Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:12, контрольная работа
Изучение социального взаимодействия носит общественно значимый характер, поскольку это дает понимание основных тенденций, происходящих в обществе. В современной сложной социально-политической и экономической ситуации выхода страны из сложившегося системного кризиса как никогда актуально эффективное социальное взаимодействие, как основа жизнедеятельности общества. Актуальность выбранной темы обусловлена и значимым характером научного изучения как основного способа общественных отношений и области социологического знания, лежащей в основе многих социальных, политических и других процессов.
Введение………………………………………………………………………………...4
1.Социальная связь. Понятие и структура социальной связи…………………….....5
1.1.Виды социальной связи…………………………………………………………….7
2.Социальное взаимодействие………………………………………………………....9
2.2.Разновидности социальных взаимодействий……………………………………12
3. Социальная регуляция поведения личности в обществе………………………...15
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы…………………………………………………...18
Глоссарий………………………………………………………………………………19
Процесс взаимодействия имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона - это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона - сознательное, нередко эмоционально окрашенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.
Исходя, из сказанного следует, что взаимодействие состоит из элементов:
Социальное взаимодействие помимо элементов, обладает признаками:
Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:
Социальное взаимодействие является одним из ключевых понятий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные отношения, процессы, социальная структура и пр.) возникают в результате социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных человек. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других — «ответ на вызов».
Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.
В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.
Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или взаимопонимание между акторами. Если акторы говорят на разных языках и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.
2.2. РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений. Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулируют обмен в процессе само возобновляемых, регулярных социальных связей - взаимодействий. В ходе социального контакта эти принципы могут и не действовать: актор может мало заботиться о том, будет ли его поведение вызывать желание у его партнера возобновлять связь, не нанесет ли подобный обмен ущерб ему самому, может проявлять или излишнее великодушие, или излишнюю скупость и т.д. При наличии одноразовых, несистематических контактов люди иногда ведут себя совершенно иначе, чем при наличии устойчивых взаимоотношений, имеющих к тому же определяющий характер.
Все отношения обмена предполагают получение вознаграждения в обмен за плату - издержки. Необходимость компенсировать получение благ, чтобы по-прежнему получать их, является - пусковым механизмом социального взаимодействия. Именно то, что взаимно вознаграждается, имеет тенденцию к регулярности, самовозобновляемости. На этой основе возникают взаимные ожидания того, что эффект нового акта взаимодействия будет таким же. Любой регулярный социальный обмен тем самым стремится к гарантиям взаимности. Но в одном случае эти гарантии могут быть оговорены заранее, а в другом строятся на доверии.
Соответственно, социальные взаимодействия как обмен могут иметь несколько разновидностей. (см. Приложение) Обмен на основе определенных договоренностей, которые могут быть оформлены в виде договора, контракта, скреплены печатью, а могут и не иметь формализованного характера (устная договоренность), предполагает, что обязательства сторон, объем услуг строго оговорены.
При наиболее распространенном нежестком обмене точная плата за услугу, форма и сроки оплаты могут не оговариваться. Человек предоставляет услугу, приходит на выручку по собственной инициативе. Главным при этом является как ожидание взаимности, так и доверие актора к получателю услуги, который сам принимает решение, как, когда и в какой форме расплатиться, вознаградить за услугу. Он имеет свободу выбора, но во многом иллюзорную — ведь если расплата оказывается явно ниже приемлемой или вообще не наступает, партнер лишается доверия и обмен с ним прекращается. Восстановить доверие намного труднее, чем возобновить оговоренные формы взаимодействия. Как отметил П. Блау, типы обмена, предполагающие добровольное и инициативное предоставление выгод и услуг другому, вовлекают факторы, создающие диффузные (жестко не обозначенные ни по срокам, ни по форме услуги) будущие обязательства, не специфицированные четко, при которых природа возврата не может оговариваться, и по большей части оставлена на усмотрение того, кто его осуществляет.4
Социальная жизнь
Договорные формы наиболее
отчетливо проявляются в
По существу и взаимодействия между государством и гражданами также носят договорный характеров качестве договора (конституция).
Диффузность (не жёсткость) в чистом виде проявляется в обменах, имеющих, прежде всего, морально-этическое содержание (дружба).
Сколь бы ни были жесткими договорные формы социального обмена, они базируются на таких нежестких материях, как ожидание, доверие и т.п. Можно сказать, что система социальных взаимодействий пронизана доверием, ожиданием взаимности. Основная масса обменов между людьми в обществе осуществляется в кредит, на основе риска, ожидания взаимности, на основе доверия.
