Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 12:39, реферат
Применяя термин «социально-экономическая система» для целей настоящего исследования, имеется в виду совокупность и взаимодействие основных социальных, экономических и отчасти политических нормативно-правовых институтов, с одной стороны, и их практического осуществления, а также неформальных институтов в контексте экономической реальности последних пятнадцати лет – с другой. Подразумевается, что указанная совокупность находится в динамике, а, следовательно, ее неотъемлемой частью являются также движущие ею интересы и наиболее существенные ожидания.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Социальная справедливость как социально-экономический институт …..6
1.2. Особенности трансплантации норм института социальной справедливости в экономических отношениях…................................................7
1.3. Классификация институтов………………………………………………...10
Глава 2. Практическая часть
2.1.Экономические и социальные функции института государственной службы: методологические подходы к классификации и приоритеты………13
2.2. Японский опыт подготовки государственных служащих………………..18
Заключение……………………………………………………….........................25
Список литературы………………………………………………………………26
Федеральное агентство по образованию.
(Рособразование)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральская государственная архитектурно – художественная академия»
(ГОУ ВПО «УралГАХА»)
Институт Урбанистики
Дисциплина: «Институциональная экономика»
Реферат на тему: «Социально-экономические институты и их роль в экономической жизни общества».
Студентки гр. ИУ-520
Отделения экономики предприятия:
Савельевой Н.В.
Преподаватель:
Пищулов В.М.
Екатеринбург 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Социальная справедливость как социально-экономический институт …..6
1.2. Особенности трансплантации
норм института социальной справедливости
в экономических отношениях…...................
1.3. Классификация институтов………………
Глава 2. Практическая часть
2.1.Экономические и социальные функции института государственной службы: методологические подходы к классификации и приоритеты………13
2.2. Японский опыт подготовки государственных служащих………………..18
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Сегодня, в начале XXI века, наша страна оказалась на очередной исторической развилке. Как и сто лет назад, в результате незавершенных и во многом неудачно реализованных реформ в обществе сложилась неустойчивая ситуация, в рамках которой многие серьезные противоречия не были надлежащим образом урегулированы и продолжают нарастать, в том числе в неявной форме, неотвратимо приближая момент их сознательного или стихийного разрешения. В то же время процесс осознания и научного осмысления этих противоречий с очевидностью отстает от их появления и созревания, что усиливает риск утраты контроля за ситуацией и развития ее по стихийному деструктивному сценарию.
Существует ряд работ, посвященных этой теме. Прежде всего, это работы Л. Абалкина, А. Аникина, С. Аукуционека, В. Белкина, И. Гладкова, Р. Гринберга, М. Делягина, А. Дынкина, С. Дзарасова, В. Евстигнеева, А. Илларионова, Г. Клейнера, А. Коноплянника, Ю. Кузнецова, В. Лившица, Д. Львова, В. Маевского, В. Макарова, В. Мау, Я. Миркина, А. Некипелова, А. Нестеренко, Н. Петракова, Ю. Петрова, В. Попова, В. Полтеровича, А. Пороховского, В. Сенчагова, Д. Сорокина, Н. Федоренко, Г. Шагалова, О. Шкаратана, Е. Ясина, а также G. Allison, G. Becker, J. Berliner, M. Boyko, S. Cheung, S. Fischer, A. Hewett, M. Intriligator, J. Johnson, A. Katz, M. Lavigne, D. North, K. Popper, M. Olson, A. Shleifer, J. Schumpeter, R. Vishny, R. Wintrobe. Таким образом, создан необходимый фундамент для продолжения исследований в направлении более полного определения сложившейся социально-экономической системы, ее возможностей и ограничений, исторических перспектив, а главное – раскрытия закономерностей и определения практических подходов к ее совершенствованию. Особое значение имеет исследование современных общественных отношений, сложившихся в нашей стране, на базе комплексного подхода. Время, прошедшее с начала реформы, уже позволяет это сделать. Без комплексного анализа экономических и политических реалий России, без попытки поместить их в широкий международный исторический контекст и научно исследовать возможные сценарии их дальнейшей эволюции невозможно определить главные «болевые точки» этих отношений; основные угрозы и вызовы, исходящие от заложенных в них явных и скрытых конфликтов и противоречий; а также практические способы направить развитие страны в русло позитивных перемен и глубокой модернизации экономики и общества. Сложность и важность задачи не позволяет считать научную и общественную дискуссию по этой теме исчерпанной и не оставляющей места для новых поворотов и выводов, что и определяет актуальность исследования.
