Социальные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:14, контрольная работа

Краткое описание

Политической элиты и социально-экономических процессов. Вождей и толпы. Ответы на них даются, как правило, в зависимости от принадлежности к той или иной исторической или политологической школе. И они, безусловно, субъективны. Представляется, что несколько понизить долю субъективизма при исследовании конфликта больших систем могло бы применение в качестве инструмента большой системы. Которой мог бы быть достаточно большой цифровой архив.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социальные процессы, понятие и виды……………………………………...5
2. Социальные движения. Социальные реформы и революции………………22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 53.74 Кб (Скачать)

Распространенное отождествление массового социального поведения  с какими-либо потрясениями методологически  неверно Это прежде всего образ жизни и действий миллионов людей, которые не участвуют ни в войнах, ни в революциях, ни в уличных беспорядках.

Категория "поведение" с трудом поддается определению Это тончайшая смесь самоограничения и импульса, идеализма и эгоизма, руководимое перспективной целью, с одной стороны, и навязанное повседневным давлением, с другой Поведение - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Массовое социальное поведение - это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).

Термин "массы" употребляется  тогда, когда мы имеем дело с людьми. которых в силу их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих этих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе политические партии, профессиональные и иные организации Массы в таком понимании существуют в каждой стране Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам.

В социологии чаще всего употребляется  термин "народные массы" Народные массы - эго социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса.

Толпа - контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма (т е приспособленчества, пассивного принятия господствующих мнений) составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Это понятие количественное и видимое. Если масса инертна по своей сути, то толпа всегда активна.

Выделяют несколько разновидностей толпы случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая. Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места  уличного происшествия. Экспрессивная  толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость  или горе, гнев или протест, либо поддержку какому-либо лицу или группе лиц. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых  укладывается в установленные для  данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе. Действующая толпа - это группа людей осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на агрессивную спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Стяжательская - это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая - доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов В этот вид толпы может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп.

Под термином "публика" понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д. Г.Тард называл публикой читателей одной газеты В отличие от толпы у публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

Субъектами массового социального  поведения являются и индивиды. Это  объясняется тем. что их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, приводят к серьезным социальным последствиям. Например, решение отдельных семей по поводу того, иметь или не иметь детей, может привести к демографическому взрыву или катастрофе. Решение вкладчиков о доверии или недоверии банкам неизбежно отразится на состоянии финансовой системы государства. Единичный поведенческий акт может и не быть предметом изучения социологии, однако если такие действия принимают массовый характер, то речь идет о массовой поведенческой реакции.

Существует множество  подходов к классификации массового  социального поведения. В зависимости  от масштабов и степени организации  тех или иных поведенческих актов  можно выделить социальные движения, коллективное поведение и социальное поведение личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальные движения. Социальные реформы и революции

К организованным формам массового  социального поведения относятся социальные движения - массовые действия представителей какой-либо одной большой социальной группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей, иначе говоря, это организованные усилия больших групп людей, способствующие или препятствующие социальным переменам.

Социальные движения могут  быть систематизированы в соответствии с характером перемен, к которым  они стремятся. В тех случаях, когда соответствующе действия выражаются в требованиях, обращенных к государству, они приобретают характер политического  движения. Но нередко массовые действия социальных групп по обеспечению  своих интересов не приобретают  политического характера. Это, например, движения за восстановление гражданского достоинства и обеспечение прав людей, за улучшение условий их труда  и жизни. Одни из таких движений оказываются политизированными в большей степени, другие - в меньшей. Однако в любом случае в них должно присутствовать собственное социальное содержание. Во многих странах принимают широкий размах такие социальные движения, как женское, молодежное и другие.

Кроме того, выделяют утопические  социальные движения, движения реформ, регрессивные движения и революционные  движения. Утопическими называются движения по созданию идеальных, совершенных систем. Движения реформ имеют целью изменение отдельных сторон общественной жизни и социальной структуры общества без полной его трансформации. Регрессивные движения (движения сопротивления) представляют собой организованные усилия больших групп людей, направленные на блокирование возможных и искоренение уже произошедших изменений. Революционные движения стремятся разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок.

