1.2. Социальные мысли в учении Платона
Платон – ученик Сократа,
о котором Дельфийский оракул
сказал, что тот превыше всех
своей мудростью. Сократ сам
не записывал свои мысли, а
Платон, будучи учеником Сократа,
в течение восьми лет ходил за
ним буквально по пятам и записывал все,
что слышал от учителя. Его собственные
сочинения построены в форме диалогов,
в большинстве которых Сократ является
основным действующим лицом, излагающим
читателю мысли и рассуждения самого Платона.
Платон посетил в Южной
Италии пифагорейцев и по прошествии
12 лет странствий, вернувшись в
Афины, основал свою школу,
получившую название Академии. В
ней учили публично и открыто
мыслить и рассуждать; она стала
школой рационалистического знания
и рационалистической философии
на долгие и долгие годы (Платоновская
Академия просуществовала почти тысячу
лет). Школа, созданная Платоном, представляла
собой прочный союз учителей и учеников
для совместного труда; и заменила Платону
семью и общественную деятельность. Основные
труды: “Государство”, “Политик”, “Законы”
Платон является родоначальником
создателем системы объективного
идеализма. С точки зрения объективного
идеализма весь окружающий нас
природный и социальный мир
– мир не истинный. Это мир,
который однажды возникает, какое-то
время существует, а затем уничтожается.
Это всего лишь мир сотворенный, существующий
не сам по себе. А есть мир идеальный, мир
идей, и в этом мире ничто не возникает
и не уничтожается, а существует вечно,
вне времени и пространства. Так, например,
на земле приходят и уходят люди, образуются
и гибнут государства, а в высшем умопостигаемом
мире есть идея человека и идея государства.
А как их постигнуть? Их нельзя постичь
с помощью опыта, наблюдения, тем более
что окружающий мир не представляет самостоятельной
ценности. С точки зрения философа, нужно
попытаться умом постичь тот невидимый
мир, что познается не с помощью органов
чувств, а с помощью логики, мышления, рассуждения.
И Платон пытается построить чисто рациональную
модель идеального государства.
Если в окружающем нас
мире все возникает и уничтожается,
то в мире идей государство
существует вне изменений в
силу своей совершенной природы.
В том государстве не должно
быть никаких противоречий, все
должно быть разумно устроено.
И Платон начинает заниматься такой
теоретической деятельностью, как создание
утопии7. Он в своем мышлении создает образ
того, чего нет в реальности, что вряд ли
когда-нибудь может быть воплощено в жизнь,
хотя сам Платон стремился, и не один раз,
получить возможность реализовать свои
идеи.
Уже в Новое время проект
идеального государства, известный
как “Новая Атлантида”, предложит
Ф. Бэкон. В одном из диалогов
Платона было рассказано о
совершеннейшем и справедливейшем
государстве, которое существовало
задолго до тех времен, когда жил
Платон, называвшемся Атлантида. Отсюда
и название утопии Ф. Бэкона. Хорошо известна
попытка Т. Мора нарисовать проект идеального
государства под именем “Утопия”, означающего
одновременно “место, которого нет” и
“благословенная страна”. Попытки разработать
идеальные варианты общественного устройства
были очень популярны в прошлом и чрезвычайно
непопулярны сегодня, поскольку со всей
очевидностью выяснилось, что попытки
строительства рая на земле сопряжены
с колоссальным насилием, и приводят к
другим результатам, нежели те, что планировались
их авторами в идеальных проектах.
Платон исходит из тезиса,
что идеальное государство должно
соответствовать природе человека.
А какова природа человека? Платон
строит весьма умозрительную
схему: природа человека (структура
души) состоит из трех частей: разумной,
яростной и вожделеющей. В своем идеальном
варианте, в качестве лучшего проявления
каждая часть выступает как добродетель:
разумная часть – как мудрость, яростная
– как мужество, вожделеющая – как умеренность.
В идеальном государстве, соответствующем
структуре души, разумной части соответствует
сословие правителей, яростной – сословие
воинов, вожделеющей – сословие крестьян
и ремесленников. Каждое сословие в соответствии
со своей природой занято своим делом:
правители управляют государством, воины
его защищают, а крестьяне и ремесленники
заняты производством материальных благ.
Причем, сословие правителей состоит из
философов, людей науки, которые благодаря
своему знанию истинного блага дают законы,
воспитывают помощников и управляют всеми
делами в государстве. Платон полагал,
что “Цари должны философствовать, а философы
– править”.
