Социальные издержки и противоречие рынка. Экономическая свобода и экономическая защищенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:09, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть социальные издержки и противоречие рынка, экономическую свободу и экономическую защищенность.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть историческую природу социальных издержек
- Проанализировать социальные проблемы в настоящее время
- Выявить ограничение экономической свободы, обязанности государства
- Изучить экономическую защищенность: виды и цель

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Социальные издержки и противоречие рынка…………………………...4
1.1. Историческая природа социальных издержек……………………………...…4
1.2. Социальные проблемы в настоящее время ………………………………...…7
Глава 2. Экономическая свобода и экономическая защищенность………….…15
2.1. Ограничение экономической свободы, обязанности государства …………15
2.2. Экономическая защищенность: виды и цель………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

реферат эк-ая соц-ия.docx

— 51.52 Кб (Скачать)

     Социальная  стратификация — это совокупность социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства  и называемых стратами. Таких критериев  очень много. К. Маркс выдвигал на первый план обладание собственностью и уровень доходов. М. Вебер добавил  социальный престиж, принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин называл причиной стратификации  неравномерность распределения  прав и привилегий, ответственности  и обязанностей в обществе, кроме  того — гражданство, род занятий, национальная, религиозная принадлежность. Он предложил следующее стратификационное  разделение общества:

высший слой профессионалов-администраторов; технические  специалисты среднего уровня; коммерческий класс; мелкая буржуазия; техники и  рабочие, выполняющие руководящие  функции; квалифицированные рабочие; неквалифицированные рабочие. [7,С.187]

     Существует  много других вариантов стратификационного деления общества. В последние  годы наибольшее распространение получила шестислойная иерархия современного западного  общества:

     Высший  класс: высший слой высшего класса (наследственное богатство, до 1 % населения); низший слой (заработанное богатство, до 4 % населения);

     Средний класс: высший слой (высокооплачиваемые представители умственного труда  и деловые люди, от 15 до 25 % населения); низший слой («белые воротнички», менеджеры, инженерно-технические работники  — до 40 % населения);

     Низший  класс: высший слой (работники физического  труда – 20 - 25 % населения); низший слой (люмпены, безработные — 5—10 % населения).

     Между стратами существует социальное неравенство, преодолеть которое невозможно. Главный  способ ослабления социальной напряженности  — возможность перемещения из одной страты в другую. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экономическая свобода и экономическая  защищенность

2.1. Ограничение экономической свободы, обязанности государства

Экономическая свобода в современном понимании предполагает базирующуюся на неприкосновенности частной собственности свободу производить, торговать, сберегать, инвестировать, пользоваться созданным и заработанным, вступать в экономические контакты с соотечественниками и иностранцами, устанавливать цены, пользоваться любыми денежными единицами по взаимному согласию участвующих в контракте сторон.

Ограничения экономической  свободы участников рынка создаются  государством, а также конкурирующими с государством негосударственными лицами.

Государство ограничивает экономическую свободу с помощью таких инструментов, как конфискация частной собственности, неисполнение контрактов, создание неравных и непредсказуемо изменяющихся условий хозяйственной деятельности, прямое государственное налогообложение, государственные заимствования, государственное инфляционное налогообложение, государственные расходы, бюджетный дефицит и государственный долг, инфляция, репрессивная валютно-денежная политика, государственное регулирование, внешнеэкономический протекционизм.

Высокое налогообложение национальных производителей повышает издержки производства, удорожает их продукцию, делает ее менее конкурентоспособной, сокращает возможности отечественных компаний на новых и старых рынках. При прочих равных условиях продукция из страны с более высоким налогообложением оказывается более дорогой и следовательно менее конкурентоспособной.

При нехватке экономических  ресурсов, собранных с помощью  налогов, государство прибегает  к займам. Государственные заимствования на внутреннем рынке уменьшают национальные сбережения и инвестиции, повышают процентные ставки, удорожают коммерческий кредит. Заимствования на внешнем рынке увеличивают государственный внешний долг, грозящий валютными кризисами и государственным банкротством.

