Социально-педагогический аспект социальной работы в образовательных учреждениях негосударственного типа для детей-сирот и детей, оставш

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в поиске путей совершенствования социально-педагогического аспекта работы в негосударственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Сиротство как социальное явление в России и за рубежом
1.2. Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Типы учреждений, занимающихся воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Социально-педагогическая работа в негосударственных образовательных учреждениях с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в Российской Федерации
3. ОПЫТ РАБОТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Диагностика проблем реализации социально-педагогического аспекта социальной работы в негосударственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.2 Пути совершенствования социально-педагогического аспекта социальной работы в негосударственных образовательных учреждениях на примере Прохоровского православного детского дома-школы по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Социально-пед.doc

— 510.00 Кб (Скачать)

 МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 Социально-теологический  факультет

 Кафедра социальной работы 
 

 КАРЛОВА Ольга Николаевна 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 

 Дипломная работа

 студентки заочного отделения

 группы 120453

 специальности 040101.65 «Социальная работа» 
 

 Научный руководитель:

 доцент, канд. пед. наук

 Мисливец  Н.А. 

 Рецензент:                      Допущена к защите:

                                                                            зав. кафедрой социальной работы

                            проф. Кищенко Инна Николаевна

                            ____________________________

                            ____________________________

 Белгород 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  2. 1.1. Сиротство как социальное явление в России и за рубежом

         1.2. Нормативно-правовая база  социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2.1. Типы учреждений, занимающихся воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    2.2. Социально-педагогическая работа в негосударственных образовательных учреждениях с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в Российской Федерации

    3. ОПЫТ  РАБОТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И  ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       3.1 Диагностика проблем реализации социально-педагогического аспекта социальной работы в негосударственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

       3.2 Пути совершенствования социально-педагогического аспекта социальной работы в негосударственных образовательных учреждениях на примере Прохоровского православного детского дома-школы по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    ПРИЛОЖЕНИЯ 
     

    ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  исследования. Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. Как результат этого растет преступность среди подростков и молодежи, увеличивается число беспризорных и безнадзорных детей, становятся социальной проблемой детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, и т.д.

     В этих условиях социальная политика государства  все больше ориентируется на напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи семье и детям.

      В 2000 г. Правительством Российской Федерации  утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, что положительно сказалось на качестве их работы, ассортименте предоставляемых социальных услуг.

     Возвращается  в наше общество благотворительность, причем на новой законодательно закрепленной основе. Многочисленные благотворительные организации и фонды оказывают социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитанникам детских домов. Набирает силу волонтерское движение, которое поддерживает нуждающихся детей, больных детей, детей-инвалидов.

     В 1991 г. в России в системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика социального педагога.

     Должностные обязанности социальных педагогов  в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой включают в себя: осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей); изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условий жизни; выявление интересов, потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки; посредничество между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реабилитации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей); организация различных видов социальной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении; установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде; содействие созданию обстановки психического комфорта, безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья; осуществление работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей; взаимодействие с учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными возможностями, девиантным поведением, попавшим в экстремальные ситуации.

     Социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.

     Наиболее  сложный контингент, с которым приходится работать социальному педагогу, — это дети и подростки «группы риска». Сюда относятся дети и подростки с проблемами в развитии (но без патологий), дети из неблагополучных семей, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке. Это забросившие школу, сироты, дети, ушедшие из семьи в результате жестокого обращения, постоянных конфликтов между родителями. Для детей данной категории характерна высокая степень агрессивности, патологизация поведения и поступков. Многие из этих детей и подростков выпивают, употребляют наркотики.

     Каковы  особенности работы социального  педагога в социальных службах, что  составляет содержание его труда?

     Так как поле деятельности социального педагога — это взаимодействие с детьми, имеющими проблемы в социальном развитии, то его приоритетной целью является содействие изменению жизненных обстоятельств такого ребенка. В отличие от педагога, суть деятельности которого — обучение, развитие, воспитание ребенка, для социального педагога крайне важно содействие нормальной социализации ребенка, осуществление мер, способствующих его безболезненной адаптации в общество, с использованием воспитательных возможностей среды. Правы те, кто трактует социально-педагогическую деятельность как органический сплав социального воспитания, социального обучения, социальной помощи и социального образования.

     Социально-педагогическая деятельность должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности. Каждый ребенок сможет получить представление о сильных сторонах своего развития, что позволит достичь высокого уровня общеобразовательной и первоначальной подготовки.

     Социально-педагогическая служба в детских домах и школах-интернатах должна осуществлять социальную, правовую и экономическую защиту детей. Формирование социальной защищенности выпускников детских домов имеет свои особенности. Детям, воспитывающимся в семье, ее оказывают родители. Выпускникам же детского дома выдают такие малые пособия, что на них нельзя начать жить самостоятельно. Положение обострилось и в связи с сокращением числа заведений, способных принять детей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке.

     Социально-педагогическая служба в детских домах и интернатах устанавливает связи с предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, которые способствуют социально-профессиональному самоопределению выпускников. Социальные работники в детских домах и школах-интернатах осуществляют правовую защиту их воспитанников. Они добиваются, чтобы выпускники этих учебных заведений были обеспечены жильем, получали пособия, на которые можно было бы начать самостоятельную жизнь [10,130].

     Степень научной разработанности темы. В России  исследованию социально-педагогической работы с детьми-сиротами в негосударственных учреждениях не уделялось достаточного внимания. Наиболее исследованной областью является…… тем не менее, разработкой проблем детей сирот занимались Ю.В. Василькова, Ю.В. Дементьева, Г. Красницкая, С.И. Пронина, О. Пименова, Т.Я. Сафонова, Г.В.Семья и др.

     Довольно  многочисленную группу публикаций по проблеме детей-сирот содержат работы Т.Я. Сафоновой, М. Костюниной, а так же статьи в научных и научно-популярных журналах («Социум», «Социальная работа», «Социальное обеспечение», и др.) в которых рассматриваются сущность социального сиротства, особенности социальной поддержки и пути улучшения качества жизни детей-сирот.

     Психологические особенности личности детей-сирот. Так же описывают профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника Л.Г. Гуслякова. Технологию социальной работы в различных сферах жизнедеятельности рассматривает П.Д. Павленок. К.Рощак описывает

     Исторический  аспект опыта социальной работы в России анализирует Л.В. Бадя и Е.П. Белоножко. М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков,  В.А. Ельчанинов, А.С. Сорвина уделяют внимание профессиональной подготовке социальных работников и бучению социальных работников для работы с детьми-сиротами.

      Особенности экономического устройства сферы социального  обслуживания вызывают необходимость  участия государства и благотворителей  в организации и финансировании этих услуг. Участие государства в предоставлении социальных и социально-педагогических услуг призвано обеспечить реализацию принципов социальной справедливости и разрешить проблемы недостаточной информации и нерациональности потребительского выбора. Повсеместно государством созданы учреждения для оказания определенных видов социальных услуг определенным категориям нуждающихся в них.

     Проблема  исследования заключается в выявлении сущности социально-педагогического аспекта социальной работы в образовательных учреждениях негосударственного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

     Очень тяжело ребенок переносит смену  одного учреждения другим, меняется микросреда, что тяжело отражается на его психике, характере, вызывая стресс, нервные срывы, ему приходится снова адаптироваться к другой обстановке. дети, лишенные материнской ласки, опоры, испытывают материнскую депривацию, отстают в нервно-психическом, психосоциальном, физическом развитии. Эти изменения личного характера остаются обычно на всю жизнь. 

Информация о работе Социально-педагогический аспект социальной работы в образовательных учреждениях негосударственного типа для детей-сирот и детей, оставш