Все сословия должны жить
в дружбе и согласии и убедить
их в том, что все они –
братья, призвана, говоря современным
языком, идеология, а Платон говорит о
мифах. Мифы призваны убедить людей в том,
что они братья. Мифы укажут людям, что
боги, производя их на свет, одним подмешали
золото, и из них вышли лучшие– правители,
другим – серебро, и они стали воинами,
а третьим– железо, и они родились крестьянами,
ремесленниками или торговцами. Как в
душе отдельного человека, так и в устройстве
всего государства разумная часть, воплощение
мудрости, должна господствовать, мужество
– служить ей верной защитой; а вожделеющая
часть – охотно подчиняться. Если в миф
не поверят ныне живущие, то новые поколения,
воспитанные на таких мифах, уже будут
убеждены в соответствующем порядке вещей.
Платон подробно описывает
образ жизни первых двух сословий,
но ничего не говорит по
поводу образа жизни крестьян
и ремесленников, и это не случайно. От
этого сословия, согласно Платону, в государстве
ничего не зависит. Все в государстве будет
зависеть от первых двух сословий. К. Поппер
отмечал, что, по сути, у Платона речь идет
не о двух разных сословиях, а об одном
правящем классе, поскольку правители
избираются из лучших воинов. Согласно
К. Попперу, Платон открыл важный закон
политической жизни, когда отождествил
судьбу государства с судьбой правящего
класса и указал на разобщенность правящего
класса как на главную причину всех социальных
изменений.
В идеальном государстве,
как мы помним, не должно происходить
никаких изменений, поскольку
и так все устроено наилучшим
образом. Для того чтобы не
допустить разобщенности правящего
класса, Платон предлагает для него
особый образ жизни. Платон говорит об
общей собственности воинов (о запрете
для них частной собственности); об общности
жен и детей (и отмене института семьи
как основы частной собственности); об
общественном воспитании детей (при котором
государство выступает воспитательным
учреждением); об общей идеологии, цензуре
за вольнодумством, формированием сознания
по единому образцу. (В последней работе
Платона “Законы” отсутствие собственности
у стражей заменяется ограниченной частной
собственностью, исчезает сословие философов
и – тем самым – все деление на сословия,
проведенное в “Государстве”, частично
восстанавливается институт семьи.)
Платон считает, что государство
как совместное поселение создается
благодаря многообразию человеческих
потребностей и разделению труда.
Экономически эффективнее будет труд,
когда каждый будет специализироваться
в своем деле. Не составляют исключения
и воины. За свою службу государству они
должны получать средства для жизни от
тех, чье спокойствие и безопасность они
охраняют. Если же разрешить воинам зарабатывать
деньги, то из-за их богатства в государстве
возникнет ненависть к правящему классу
со стороны простых людей и оно окажется
слабым, падет от любого неприятеля. Аристотель,
критикуя Платона по вопросу отсутствия
частной собственности у стражей, выдвинет
свои аргументы, но уже в пользу частной
собственности8. Это один из первых в политической
мысли споров о положительных и отрицательных
сторонах частной собственности.
Наиболее спорное положение,
которое высказывает Платон, касается
так называемой общности жен и детей. Моногамная
семья, при которой существует гарантия
передать наследство собственным детям,
– это начало частной собственности. Поэтому
для воинов, мужчин и женщин, живущих сообща,
проводящих время в совместных занятиях
и учениях, совместных трапезах, институт
семьи не предусматривается. Однако это
не означает, что отношения между ними
никак не регулируются. Напротив, пока
женщины и мужчины не вышли из брачного
возраста, их важнейшее назначение – производить
новых граждан государства, что возможно
только с разрешения правителя на их союз
в строго определенное время, и все государство
молится и приносит жертвоприношения
за детей, рожденных от таких “священных
браков”.
Задача правителей – определить
количество необходимых государству
“браков”, чтобы по возможности население
государства не увеличивалось и не уменьшалось.
При этом, поскольку правители заинтересованы
в улучшении человеческой породы, они
должны предписывать лучшим юношам соединяться
с лучшими женщинами, а худшим – с худшими.
Потомство лучших следует воспитывать,
а потомство худших – нет. Но что это так
делается, никто, кроме самих правителей,
знать не должен, чтобы не вносить разлад
в отряд стражей.