При нехватке традиционных бюджетных доходов государство  обращается к денежной эмиссии и, следовательно, инфляционному налогообложению -- экономически самому неэффективному и наиболее тяжелому для работников бюджетной сферы, пенсионеров и других лиц, получающих фиксированный доход. [5,С.224]

Осуществляя регулирование экономических процессов, государство перераспределяет финансовые ресурсы минуя государственный бюджет. Устанавливая нормы, правила, ограничения, квоты, льготы, разрешения, исключения и т.п., государство изменяет направления и масштабы движения экономических ресурсов, делая их размещение менее эффективным. Например, регулируя цены на потребительские товары, на продукцию и услуги так называемых "естественных монополий", государство тем самым искусственно субсидирует одни товары и удорожает другие, искажая тем самым ориентиры потребительских предпочтений и задерживая назревшую адаптацию в структуре спроса.

Государственные ограничения на внешнюю  торговлю, на валютообменные операции, на межстрановое движение капиталов затрудняют адаптацию отечественных производителей к условиям мирового рынка, способствуют оттоку капитала, замедляют национальный экономический рост, усиливают хозяйственную стагнацию. Таможенные пошлины и нетарифные барьеры ограничивают приток иностранных товаров, ведут к ослаблению информационных сигналов, поступающих от мирового рынка, усиливают изоляцию национального рынка от процессов, происходящих в мировой экономике.

Постоянные  изменения экономического законодательства и  нестабильность важнейших  координат экономического развития (темпов инфляции, валютного курса, процентных ставок, количества налогов и уровня налогообложения, таможенных пошлин и иных регулятивов) ограничивают экономическую свободу участников рынка, снижают их хозяйственную активность, замедляют экономический рост. Стабильность и предсказуемость условий хозяйствования являются важными составляющими экономической свободы.

К ограничениям экономической свободы со стороны  негосударственных лиц, конкурирующих с государством в сфере применения насилия или угрозы его применения к участникам рынка, относятся физическая небезопасность граждан (преступность), незащищенность частной собственности (рэкет), неисполнение контрактов между частными лицами (нарушения прав кредиторов, вкладчиков, акционеров). Узурпация негосударственными лицами принадлежащих государству монопольных прав на применение насилия свидетельствует об их перерождении в квазигосударственные лица. Бурное развитие в России в последнее десятилетие частных охранных структур и частного арбитража является ярким свидетельством т.н. "провалов" государства - невыполнения им его самых прямых и очевидных функций.

Ограничения экономической  свободы со стороны государства  и негосударственных лиц позволяют  сформулировать исчерпывающий свод важнейших обязанностей государства:

  • обеспечение внутренней и внешней безопасности участников рынка,
  • обеспечение неприкосновенности частной собственности,
  • обеспечение единых, равных, прозрачных и стабильных правил хозяйственной жизни,
  • обеспечение исполнения контрактов частными лицами,
  • ликвидация ограничений на участие граждан в хозяйственной жизни, содействие конкуренции.

Такие функции  государства предопределяют его  отказ от особых экономических интересов, его неучастие в экономической  жизни и невмешательство в  нее.

Группой исследователей, создавших Всемирную ассоциацию сторонников экономической свободы  и объединяющую ныне экономистов  из 55 стран мира, был предложен  количественный измеритель способности  государства выполнять свои прямые обязательства и проводить либеральную экономическую политику - Индекс экономической свободы. 
 

2.2. Экономическая  защищенность: виды и цель

В числе необходимых  условий подлинной свободы, помимо "экономической свободы", часто  и с большим основанием называют также экономическую защищенность.

Понятие экономической  защищенности, как и большинство  понятий в этой области, двусмысленно и расплывчато. Поэтому опасно выдвигать  его в качестве безусловного требования. Действительно, стремление к абсолютной защищенности сплошь и рядом не только не повышает шансов свободы, но и становится для нее серьезной угрозой.

