье и детям в создании благополучных условий развития ребенка защите его прав и интересов.

Основная  работа с неполными семьями заключается  в оказании содействия в получении  всех возможных видов материальной, вещевой, продуктовой помощи. Но не только это, но и оформление пенсий по потере кормильца, алиментов на содержание детей, содействие в оформление детей  в ясли и детские сады, направлении в летние лагеря детей школьного возраста. Регулярно проводятся консультации по широкому кругу проблем семьи.

Особая  забота отводится к несовершеннолетним матерям. Им предоставляется весь спектр социально-бытовых услуг, содействие в получении адресной, материальной и вещевой помощи для матери и  ребенка, обучение в области нравственно-правового  воспитания и планирования семьи.

С целью  профилактики и предупреждения девиантных форм поведения несовершеннолетних налаживаются регулярные контакты с различными организациями и ведомствами. Осуществляется тесное сотрудничество с КДН и инспекторами ОДН, поддерживается постоянная связь со специалистами детского отделения

Стадии  процесса социального  патронажа: 

 •  Постановка социального диагноза - выявление и оценка семейной  ситуации как кризисной, трудной  или опасной, сбор предварительных  данных, анализ информации для  разработки патронажной программы.

 •  Вмешательство патронажной службы  и с ее помощью - других социальных  служб в семейную ситуацию.

 •  Работа по изменению мотивации  клиентов и ближайшего окружения.

 •  Проблемный анализ - совместная работа  с семьей по определению причин  ее неблагополучия, характера проблем  и их влияния на жизнедеятельность,  а также по выявлению ресурсов  и систем связей, способных участвовать  в поддержке семьи.

 •  Рассмотрение всего диапазона  возможных решений, способов их  достижения и выбор наиболее  эффективных, составление договора  формального или неформального  характера, определяющего ответственность  и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы.

 •  Социальная терапия - непосредственное  выполнение действий, направленных  на достижение запланированных  преобразовании с учетом различных обстоятельств и обязательств участников.

 •  Оценка эффективности совместных  действий и при необходимости  обращение к другим, более адекватным  средствам достижения поставленных  целей.

 •  Помощь клиентам в принятии  решения о целесообразности использования  постоянной системы поддержки,  иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации.

Безусловно, данная схема - это идеальная модель процесса функционирования патронажной  службы. В реальной практике пока нет  ни одной подобной службы, которая  бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько  из них (от 2-3-х до 5-6-ти). Это, разумеется, снижает эффективность социального  патронажа, а иногда вообще сводит «на  нет» все усилия патронажных работников.

Вместе  с тем, если суммировать проанализированную практику, то именно названные выше стадии в совокупности составляют оптимальную  схему социального патронажа, которая  должна иметь место в деятельности каждой патронажной службы.

Поэтому важное значение имеют «крупицы» опыта, сложившегося в самых разных социальных службах, обобщенные и представленные ниже в целостном виде.

Патронаж  можно считать удачной формой не только закрепления достигнутого при реабилитации, но и своеобразной профилактикой 

    Постановка социального диагноза

В практике патронажных служб, достигающих  наибольшего результата в своей  деятельности, имеет место серьезная  подготовка патронажных работников к знакомству с семьей группы риска. Еще до первой встречи с клиентами патронажные работники собирают необходимую информацию о семьях групп риска. Аккуратный, тщательный и своевременный сбор такой информации они расценивают как крайне важный шаг и необходимую часть работы с будущими клиентами.

Безусловно, сбор информации продолжается и в  процессе патронажной работы, на стадии целенаправленного изучения социальной ситуации объектов патронажа.

По мнению наиболее опытных сотрудников патронажных  служб, первичная информация о семье  должна отвечать следующим требованиям:

 •  наличие данных об имеющихся  проблемах, которые следует решать  в первую очередь, что дает  возможность последовательно выполнять  намеченные планы;

 •  использование разных каналов  поступления информации, ее систематизация  и упорядочение. При этом сведения  не должны основываться только  на эмоциональных впечатлениях  самих патронажных работников, они  должны быть максимально многоплановыми  и разносторонними, а главное  - объективными;

 •  адекватность и направленность  на решение тех проблем семьи,  в которых сфокусированы ее  основные трудности (реальная  полезность информации; излишние  сведения только мешают объективной  оценке и свидетельствуют о  бесполезной трате времени). Исходная  информация необходима, но не  достаточна для социального диагноза. Его постановка на практике  также имеет свои этапы.

Прежде  всего патронажная служба пытается получить необходимые данные для первичного диагноза:

 •  общие сведения о семье и  их анализ;

 •  характеристика межличностных отношений  в семье и ее взаимодействия  с социальным окружением;

 •  факторы, определяющие все отношения  семьи и их предварительный  анализ.

Далее опытные патронажные работники  сосредотачивают внимание на получении  ответов на вопросы, помогающие уточнять первичный социальный диагноз, собрать  информацию для разработки патронажной  программы.

  Вмешательство в  ситуацию клиентов

Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в  жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом.

Анализ  практики показывает, что вмешательство  патронажных служб объективно оправдано  и происходит в следующих ситуациях:

 •  тяжелые, травмирующие события,  представляющие угрозу для жизни,  способные привести членов семьи  к сильным эмоциональным расстройствам  и острым переживаниям экстремального  характера, к выбору саморазрушающих форм поведения типа попыток самоубийства, желания расправиться с близкими или окружающими, убежать из дома, оставить семью и т. п.;

 •  резкие изменения внешней, социальной  ситуации, к которым семья не  успела подготовиться и реакция на которые подавляет адаптивные механизмы ее членов (увольнение с работы, смерть близкого человека, развод, хроническая болезнь, получение инвалидности и т. д.; в этом же ряду можно отметить беременность и рождение детей у несовершеннолетней матери), что чревато развитием острого кризиса или истощением защитных механизмов;

 •  глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной, люмпенской субкультуре, необратимые в принципе или без квалифицированной помощи поведенческие и личностные изменения у членов семьи, опасные для родственников (прежде всего детей) и окружающих.

Социальное  вмешательство в том виде, в  котором оно используется в практике эффективно работающих социальных служб, - это действия, посредством которых  патронажные и иные работники  этих служб пытаются произвести изменения  к лучшему в жизнедеятельности  клиентов.

  Изменение мотивации клиентов

Практика  показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или  слабомотивированными к работе как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи - нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.

Информация о работе Социальный патронат семьи, имеющей ребёнка-инвалида