Под бдительным и тактичным,
оком правителей реализуется
еще одна важнейшая обязанность государственной
власти – подбор новых правителей. Правители
пристально следят за воинами, начиная
с самого раннего возраста, обращают внимание
на лучших, отличающихся от сверстников
не только умом, отменным здоровьем, но
и нравственными качествами. Платон рассказывает,
какие именно нравственные экзамены и
испытания должны пройти воины прежде,
чем правители убедятся в их неподкупности,
честности, смелости, верности государству,
и предложат им войти в сословие правителей.
Все рождающееся потомство
забирают от родителей и воспитывают
так, чтобы каждый почитал каждого
родным себе. Государство выступает
как воспитательное учреждение,
и только при общественном
воспитании детей можно реализовать
требование, чтобы в основании государства
была поставлена не борьба интересов,
а нравственное воспитание. Юноши и девушки
образуют “сисситии”, союзы, которым
государство предоставляет жилье, одежду,
пропитание. Им запрещено иметь золото
и серебро, поэтому между ними невозможны
зависть и споры из-за денег и имущества.
Общественное воспитание начинается с
самого раннего детства, оно включает
в себя мусическое (духовное) и гимнастическое
воспитание, или, иначе, воспитание души
и тела9. Во всяком деле, считает Платон,
самое главное – начало, особенно в деле
воспитания, тогда вернее всего образуются
и укореняются желательные для воспитателя
черты. Нельзя рассказывать детям мифы,
в которых боги воюют с богами, строят
козни и прочее, так как ребенок не в состоянии
судить, где содержится иносказание, а
где нет, и мнения, воспринятые в раннем
возрасте, обычно становятся неизгладимыми.
Даже игры детей должны максимально соответствовать
законам, потому что если они становятся
беспорядочными и в них не соблюдаются
правила, невозможно вырастить примерных,
законопослушных граждан. По свидетельству
Аристотеля, самым неслыханным из новшеств
Платона явилась идея полного равенства
полов. Для получения благородной расы
оба пола должны быть одинаково хорошо
развиты и поэтому оба должны получить
одинаковое воспитание.
Проект идеального государства,
созданный Платоном, был подвергнут
критике самым знаменитым из
его учеников – Аристотелем.
Аристотель сказал по этому
поводу фразу, ставшую знаменитой:
“Платон мне друг, но истина
дороже”. Он критиковал Платона
за выпячивание государства в ущерб
личному счастью каждого, высказал сомнение
в том, что миф о трех типах людей когда-нибудь
приживется, ведь люди горды и завистливы
и никогда не согласятся с заранее отведенной
для них ролью. Аристотель выступил против
пресловутой общности жен и детей у стражей,
а по поводу отсутствия у них частной собственности
сказал, что в природе человека заключено
желание заботиться только о том, что принадлежит
ему. Даже несмотря на этот мощный эгоистический
импульс, люди часто не заботятся о собственном
благе, как же тогда заставить их заботиться
об общем благе? Имущественное равенство
приведет к застою в общественной жизни
и недовольству со стороны сильных и талантливых.
И без собственности нельзя проявить своих
лучших качеств: трудолюбия, уважения
к женщине, любви к детям, щедрости и благотворительности.
По мнению известного
историка А. Тойнби, об идеальном
государстве Платона можно говорить
как о типичной реакционной
утопии. С точки зрения К. Поппера,
Платон является родоначальником
теории тоталитаризма, потому что в его
теории предполагается тотальный контроль
со стороны государства за человеком,
все личностные черты которого оказываются
стерты. В то же время у Платона мы видим
попытку реконструировать первобытные
формы общественной жизни. По мнению В.
Виндельбандта, общность жен, детей и имущества
Платона не имеет ничего общего с коммунистическими
идеями, так как речь идет не о предоставлении
всем равных прав в пользовании земными
благами, а об общем отказе от них ради
чистоты своего служения государству.
Платон создал не
только учение об идеальном
государстве, но рассуждал и
об иных формах государственного
устройства. По Платону, наиболее
близка к идеальной форме государственного
устройства аристократическая республика,
в которой на основе законности и
разумности правят лучшие из граждан.
Но наряду с главным принципом разумности,
на котором построено справедливое государство,
в человеческой душе есть и иные силы,
которые могут лечь в основание ложных,
извращенных форм государственного устройства.
И опять-таки этим несправедливым, ложным
формам государственного строя будут
соответствовать типы индивидуальных
характеров. Наряду с разумом и мудростью
для людей характерны властолюбие, честолюбие,
алчность и эгоизм, которые могут привести
к перерождению аристократического устройства
общества.