Социальный анализ ценностных ориентаций современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:33, лекция

Краткое описание

Ценности имеют особое значение в жизнедеятельности человека и общества: динамично развиваясь, они неразрывно связаны с существующей социальной структурой и системой культуры. Особую динамику приобретает изменение ценностных ориентаций в период социальных катаклизмов и в кризисные периоды жизни человека. При этом изменения затрагивают не столько состав, сколько структуру ценностей: одни ценности получают более высокий статус, другие становятся менее значимыми.

Файлы: 1 файл

Социально-философский анализ ценностных ориентаций студентов-лидеров.Е.Ю.Матвеева.docx

— 15.65 Кб (Скачать)

Социально-философский анализ ценностных ориентаций студентов-лидеров.

Е.Ю.Матвеева

Архангельск

Ценности имеют особое значение в жизнедеятельности человека и общества: динамично развиваясь, они неразрывно связаны с существующей социальной структурой и системой культуры. Особую динамику приобретает изменение  ценностных ориентаций в период социальных катаклизмов и в кризисные  периоды жизни человека. При этом изменения затрагивают не столько  состав, сколько структуру ценностей: одни ценности получают более высокий  статус, другие становятся менее значимыми.

Понятие «ценностные ориентации»  чаще всего используется в двух основных значениях: 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания  оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в  качестве стратегических жизненных  целей и общих мировоззренческих  ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями  до сих пор отсутствует. Хотя ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных  ценностей, понятия ценностей и  ценностные ориентации различались  либо по параметру «общее - индивидуальное», либо по параметру «реально действующее - рефлексивно сознаваемое» в зависимости  от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических  форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. В  настоящее время наиболее распространенным (по К.Клакхону) является определение  ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций - как субъективных концепций ценностей или разновидностей социальных установок, занимающих сравнительно высокое положение в иерархической  структуре регуляции деятельности личности.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает  такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам  и идеалам, способность к волевым  усилиям во имя этих идеалов и  ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость же ценностных ориентаций порождает непоследовательность в  поведении; неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре  личности. Ценностные ориентации формируются  при усвоении социального опыта  и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях  личности. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности

Весьма актуальным представляется изучение ценностных ориентаций современной  молодежи – поколения «перестроечного» и «постперестроечного» периода, а  также сравнительный анализ современных  ценностей и ценностей советского периода отечественной истории. При этом недостаточно изученным, в  первую очередь на экспериментальном  уровне, в настоящее время является вопрос о ценностях студентов- лидеров, т.е. «ведущих за собой»,  студентов, имеющих влияние на определенную группу ровесников. Поэтому в своем  исследовании мы на эмпирическом и  теоретическом уровне изучили природу  ценностей современных студентов  и их лидеров, структуру их ценностного  мира и ориентиров, а также факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций студенчества. Молодежное лидерство в студенческой среде, на наш взгляд, носит особый характер: временность образования группы, четкая установка членов социальной группы на получение высшего образования, неравномерность проявления активности, связанная с организацией учебного процесса и т.д.

 

Регистрационная форма участника IV Российского философского конгресса

Фамилия:_МАТВЕЕВА__________________________________________

Имя, отчество:__Елена Юрьевна_______________________

Тема доклада: Социально-философский  анализ ценностных ориентаций студентов-лидеров

Круглый стол «Молодежь в  глобализующемся мире»

Ученая степень:_______________________________

Ученое звание: _____________________________________________

Город: ______г.Архангельск______________________________________

Место работы:____Поморский  государственный университет им. М.В.Ломоносова___

Должность:______аспирант__________________________________

Домашний (или рабочий) адрес:_____163004 г. Архангельск, пр.Ломоносова,4 ПГУ  им. М.В.Ломоносова, каф. философии

Тел.: _____8 (8182) 288-324,  8 (8182) 619-263_______________________________

E-mail: _nauka@dvinaland.ru , ovr@pomorsu.ru ________________________

Нуждаетесь ли в гостинице:   НЕТ    -  (номер в гостинице: одноместный,  двухместный,  многоместный; студенческое общежитие),   (ненужное зачеркнуть)

Уплачен ли членский взнос  в РФО за 2005 г.     ДА 


Информация о работе Социальный анализ ценностных ориентаций современной молодежи