 Экономическая защищенность —

1) создаваемые  государством условия, гарантирующие  недопущение нанесения хозяйству  страны непоправимого ущерба  от внутренних и внешних экономических  угроз; 

2) предотвращение  утечки конфиденциальной экономической  информации из фирмы, нарушения  коммерческой тайны, осуществления  экономических диверсий.

Экономическая защищенность или финансовая безопасность — это состояние какого-либо субъекта, характеризующаяся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Она включает в себя:

  • сохранение платежеспособности
  • планирование будущих денежных потоков экономического субъекта
  • безопасность занятости.
  • Сущ-т два рода защищенности:
  1. ограниченная (достижима для всех и потому является не привилегией, а законным требованием каждого члена общества)
  1. абсолютная защищенность (в свободном обществе не может быть предоставлена всем и не должна выступать в качестве привилегии,  за исключением некоторых специальных случаев, таких, например, как необходимые гарантии независимости судей, имеющие в их деятельности первостепенное значение). [8,С.480]

 Таким образом,  речь идет, во-первых, о защищенности  от тяжелых физических лишений,  о гарантированном минимуме для  всех и, во-вторых, о защищенности, определяемой неким стандартом, уровнем жизни, о гарантированном  относительном благополучии какого-то  лица или категории лиц. Иными  словами, есть всеобщий минимальный  уровень дохода и есть уровень  дохода, который считается "заслуженным"  или "положенным" для определенного  человека или группы. Мы увидим  в дальнейшем, что защищенность  первого рода может быть обеспечена  всем, будучи естественным дополнением  рыночной системы, в то время  как защищенность второго рода, дающая гарантии лишь некоторым,  может существовать только в  условиях контроля над рынком  или его полной ликвидации.

Новое исследование Международного бюро труда (МБТ) подчеркивает, что экономическая защищенность способствует росту благосостояния людей, делает их более счастливыми и толерантными, а также способствует экономическому росту и развитию.

В странах, обеспечивающих своим гражданам высокий уровень  экономической защищенности, средний  уровень удовлетворенности жизнью (счастья) выше. Наиболее важный, определяющий фактор счастья – это не доход. Хотя доход и дает положительную  ассоциацию, его увеличение по мере того, как богатые страны становятся еще богаче, не делает людей намного  счастливее. Ключевым фактором скорее является уровень экономической  защищенности, то есть высокая степень  защиты доходов и низкий уровень  неравенства по доходам.

политическая  демократия и стремление к гражданским  свободам в значительной степени  способствуют экономической защищенности. Положительный результат дают также  государственные ассигнования на социальное обеспечение. Однако в долгосрочном плане экономический рост оказывает  на экономическую защищенность лишь ограниченное влияние. Другими словами, быстрый экономический рост не обязательно  ведет к большей экономической  защищенности, но в сочетании с  эффективной социальной политикой  он может дать положительный эффект.

По уровню экономической  защищенности страны можно разделить  на четыре группы:

1). Лидеры (страны  с эффективной политикой, институциональной  структурой, добившиеся хороших  результатов),

2). Прагматики (хорошие  результаты вопреки менее эффективной  политике и институциональному  обеспечению),

3). «Середняки»  (на первый взгляд эффективная  политика и институциональное  обеспечение, однако менее впечатляющие  результаты),

4). Страны, оставляющие  желать много лучшего (неэффективная  полтика и институциональное  обеспечение или полное их  отсутствие, низкие результаты). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 Повышение  уровня качества жизни - важнейшее  направление в политике доходов и заработной платы. Уровень и качество жизни взаимосвязаны. Уровень жизни характеризует социально-экономические результаты развития общества.

В современной  России наиболее актуальными проблемами повышения уровня и качества жизни  являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью.

Информация о работе Социальные издержки и противоречие рынка. Экономическая свобода и экономическая защищенность