Все социальные движения возникают  в связи с недовольством заведенным порядком вещей. Недовольство появляется в результате несоответствия между  объективными условиями и тем, какими они должны быть, по мнению определенной   части населения. Однако само по себе недовольство не является главной причиной социальных движений. Кроме него необходимо осознание значительной частью населения несправедливости существующего положения вещей. Должна быть уверенность в том, что власти не принимают никаких мер и не имеют представления о том, что нужно предпринять. Мало сказать, что все плохо, нужно еще показать, каким образом это можно исправить. Речь идет об идеологии, которая служит мостом между недовольством и действиями. Для осуществления и координации этих действий также нужна организация, а для возникновения организации необходим лидер, имеющий преданных сторонников, которые и составят ее ядро.

В стабильных обществах социальные движения возникают редко. Мощные социальные движения - это удел нестабильных обществ. Чаще всего они являются следствием социальной дезорганизации. Социальная дезорганизация проявляется, в частности, в том, что люди теряют нравственные ориентиры. Р.Мертон дал членам нестабильных обществ следующие характеристики: 1) осознание равнодушия со стороны управленческого аппарата государства к чаяниям его рядовых членов; 2) чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных целей, провозглашаемых этим обществом; 3) общее ощущение тщетности и бесполезности приложения усилий; 4) убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо поддержку со стороны данного общества.

В стабильных обществах также  могут возникать социальные движения, тогда они выливаются в русло  спокойных культурных течений. Культурные течения -это процесс, в ходе которого определенные перемены медленно изменяют способы жизнедеятельности людей, но результат их действия является очевидным. Например, эмансипация женщин или движение расовой сегрегации в США привели к изменениям в законодательстве и общественном мнении.

Одно из наиболее общих  социологических понятий. В зависимости  от исследовательской парадигмы  под социальным изменением может  пониматься переход социального  объекта из одного состояния в  другое, смена общественно-экономической  формации, существенная модификация  в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных  форм и др.

Социальные изменения  могут осуществляться двумя путями: первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом  естественного, поступательного развития общества; второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое  по воле социальных субъектов.

Основной проблемой эволюционизма  в социологии стало выявление  определяющего фактора социальных изменений. Огюст Конт считал таким  фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной  формы к форме позитивной обусловливает  переход от военного общества к обществу индустриальному.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений  в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации. Социальный прогресс ведет к росту самостоятельности  и свободы граждан, к более  полному обслуживанию их интересов  со стороны общества.

Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как  переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей  на основе разделения труда и социальной дифференциации.

Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа  производства, что, являясь основой  развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической  формации. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые  экономические и политические структуры  могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества.

Макс Вебер движущую силу социальных изменений видел в  том, что человек, опираясь на различные  религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие (на Западе) или затрудняющие это развитие (на Востоке).

Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно демократические, социалистические и др.

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической  формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает  почву. По мере перехода к более высоким  стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется  содержание, усложняются объективные  задачи революции.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению  в системе производственных отношений  заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции.

Большинство современных  концепций революционных социальных изменений, разрабатываемых в рамках модернистского подхода, базируются на оценках и трактовке Марксом  событий Великой французской  революции 1789 г. Марксистская теория революций  акцентирует внимание на радикальных  изменениях в экономической и  политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство  исследователей сходятся в том, что  революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального  порядка.

Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернистскому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка. Он выделяет четыре теории революции: 1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная П. Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;

2. психологическая – представлена  концепциями Джеймса Дэвиса и  Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;

3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы (Тэд Скокпол).

4. политическая – рассматривает  революции как результат нарушения  баланса власти и борьбы соперничающих  группировок за управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных  исследованиях революционные изменения  в обществе рассматриваются как  «момент социальной эволюции». Таким  образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в  естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.

С точки зрения общественного  прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в  государстве в соответствии с  присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые  реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в  результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции.

Информация о работе Социальные процессы