Применяя термин «социально-экономическая система» для целей настоящего исследования, имеется в виду совокупность и взаимодействие основных социальных, экономических и отчасти политических нормативно-правовых институтов, с одной стороны, и их практического осуществления, а также неформальных институтов в контексте экономической реальности последних пятнадцати лет – с другой. Подразумевается, что указанная совокупность находится в динамике, а, следовательно, ее неотъемлемой частью являются также движущие ею интересы и наиболее существенные ожидания.
В настоящей работе «модернизация существующей социально-экономической системы России» рассматривается как необходимый целенаправленный процесс обеспечения конкурентоспособности и, следовательно, успешного выживания страны в долгосрочной стратегической перспективе. Я считаю, что данный процесс представляет собой максимально быстрое и возможно полное (с учетом российских реалий, исторических традиций и культурных особенностей) продвижение к современной европейской модели социально-рыночной экономики.
Основной целью исследования является политико-экономический анализ реально существующей в России социально-экономической системы, выявление ее фундаментальных черт и наиболее важных закономерностей развития, выделение объективных постоянных детерминант и переменных составляющих в целях выработки теоретических положений и организационно-экономических методов ее модернизации, направленной на обеспечение стратегической конкурентоспособности страны в исторической перспективе.
1. Теоретическая часть.
1.1. Социальная справедливость как социально-экономический институт
В системе социально-экономических институтов России одним из наиболее важных должен стать институт социальной справедливости в экономических отношениях. Воздействие этого института имеет всеобщий характер, поскольку нормы социальной справедливости могут и должны охватывать отношения между всеми типами экономических субъектов на всех уровнях управления. В настоящее время из-за во многом непродуманной политики государства он в нашей стране не получил достаточного развития, хотя востребован широкими слоями населения.
Рассматриваемое понятие отвечает определениям института, данным видными представителями институциональной теории Д. Нортом и Т. Вебленом, и включает его основные признаки:
- правила соблюдения социальной справедливости;
-нормы поведения, которые
структурируют повторяющиеся
-механизмы, обеспечивающие выполнение как правил соблюдения социальной справедливости, так и норм поведения людей в экономических отношениях;
- распространенное
Как социальный институт справедливость - одна из форм организации, регулирования и упорядочения общественной жизни и поведения людей в экономической сфере. Как экономический институт она предстает в виде правил и ограничений экономического поведения.
Институт социальной справедливости в экономических отношениях может носить формальный и неформальный характер. Формально он определяется в виде официально принятых правовых норм, закрепляющих тот или иной допустимый уровень или меру справедливого экономического поведения в экономике и обществе. Неформально он устанавливает для всех субъектов экономической деятельности конвенциональные нормы поведения, складывающиеся на основе экономической культуры, системы ценностей, привычек и традиций, менталитета, которые влияют на поведение экономических субъектов и процессы развития любой социально-экономической системы в целом.
Формальные и неформальные нормы рассматриваемого института находятся в тесном взаимодействии. Например, при распределении фонда оплаты труда на малых предприятиях, где заняты люди, связанные дружескими и семейными отношениями, как правило, имеет место полное соответствие указанных норм. В то же время вводимые во многих предпринимательских структурах этические кодексы не соответствуют сложившимся в России неформальным межличностным отношениям, социально-психологическому климату и организационной культуре.
1.2. Особенности трансплантации норм института социальной справедливости в экономических отношениях
Стратегия смены административно-командной системы управления в России в значительной мере основывалась на идее формирования отечественной экономики по образцу западных стран, путем трансплантации или заимствования институтов, показавших свою эффективность, правда в иных институциональных условиях. Невозможность прямого переноса зарубежных институтов, составляющих основу открытого общества, убедительно доказал негативный опыт российских реформ. Насильственное навязывание альтернативных институциональных моделей в соединении, в частности, с искаженными. Представлениями об автоматическом достижении социальной справедливости в условиях рынка привело к резкому ухудшению социального и экономического положения большинства населения страны.
Введение новых и трансплантация действующих в иной среде норм социальной справедливости могут быть позитивно восприняты одними социальными и профессиональными группами и негативно - другими. Например, такое предлагаемое рядом экономистов институциональное мероприятие, как изъятие в бюджет природной ренты с целью выравнивания несправедливого распределения доходов, будет негативно встречено работниками добывающих отраслей, тогда как представители прочих социальных групп эту акцию скорее всего одобрят.
