Политика как вид социального взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:28, реферат

Краткое описание

Социология политики - наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов, политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам

Файлы: 1 файл

Политика как вид социального взаимодействия.docx

— 28.82 Кб (Скачать)

Политика  как  вид социального  взаимодействия

     Социология  политики - наука о взаимодействии  политических и социальных систем  в  процессе функционирования  и распределения власти, о закономерностях  протекания политических процессов,  развертывания политических отношений,  о функционировании политических  режимов, политических норм, ценностей,  политических ожиданий, ориентаций  и стремлений, свойственных различным  социальным группам.

     Социология  политики - отрасль социологии, представляющая  собой соединительное звено между   социологией и наукой о политике - политологией. Социология политики  считается, с одной стороны,  специальной  дисциплиной социологии, обязанной  данной науке теоретико-систематизирующим  и историко-эмпирическим аспектами,  а с другой, она открывает широкий  доступ к комплексным исследованиям  политики и к теории политологии.  Находясь на стыке философских,  социологических, политологических, исторических, экономических наук, социология политики как самостоятельная  отрасль научных знаний в начале 21 в., несомненно, станет одним из важнейших направлений в развитии гуманитарных наук. Это объективно обусловлено интенсивным процессом политизации общественной жизни, что обостряет потребность в более глубоком и обстоятельном социологическом анализе всех аспектов политики.

     Социология  политики - сравнительно молодая  научная  дисциплина. Только в  1920-1930-е американская политология  стала тесно сближаться с рядом  общественных наук, главным образом  с социологией, представленной прежде всего ставшей знаменитой к тому времени Чикагской социологической школой, широко разрабатывающей методику и инструментарий социологических исследований. Однако социологическое исследование политических процессов начиналось не с нуля. Оно опиралось на учение выдающихся древнегреческих философов Платона и Аристотеля, внесших основной вклад в создание основ теории политики и государства. Аристотель, в частности, может считаться одним из первых предшественников социальной политики: ведь именно он исследовал конституциональные системы 158 городов-государств, сформулировал основы политики и назвал ее «королевой наук». Эти же проблемы в более широком и конкретном плане были развиты такими видными мыслителями Нового времени, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Ж. Боден. Однако решающий вклад в становление теоретических предпосылок собственно социологии политики внесло первоначально теоретическое различение гражданского общества и государства французскими энциклопедистами, а затем А. Сен-Симоном, А. Фергюсоном и Г.В.Ф. Гегелем, получившее углубленное развитие в работах К. Маркса, а потом, уже в 20 в., изучение политических процессов во взаимодействии с социальной сферой М. Вебером, В. Парето, Г. Лассуэлом. Причем социология политики не просто заимствует концепции и методы из философских и политических теорий, а существенно перерабатывает их в соответствии с общей методологией социологии. Так, например, структурный функционализм и теория социальной системы Т. Парсонса и его последователей была преобразована социология политики в теорию политических систем, в том числе и в структурно-функционалистской ее разновидности.

     Специфика  социологии политики заключается  в  том, что она рассматривает  политику через анализ социальной  структуры, через деятельность  социальных институтов, общественного  мнения и поведения, политических  интересов, норм и отношений,  ценностей, ожиданий и ориентаций.

     Что  же такое политика, с точки  зрения социологии? Отвечая на  этот вопрос, М. Вебер утверждал:  «Политика... означает стремление  к участию во власти или  к оказанию влияния на распределение  власти, будь то между государствами,  будь то внутри государства  между группами людей, которые  оно в себе заключает». Всякий, кто занимается политикой, тот  стремится к власти над другими  людьми и их группами. Выступая  в качестве самостоятельной научной  дисциплины, политическая социология  имеет свой предмет исследования, свою структуру и свой категориальный  аппарат. Вместе с тем она  под специфическим, только ей  свойственным углом зрения использует  основную содержательную проблематику  социологии как науки об обществе  и личности и политологии как  науки о политики, но интерпретирует  эту проблематику в социальном  контексте. Ее специфический интерес  - изучение процесса функционирования  и распределения политической  власти в государственно-организованном  обществе [4, c. 15].

