Социальные причины армейской “дедовщины”

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 02:02, реферат

Краткое описание

Тема важна для общего исследования общества. Неуставные взаимоотношения (или же “дедовщина”) – один из пороков, имевших место в период его зрелого развития. Сейчас анализ таких частных болезней важен как часть общего диагноза. Возникновение дедовщины интересно тем, что появилась она практически мгновенно, и сразу приняла формы довольно развитой субкультуры. Является ли это закономерным для солидарного общества, результатом ошибок руководства, результатом действий деструктивных сил или же следствием стечения случайных обстоятельств - в этом предмет настоящего исследования. Дедовщина, как явление, легализующее угнетение одними людьми других.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...
Социальные причины армейской “дедовщины”.
1.Личностная…………………………………………………………..
2.Организационно-управленческая…………………………………..
III. Неформальные социальные отношения “дедовщины”.
Материальная и психологическая эксплуатация молодых……………………………………………………………..
Обеспечение устойчивости “дедовщины” во внешней социальной среде…………………………………….......................
Принуждение………………………………………………………..
IV. Обоснование модели социальной отношений в “дедовщине”………..
V. Заключение……………………………………………………………….
VI. Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

1556.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

 Данные, полученные в результате факторного анализа ответов респондентов, свидетельствуют о взаимосвязанности теоретических представлений о "дедовщине" и реальной ситуации в армии. Подтверждение валидности теоретической модели позволяет использовать ее для объяснения и опережающего моделирования неформальных социальных процессов среди военнослужащих, проходящих службу по призыву, и для формирования инструмента диагностики "дедовщины".

Социальная причина  существования "дедовщины" заключается  в применении офицерами и прапорщиками модели военно-социального управления, основанной на функциональном, личностно-неориентированном подходе к подчиненным, исключающем заинтересованность в воинской службе проходящих ее по призыву и вынуждающем офицеров и прапорщиков к применению неуставного принуждения в качестве средства стимулирования подчиненных. Применение субъектами официальной власти личностно-ориентированной управленческой модели позволяет создать у проходящих службу по призыву заинтересованность в таковой и выдвигать на позиции субъектов неформальной власти военнослужащих, не нуждающихся в эксплуатации сослуживцев и способных к продуктивной самоактуализации в военно-профессиональных и военно-социальных отношениях. Личностная причина "дедовщины" заключается в наличии в воинском подразделении военнослужащих, нуждающихся в эксплуатации подвластных им сослуживцев. Выявление и лишение их возможности становиться и быть субъектами неформальной власти ликвидирует личностную причину социального принуждения в неформальных отношениях в подразделениях.

 

 

 

 

 

 

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

Дедовщина интересна прежде всего особым культом, который вокруг нее поддерживается. Именно этот культ и делает ее более живучей, чем другие формы неуставных взаимоотношений. Людям легче покориться, проглотив свою гордость, когда принуждение с помощью грубой силы предварительно подкрепляется солидным философско-теоретическим обоснованием. Если это обоснование действительно грамотно построено, то обычно в применении собственно силы и нет необходимости.

 

Также живучей делает дедовщину  своего рода преемственность: "молодой" на первом году хоть и многое вынужден терпеть, но при этом видит, как живется "дедам". А как им живется - ему нравится. Вот и рассуждают многие: ладно, первый год потерплю, но уж зато как сам "дедушкой" стану - оторвусь по полной. Это одна из причин, вследствие которой большая часть призывников сносят издевательства дедов.  Кроме этого они вынуждаются к этому следующими обстоятельствами: любые действия по официальным каналам получают трактовку “стукачества” - с соответствующими последствиями для молодого солдата. Даже если по его жалобе деда упекут в дисбат, звание “стукача” приклеится к нему намертво.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

 

1. Солнышков А. Ю. Тип отношения к "значимому другому" как ключ к пониманию внутриличностных причин дедовщины // Социол. исслед. 2004. N 6. С. 45 - 53. Солнышков А. Ю. Дедовщина как социально-психологический феномен // Социология. 2004. N 2. С. 122 - 129.

2. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000г.

3. Тюриков А. Т. Регулирование девиантного поведения военнослужащих. Диссертация на степень доктора социологических наук. М.: ВУ., 2001. Марченко Н. И. К вопросу о генезисе и сущности неуставных взаимоотношений // Социол. исслед. 2001г. N 12. С. 112 - 115; Кретов Ю. А. Особенности взаимоотношений в воинских коллективах и пути их оптимизации в современных условиях.

4. Клепиков Д. В. "Дедовщина" как социальный институт. Диссертация на степень кандидата социологических наук. СПб., 1997.

5. Горелик В. Я. Латентная преступность в условиях военной службы // Военная мысль. 2002. N 2. С. 51.

6. Тарасов С. В. Срочная служба: вопросы адаптации // Социол. исслед. 2003. N 2. С. 75 - 78.

7. Неуставные отношения в Российской армии. Анализ и пути решения проблемы. Доклад комитета по правам человека. Октябрь 2004 г. www.hrw.org/russian/reports/russia/army.htm.

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальные причины армейской “дедовщины”