Установление норм социальной справедливости в экономических отношениях во многом обусловлено спросом на указанные нормы и их предложением. Так, в настоящее время в стране возрастает соответствующий спрос со стороны многих социальных групп населения. В частности, в сфере пенсионного обеспечения и оплаты труда его предъявляют соответственно пенсионеры и работники бюджетной сферы - граждане с низким уровнем доходов. Данный спрос можно расценивать как положительный, поскольку он способствует усилению социальной справедливости в экономике страны. Примером нормы социальной несправедливости, вызывающей отрицательный спрос у большинства населения, могут служить непродуманные и финансово не обеспеченные попытки коммерциализации жилищно-коммунального хозяйства.
Предложение норм социальной справедливости может существовать и при наличии спроса, и при его отсутствии. Так, если незащищенные слои населения с низким уровнем доходов во главе с демократически настроенными политиками предъявляют спрос на подобные нормы, то властные структуры могут либо создать новые нормы социальной справедливости по собственной инициативе, либо трансплантировать их из развитых стран под давлением определенных политических кругов.
В ходе исследования процессов трансплантации институтов в институциональной теории были определены основные типы трансплантационных дисфункций: атрофия и перерождение института, активизация альтернативных институтов и отторжение, институциональный конфликт и парадокс передачи. Применительно к рассматриваемому институту возникновение указанных дисфункций представляет реальную угрозу для социально-экономического развития России.
Так, вряд ли в ближайшем будущем многие социальные и профессиональные группы в нашей стране согласятся с трансплантацией норм социальной справедливости, господствующих в экономике развитых стран, где признается необходимость рыночного неравенства, отождествляемого со справедливостью. Эти нормы и вытекающие из них требования несовместимы с этнопсихологическими и культурными традициями и давно признанными формальными институтами российской экономической жизни. В наших условиях понимаемые таким образом нормы справедливости в экономической жизни этих групп атрофировались. Одновременно они же переродились в деятельности "новых русских" предпринимателей, приняв одиозные формы и став источником формирования деструктивных стратегий в экономике. Институциональная донорская среда западного цивилизованного бизнеса в большинстве случаев подавляет ненормативные виды экономического поведения.
Примером активизации альтернативной нормы социальной справедливости может служить распространение "серых" схем оплаты труда, что противоречит формальным нормам и принципам социальной справедливости, установленным государством. Активизация подобной нормы может привести к формированию так называемых институциональных ловушек.
Отторжение ряда действующих норм института социальной справедливости наблюдается в тех случаях, когда существует отрицательный спрос на новые формальные нормы, устанавливаемые властными структурами, и трансплантация носит принудительный характер. Например, введение высоких ставок прогрессивного налогообложения может содействовать уходу предпринимателей в теневую экономику.
Парадокс передачи заключается в том, что донор, передающий свои институты, эффективные в его условиях, может выиграть за счет не готового к этому реципиента. В таком случае донор способен навязывать реципиенту свои правила игры, добиваясь для себя особых преимуществ. Например, в результате трансплантации западных социально-экономических институтов в первые годы рыночных реформ Россия отказалась от уравнительного распределения, которое осуществлялось на чрезвычайно низком уровне, но воспринималось населением как справедливое. Страна перешла к дикому капитализму, очень напоминавшему период первоначального накопления капитала, а уровень социальной несправедливости превысил все разумные границы. Таким образом, из-за ослабления России западные страны-доноры оказались в выигрыше, а наша страна-реципиент существенно проиграла как в экономическом, так и в социальном и морально-нравственном отношении.
Чтобы уменьшить негативные последствия трансплантационных дисфункций, необходимо оценить возможные прямые и транзакционные издержки, ожидаемую экономическую эффективность вводимых норм социальной справедливости. Для этого нужна независимая экспертиза предлагаемых вариантов проекта нормы, с тем чтобы минимизировать возможности ее использования в интересах тех или иных групп влияния и спрогнозировать последствия ее внедрения.
1.3. Классификация институтов
Институты классифицируют:
- степень экономической
эффективности: эффективные,
-- степень социальной справедливости: справедливые и несправедливые;
- характер действия: действующие и недействующие;
- степень рациональности процедуры воздействий на экономических субъектов: рациональные и нерациональные.
Из приведенной классификации можно выделить институты, сдерживающие развитие национальной экономики. К их числу относятся: малоэффективные, неэффективные, несправедливые, недействующие и нерациональные. Условно назовем их негативными.
Информация о работе Социально-экономические институты и их роль в экономической жизни общества