Диффузный социальный обмен, предполагающий добровольность, доверие к партнеру, является фундаментальной основой повседневной жизни. И именно это составляет основу социальных взаимодействий.
Вот почему роль таких факторов, как честность, верность слову, является главным гарантом эффективности всей системы социальных взаимоотношений, взаимодействий. Если в обществе нет «климата ответственности», любые договоры, угроза санкций будут бесполезными.
Чтобы точнее понять, как организуется социальная жизнь, как она регулируется, нельзя ограничиваться изучением лишь прямых (простых) интеракций между индивидами. Взаимодействия могут быть как простыми, непосредственно-двусторонними, так и сложными, опосредованно-косвенными, когда взаимодействия осуществляются через три-четыре лица и т.п.
В современном обществе
доля косвенных интеракций
Другой вектор: обмен осуществляется на уровне, как индивидов, так и социальных групп, общностей.
Преподаватели вузов
как социально-
Данные принципы разновидностей социального взаимодействия носит всеобщий характер, наиболее распространенный. Они реализуются как в индивидуальном, так и в групповом обмене, касаются как прямых, так и косвенных интеракций, проявляются как в жестких, так и в диффузных социальных взаимодействиях.
3.СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ
Идет ли речь о взаимодействии индивидов, или заводов, фирм, государственных учреждений или общественных организаций, идет ли речь о жителях отдаленного края, о поведении в экономической сфере или в политике, в кругу близких или на совещании, — во всем и везде нужен своеобразный язык, который был бы понятен всем участникам данной системы социальных связей. Т. Парсонс назвал символическими посредниками подобные критерии, которые понятны всем и которыми готовы пользоваться все. К их числу он отнес, прежде всего, систему ценностей, деньги, власть (закон), которые предоставляют возможность регулировать любые социальные связи (независимо от их сложности и опосредованности) на основе социокультурных, экономических и политических критериев.
Единая система нравственных
ценностей вооружает нас
Благодаря деньгам и рынку вклад любого члена общества может быть оценен любым другим. И не прибегая к прямому контакту, товарообмену, каждый из нас благодаря деньгам легко может вступить в любую экономическую сделку. Власть (закон) уравнивает всех членов общества, заставляя нести определенные обязательства перед ним, сохраняя основные условия существования, как каждого индивида, так и общества в целом.
Именно ценности, деньги, власть в совокупности отграничивают данное общество как относительно замкнутую, самодостаточную систему социальных взаимодействий от других обществ, имеющих своих символических посредников. Общества обособляются друг от друга как особые системы социальных связей, регулируемых особыми нравственными, экономическими, политическими критериями.
В данной системе связей
человек действует в
Любой стандарт поведения, нормы, принципы, регулирующие взаимоотношения индивидов в обществе, опосредованно выражают связь между людьми. Типовой стандарт поведения человека в данном обществе был определен на основе различных реальных вариантов, личностных образцов поведения на микроуровне. Можно согласиться с Э. Дюркгеймом, который в характерной для него образной форме писал, что «коллективные представления — продукт обширной, необъятной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени.5
По мере расширения системы социальных связей не только расширялся круг людей, которым было «разрешено» считаться равными с членами семьи, общины, но и изменялись критерии отбора; стандарты поведения адаптировались к обслуживанию более сложной системы отношений. Оказалось, что отношения «добрых родственников», связанных кровнородственной, эмоциональной общностью, не во всем пригодны для регулярных связей с другими людьми и т.д.
Расширение системы социальных связей, а с другой стороны, необходимость обеспечить их регулярность, самовозобновляемость (особенно если речь идет об институализированных связях) деиндивидуализировали стандарты поведения. Деиндивидуализированный образец - это исторически отобранный тип поведения, обеспечивающий эффективное выполнение той или иной функции независимо от того, какой человек будет ее выполнять (т.е. независимо от его психологических и физических особенностей). Высшая степень деиндивидуализации - образец человека вообще как элементарной единицы системы социальной связи. Общество, устанавливая ценности, как бы устанавливает набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник связей, независимо от особенностей.
Любовь к человеку — это высшее проявление человеческого духа, отобранный в этом реальном мире образец поведения. Возникает особое ценностное отношение — человечность, человеколюбие. Вглядываясь в другого, индивид ищет уже не прямую пользу — он задумывается о величии человека, его разума, его «божественного» начала. Чисто практическая основа взаимодействия порождает уникальный мир ценностей человека, который живет во многом сам по себе, руководствуясь нередко собственной логикой. Прямая выгода здесь проявляется лишь в самой опосредованной, трудно уловимой форме.