     Исходной  категорией социологии политики  является политическая сфера,  представляющая собой  специфическую  подсистему общества, связанную  с определением коллективных  политических целей, принятием  соответствующих решений, осуществлением  власти. Чтобы яснее представить  сущность данной сферы и ее  особенности, следует обратиться  к сформулированной французским  социологом П. Бурдье концепции социальной топологии. Она представляет социальный мир в виде многомерного пространства, построенного по принципу дифференциации и распределения средств и свойств, способных придавать их владельцу силу и власть в соответствующем секторе (сфере) социального пространства. Социальное пространство состоит из нескольких полей, в каждом из которых существует определенный капитал (власть) - экономический, социальный, политический (престиж, репутация, имя и т.п.). Каждый вид капитала (например, политический) представляет собой власть над соответствующим полем, а позиция каждого индивида или группы определяется распределением власти в этом поле. Совокупность существующих в политическом поле позиций представляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в борьбе за доминирование в сфере П., за установление господства в системе властных отношений, за сохранение или трансформацию существующих властных структур и систем государственной власти. При анализе политического поля (сферы), считает П. Бурдье, необходимо учитывать соотношение политического спроса и предложения в каждый данный момент времени и определяемую в зависимости от этого соотношения политическую позицию индивида или группы, чем и обусловливается логика поведения и борьбы в политическом поле (сфере). В этом взаимодействии индивидов и групп, занимающих различные политические позиции, политические выступления подпадают под своеобразную структурную двойственность. С внешней стороны они непосредственно относятся к мандатам (депутатов, членов партии и т.п.), а в действительности направлены против конкурентов в политическом поле, борьба в котором принимает особенно ожесточенный характер в вопросе о государственной власти [6, c. 19].

1.Объект политической  социологии

Объект политической социологии не отличается от объекта  социологии в целом, который трактуется как гражданское общество. Однако в социологической литературе на этот счет имеются различные точки  зрения. Многие авторы не видят разницы  между объектом и предметом социологической  науки. При этом социология отождествляется нередко с социальной философией, когда ее объектом является общество, закономерности и тенденции его развития (B.C. Немчинов, 1967; В.Ж. Келле, 1966; Д.И. Чесноков, 1964). Рецидивы этой точки зрения встречаются и поныне (Г.П. Давидюк, 2001).

Такой подход затрудняет выявление качественной определенности социологии как науки, долгие годы ставил под сомнение необходимость ее конституирования, ибо в самом деле, зачем введение новой науки, если она исследует уже изучаемое другой отраслью научного знания? Подобное отождествление содержания разных наук заставляло искать выход из создавшегося положения. В 1970-е годы такой выход виделся во введении понятия прикладная социология, что, с одной стороны, позволяло признать возможность осуществления социологических исследований, а с другой -- низводило эту науку до чисто утилитарных, сугубо прагматических целей, полностью отказывая в возможности теоретического осмысления действительности особыми социологическими методами.

Одна из попыток  решения возникшего противоречия воплотилась  в трех-, четырехуровневой концепции  строения социологической теории, когда  наряду с теоретической основой -- историческим материализмом выделялись специальные социологические теории и конкретные исследования (М.Н. Руткевич, Г.В. Осипов). Между тем необходимо было найти ту сторону (часть) общественной жизни, которая была бы прерогативой социологии. Ведь общество является объектом изучения всех социальных и гуманитарных наук.

Например, когда общество поворачивается к нам своей экономической  гранью, объектом исследования становятся экономическое развитие и экономические  отношения. Но очевидно, что этим занимаются экономические науки. Особое место  в их системе принадлежит экономической  теории и политической экономии, нацеленным на выявление сущности объективных экономических законов, определяющих деятельность властных структур всех общественно-политических образований.

Изучение поступательного  развития общества относится к компетенции  исторических наук. Историки видят  общество как объект своего исследования также в определенном ракурсе: как  историю всего человечества, отдельных  стран и народов, отдельных сфер жизни людей (социальной, бытовой, производственной и т.п.). И наконец, если общество выступает  перед нами своими правовыми отношениями, то, бесспорно, это относится к  компетенции юридических наук.

Общество может  характеризоваться и такими гранями, как эстетические, этические, религиозные  отношения, такими институтами, как  семья, учебная группа, воинское подразделение, такими процессами, как национально-этнические, расовые, классовые, групповые и  т.д. И каждая группа является объектом изучения для определенной науки или научного направления -- этнологии, этики, эстетики, религиоведения, конфликтологии и т.д.

Что же в таком  случае может быть объектом социологии? Какая грань общества изучается  с помощью ее методологии и  методики? 

Такой объект -- гражданское общество, суть которого, по Гегелю, состоит в том, чтобы интересы государства и интересы личности признать равнозначными, однопорядковыми.

Гражданское общество начало складываться при переходе человечества к буржуазно-демократическим формам государственности, когда люди получили возможность действовать как  самостоятельная общественная сила, возможности которой в значительной степени зависят от уровня сознательности и творчества участников исторического  процесса. Именно в этот период ценность и самоценность человека стали реальными факторами многих общественных перемен, резко повысившими влияние индивида на решение государственных проблем.

Гражданское общество возникло как оппонент государству, породив многочисленные образования (партии, общественные организации, добровольные объединения, ситуативные или постоянные гражданские инициативы и т.д.), которые  оспаривают, подвергают сомнению и  выдвигают альтернативные способы  решения государственных проблем.

Все сказанное позволяет  утверждать, что гражданское общество как контрпартнер государства -- это совокупность определенным образом организованных исторически сложившихся форм и ценностей

совместной жизнедеятельности, которые созданы и функционируют  на основе свободного волеизъявления и которыми люди руководствуются  во всех сферах общественной жизни -- экономической, социальной, политической и духовной.

Поэтому логично  сделать вывод: политическая жизнь  гражданского общества является объектом политической социологии. Политическая социология раскрывает отношение общества к государству и институтам распределения  и формирования власти, которое проявляется прежде всего в направленности политического сознания и политического поведения людей. Политическая социология призвана ответить на вопрос, как осознаются индивидуумом, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями существующая политическая реальность, властные отношения, политические права и свободы. Это дает основание представить, как гражданское общество соотносится и взаимодействует с политическими институтами и структурами.

2. Предмет политической  социологии

Хотя объектом политической социологии, как и социологии в  целом, является гражданское общество, это не означает, что предмет данной отрасли социологического знания полностью  совпадает с представлениями  о предмете всей социологической  науки. В научной литературе имеются  различные подходы к тому, что  должно быть предметом политической социологии.

Иногда предмет  политической социологии трактуют как  анализ содержания политики, политической деятельности, политических интересов  и соответствующих политических отношений, действий политических институтов и политических движений (Ю.Е. Волков, 1982; В.Н. Амелин, 1992). На наш взгляд, внимание политической социологии следует направить не столько на изучение разновидностей политики и политической сферы, сколько на изучение сущности власти, политических прав и свобод с позиций человека, социальных групп и слоев, общественных организаций и объединений. Иначе говоря, анализ политических процессов с точки зрения личности, людей как членов гражданского общества и составляет суть политической социологии.

Именно поэтому  предметом политической социологии выступает политическое сознание и  поведение личности как субъекта политической жизни. Являясь элементом (компонентом) группы, слоя или этнической общности, личность в то же время  представляет собой самостоятельный  феномен, который в зависимости  от конкретных обстоятельств включается в политическую деятельность, олицетворяет ту или иную степень воплощения политической свободы данного общества. Необходимость такого подхода обусловлена тем, что каждый человек в современном обществе -- субъект политических отношений. Любое отстранение людей от участия в политической жизни чревато серьезными последствиями. Попытки, встречающиеся в Новой и Новейшей истории, изолировать людей от политики ни к чему позитивному не приводили, хотя они предпринимаются и поныне.

Реальность такова, что политика давно стала уделом большинства. Понимание и реализация политических прав и свобод создали  основу для участия всех людей  в развитии и совершенствовании  политических отношений. И как бы ни была значительна роль руководителя любого ранга или звена политической оргструктуры, сознание и поведение людей в сфере политики в конечном счете всегда остаются решающими. Процесс эмансипации человека К. Маркс справедливо связывал с осознанием каждым индивидом своей общественной силы как силы политической. И это осознание имеет постоянную тенденцию к возрастанию, что проявляется во все более широком участии людей в решении политических судеб своей страны, в международных политических событиях.

Информация о работе Политика как вид социального взаимодействия