Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:45, реферат
Социология, изучая человеческое общество в целом, не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и человеком. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества.
Существуют различные теории, которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, “молекулу “ общества.
Существуют так же и представление, будто индивид и общество - это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития.
1. Понятие социального контроля
2. Элементы социального контроля
3. Механизм действия социального контроля
4. Самоконтроль
5. Агенты формального и неформального контроля
Заключение
Литература
Введение
1. Понятие социального контроля
2. Элементы социального контроля
3. Механизм действия социального контроля
4. Самоконтроль
5. Агенты формального и неформального контроля
Заключение
Литература
Введение
Социология, изучая человеческое общество в целом, не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и человеком. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества.
Существуют различные теории, которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, “молекулу “ общества.
Существуют так же и представление, будто индивид и общество - это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития.
Между тем человек и общество диалектически взаимосвязано. Они не могут рассматриваться изолированно, отдельно друг от друга: нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Отношение между обществом и человеком является сложным. Эта сложность воздействие человека на общество и общества на человека проистекает из того, что человек как отдельный индивид появившись на свет, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретает свои особенности, входит в общество, само утверждаться среди других людей и становится личностью.
Личность, как единство особенностей, свойств, формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой своё поведение как личности, и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида, такие, как совесть, характер, отношения к общественным ценностям и др.
Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности, индивидуальность имеет большое значение для характера отношений, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением.
С другой стороны и общество, через социальные институты оказывает влияние на всякого индивида, то есть на формирование личности. Ведь именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность.
Данный процесс называют социализацией. Он может быть воздействием на индивида определённых социальных групп и общественных ситуаций, в которых индивиды оказываются как члены общества или как активные участники. В таких случаях от индивида требуется, чтобы он усвоил определённые правила и нормы поведения и поступал в соответствии с ними. Но общество, может воздействовать на индивида, развивая в нём, посредством различных видов и уровней образования и воспитания, его человеческие и индивидуальные способности, готовя его к тому, чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо, способное производить.
Актуальность темы заключается в том, что нет такого современного общества, которое может функционировать без разработанной системы правил и норм, предписывающих выполнение каждым индивидом требовании обязанностей, необходимых для общества. Рассмотрим социальный контроль через социализацию.
1.
Понятие социального
контроля
Социализация, касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения.
Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом -- семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.
Основная задача социального контроля -- создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохранённым для потомства. Самое важное в этом старом -- нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.
Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным.
2. Элементы социального контроля
Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента -- нормы и санкции.
Социальные нормы -- это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе.
Социальные санкции -- средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах -- компании друзей, рабочие коллективы, семья, спортивные команды. Они называются “групповыми привычками”.
Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “. К “общим правилам “ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание -- неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции -- изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение.
Строже всего карается нарушение табу и юридических законов ( например, убийство человека, разглашение государственной тайны ), мягче всего -- отдельные виды групповых привычек, в частности семейные ( например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь ). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы -- это ещё и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идёт на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок.
Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.
Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком виде они себя проявляют -- как стандарты поведения ( обязанности, правила ) или как ожидание поведения ( реакции, поведение других людей ). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идёт о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.
Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим? Нормы стражники ценностей. Честь и достоинство семьи -- одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья -- основная ячейка общества, и забота о ней -- его первейшая обязанность.
Социальные нормы -- действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы -- правила поведения, ценности -- абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное и так далее.
Социальные санкции -- охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон -- со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции -- разветвлённая система вознаграждений за выполнение норм и наказание за невыполнение их.
Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата: позитивные - негативные
Формальные позитивные санкции (Ф+) -- публичное одобрение со стороны официальных организаций ( правительство, учреждения ): правительственные награды, учёные степени, вручение почетных грамот и так далее. Неформальные позитивные санкции (Н+) -- публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка и так далее. Формальные негативные санкции (Ф-) -- наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф. Неформальные негативные санкции (Н-) -- наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.
3. Механизм действия социального контроля
В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление -- тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определённого поступка, то надеемся, что он знает, не только норму, но и следующую за ним санкцию.
Таким образом,
нормы и санкции соединены
в единое целое. Если у какой - то
нормы отсутствует
Применение социальных санкций в одних
случаях требует присутствия посторонних
лиц, а в других не требует. Увольнение
оформляется отделом кадров учреждения
и предполагает предварительное издание
распоряжения или приказа. Тюремное заключение
требует сложной процедуры судебного
разбирательства, на основании которого
выносится решение суда.
4 .Самоконтроль
В зависимости от способа вынесения санкций -- коллективного или индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль ещё называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть -- проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
В отличие от обезьян, человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он “ впал в детство.” Импульсивное поведение, неумение главенствовать над своими желаниями и прихотью, характерны как раз для детей и считается проявлением инфантилизма. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служат признаком взрослости.
Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счёт самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству.
Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами.