Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:26, реферат
В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или социальная группа. Благодаря социальным отношениям (социальным связям), возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями. Каждая социальная общность имеет свои, свойственные для нее, общие характеристики и социальные нормы, которые регулируют ее функционирование.
1. Социальные общности
2. Социально-классовые общности
3. Этнические общности
4. Целевые общности
5. Территориальные общности
Список литературы
Началом развития этнических
общностей был род, объединявши
Род — это группа кровных родственников, которые ведут свое происхождение от общего предка (по материнской или отцовской линии) и носящих общее родовое имя. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита и пришел на смену первобытному человеческому стаду.
Для родового строя характерны первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов и моногамной семьи. С родом связано уже и такое явление, как экзогамия (запрет брака внутри рода), в связи с чем он не мог существовать изолированно, и это привело в конечном итоге к объединению их в племена.
Кланы — это родовые союзы, выступающие зачатком политических институтов. Следует также выделить и тотемические кланы, они имели характер семейных союзов с религиозной подоплекой.
Тотемизм это религия, которая основана на культе животных или растений, как будто являющихся предками клана. Существовала вера, что данные животные или растения — кровные родственники членов клана. С кланами связаны и такие явления, как экзогамия (запрещение заключать брак внутри клана), так и эндогамия (запрещалось — вне клана). Хотя кланы были характерны в основном для первобытных обществ, в некоторых формах они сохранились в современных обществах и все еще играют важную роль (Япония, Китай, Индия).
Племя — это тип этносоциальной общности эпохи первобытно-общинного строя. Племя — более высокая форма общественной организации, оно охватывает большое число родов и кланов.
Для племени характерно: общность территории (даже у кочующих племен область кочевок была ограничена и охранялась ими от других племен), выделение собственного языка или диалекта, своих обычаев и культов, наличие некоторых элементов хозяйственного уклада, самосознания и, самоназвания. Племя имеет уже зачатки внутренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиозного обряда и т.п.).
Появление союзов племен, завоевания и переселения привели к смешению племен, а в конечном итоге к объединению их в народности.
Народность — это этническая и социальная общность, которая на лестнице общественного развития следует за племенем и предшествует нации. В отличие от родоплеменной организации, основанной на кровнородственных связях, в народности главное значение имеют территориальные связи, складывается общий язык (им обычно становится язык наиболее развитого племени), развивается общность хозяйственных связей и появляются элементы общей культуры.
Нация — это историческая общность людей. В качестве основы выделения нации принимается: общность территории, языка, экономических связей, некоторых особенностей культуры, психического склада и этнического (национального) самосознания.
Нации начинают складываться из различных племен и народностей в период преодоления феодальной раздробленности и укрепления централизованных государств, происходящее на основе развития капиталистических экономических отношений и объединения местных рынков в общенациональный.
Принадлежность к определенной нации значит очень много, и это основано на том, что, во- первых, нации очень устойчивы и существуют иногда на протяжении тысяч лет, во-вторых, они создают культурное наследство, в-третьих, индивиды идентифицируют себя с нацией; принадлежность к нации дает каждому индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений, Т.е. основу самоопределения индивида, и, в-четвертых, нации создают сильное ощущение солидарности между членами и антагонизм по отношению к чужим нациям.
4. Целевые общности (социальные организации)
В зависимости от степени формализации существующих в системах связей, статусов и нормсуществуют два способа социальной организованности — формальная организация и неформальная организация (от лат. forma — вид, облик, образ). Понятие формальной и неформальной организации были введены Э.Мэйо, руководителем (с 1928 г.) так называемых Хоторнских экспериментов. Во время экспериментов Э.Мэйо обнаружил, что в любой рабочей группе, помимо официальных служебных отношений (формальная организация), у людей обязательно возникают неофициальные — дружеские отношения (неформальная организация). Результаты исследований показали, что небольшие группы рабочих, в основе которых лежала социально-психологическая общность их членов и которые были названы неформальными группами, оказывали определяющее влияние на трудовую мотивацию рабочих.
Формальная организация – это способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Под социальной формализацией понимают “целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах”.
Выделяют следующие основные элементы формальной организации:
1. Разделение труда,
возникающее в результате
2. Система коммуникаций, Т.е. средства и каналы, обеспечивающие прохождение деловой информации как “сверху вниз” (передача приказов, указов, распоряжений, заданий), так и “снизу вверх” (отчеты подчиненных), а также по горизонтали (обмен мнениями, консультации).
3. Различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной организации (нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и формы стимулирования, принуждения и вознаграждения).
Все формальные организации
имеют специальный
Большой вклад в разработку проблем бюрократии внес М.Вебер. Он очень высоко оценивал роль бюрократии, рассматривал ее как необходимую форму общественного порядка и эффективной социальной организации и считал, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс. М.Вебер сформулировал основные признаки идеального типа бюрократической системы. В идеальном виде бюрократия, по его мнению, представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. В то же время ему принадлежит ряд верных мыслей относительно опасности, к которой может привести усиление бюрократии в формальных организациях и в обществе в целом. Высказанная М.Вебером точка зрения относительно роли бюрократии в формальной организации и обществе была подвергнута основательной критике, но в последние десятилетия наблюдается возврат к его идеям, своеобразная их модернизация.
Неформальная
организация — это, “спонтанно сложившаяся система
социальных связей, норм, действий, являющихся
продуктом более или менее длительного
межличностного и внутри-группового общения”
,при этом неформальная организация проявляется
в двух разновидностях: как организация внеформальная и как организация социально-психологическая. Вне
5. Территориальные общности
Территориальные
общности (от лат. territorium — округ, область)
— общности, отличающиеся
по принадлежности к исторически сложившимся
территориальным образованиям. Это
совокупность людей, постоянно проживающих
на определенной территории и связанных
узами совместных отношений к данной хозяйственно
освоенной территории. К территориальным
общностям относится население города,
деревни, поселка, села, отдельного района
большого города. А также более сложные
территориально-
В каждой территориальной общности имеются определенные основные элементы и отношения: производственные силы, производственные и технолого-организационные отношения, классы, социальные слои и группы, управление, культура и т.п. Благодаря им территориальные общности имеют возможность функционировать как относительно самостоятельные социальные образования. В территориальных общностях объединяются люди, несмотря на классовые, профессиональные, демографические и другие различия, на основе некоторых общих социальных и культурных черт, приобретенных ими под влиянием своеобразных обстоятельств их формирования и развития, а также на основе общих интересов.
Как пример рассмотрим кратко, что представляют из себя город и деревня.
Город — это крупный населенный пункт, жители которого заняты несельскохозяйственным трудом, в основном в промышленности, торговле, а также в сферах обслуживания, науки, управления, культуры. Город — это территориальное образование, присутствующее практически во всех странах мира. Для города является характерным разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни. В разных странах мира выделение города как территориальной единицы происходит по разным критериям, по совокупности признаков или количеству населения. Хотя обычно городом считается населенный пункт определенного размера (не менее 3-4-10 тыс. жителей), в некоторых странах допускается и более низкое минимальное количество жителей, например, только несколько сот человек. В нашей стране, в соответствии с законодательством Российской Федерации, городом считается населенный пункт, в котором проживает свыше 12 тыс. человек, из которых не менее 85% занято вне сельского хозяйства. Города делятся на малые (с населением до 50 тыс. чел.), средние (50-99 тыс. чел.) и большие (свыше 100 тыс. чел.) города, из последней группы особо выделяют города с населением свыше 1 млн. человек.
Возникновение, развитие городов тесно связано с появлением и углублением территориального разделения труда. От этого во многом зависят производственные функции города в сфере промышленности, транспорта, обмена и производства обусловливаемых этим услуг.
Существуют различные типы городов, основанные на административных (сочетающиеся с торговыми и производственными) или военных (города-крепости) функциях, связанные с культурой и наукой (университетские города, например, Оксфорд; “города науки”, например, Дубна), с оздоровлением и отдыхом (город-курорт, например, Сочи), с религией (например, Мекка) и т.п. Существует также типология городов в зависимости от их географического положения.
Деревня — в узком смысле слова означает небольшое земледельческое повеление. Для нее характерным является: непосредственная связь жителей с землей, хозяйственное освоение территории, рассредоточение деревень, небольшие размеры сельских населенных пунктов, приспособление основных видов занятий к природной среде, сезонная цикличная работа, небольшое разнообразие занятий, относительная социальная и профессиональная однородность и специфический сельский образ жизни.
Название “деревня” бытовало в Северо-Восточной Руси уже в XIV в., откуда оно распространилось по другим областям России. Другим типичным видом поселения было село. Оно отличалось от деревни в основном большим размером и наличием помещичьей усадьбы или церкви, более мелкие поселения назывались: выселок, хутор, заимок и т.д. На Дону и Кубани крупные сельские поселения обычно назывались станицами. В горных районах Северного Кавказа основной вид поселения носил названиеаул, в Средней Азии у земледельцев — кишлак. Все эти и другие названия часто в русской литературе заменялись общим термином “деревня”. В широком смысле слова “деревня” это не только все виды постоянных земледельческих поселений, жителями которых являются крестьяне и сельскохозяйственные рабочие и другие (занятые в основном в сельском хозяйстве), но также и весь комплекс социально-экономических, культурно-бытовых и природно-географических особенностей и условий жизни деревни.
Социология деревни занимается изучением закономерности возникновения, развития и функционирования деревни. Основные проблемы, изучаемые социологией деревни: основные факторы, влияющие на ее развитие; социальная и профессиональная структура населения; организация досуга на селе; социально-демографическое воспроизводство населения и др.
Список литературы: