Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:52, реферат
Социальная жизнь\- Это не физический материал или вещество, из которого можно вылепить что угодно; это непрерывный процесс, постоянно самообновляющийся, перестраивающийся, изменяющийся. Социологи определяют фундаментальные изменения, происходящие с течением времени Социальная жизнь- Это не физический материал или вещество, из которого можно вылепить что угодно; это непрерывный процесс, постоянно самообновляющийся, перестраивающийся, изменяющийся. Социологи определяют фундаментальные изменения, происходящие с течением времени в паттернах культуры, структуры и социального поведения, как социальные изменения
Введение
Социальная жизнь\- Это не физический материал или вещество, из которого можно вылепить что угодно; это непрерывный процесс, постоянно самообновляющийся, перестраивающийся, изменяющийся. Социологи определяют фундаментальные изменения, происходящие с течением времени Социальная жизнь- Это не физический материал или вещество, из которого можно вылепить что угодно; это непрерывный процесс, постоянно самообновляющийся, перестраивающийся, изменяющийся. Социологи определяют фундаментальные изменения, происходящие с течением времени в паттернах культуры, структуры и социального поведения, как социальные изменения. Это процесс, в результате которого общество становится несколько иным, оставаясь при этом в каком-то смысле тем же самым. Роль социальных изменений видится более ясно, когда мы размышляем над событиями, оказавшими влияние на жизнь наших отцов и дедов(например, Октябрьская революция 1917г., Вторая мировая война, афганская война), и осознаем, насколько далеки от нас эти
события.
изменения. Это процесс, в результате которого общество становится несколько иным, оставаясь при этом в каком-то смысле тем же самым. Роль социальных изменений видится более ясно, когда мы размышляем над событиями, оказавшими влияние на жизнь наших отцов и дедов(например, Октябрьская революция 1917г., Вторая мировая война, афганская война), и осознаем, насколько далеки от нас эти события.
1.Социалные связи, взаимодействия, отношения.
Социальные связи ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов. Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействия которых различается в зависимости от ситуации, времени и места.
Физическая среда. Люди живут в определённой среде обитания . Для того чтобы выжить, им необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой . К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в распоряжении населения , относятся социальная организация и технология.
Однако социальная организация и технология, помогающие людям приспосабливаться к одной окружающей среде, не обязательно подойдут для адаптации к какой –то другой. Общества охотников и собирателей, огороднические, аграрные и индустриальные различаются по типу адаптации. Если окружающая среда по какай-то причине изменяется, её обитатели, выработавшие опредёленный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, человек также оказывает значительное воздействие на свою физическую среду. Захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов,
эрозия верхнего плодородного слоя почвы и «наступление» пустынь- всё это результат ущерба, нанесённого людьми экосистеме. Следовательно, человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.
Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение «беби-бума» оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. «старение» общества также создаёт серьёзные проблемы с рабочими местами, поскольку возросло число работников среднего возраста, добивающихся продвижения по служебной лестнице. Всё большее число людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем кандидатов, которые желают их занять.
Конфликты из-за ресурсов и ценностей. Как неоднократно отмечалось выше, конфликт – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Неудивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны граждане бывают вынуждены отказываться от привычного образа жизни, терпеть неудобства военного положения. Конечно, конфликт также часто предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться , что приводит к возникновению новых институциональных структур. Однако история показывает, что исходом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сторон. Чаще всего конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому.
Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как «стимуляторы». Интересно сравнить нашу готовность к принятию технических нововведений с нашим сопротивлением переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие находит отражение в нашем применении понятия «изобретатель». Для нас изобретатель-это тот, кто создаёт новые материальные вещи, а того, кто является автором нематериальных идей, мы часто называем «революционером» или «радикалом»- словами , смысл которых имеет негативный оттенок.
Инновации. Открытие приумножает знания , добавляя новые к уже существующим. Теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя – это открытия. В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Например, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ, -это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление , ведущий вал и кузов.
Инновации- как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно , чем больше колличество культурных элементов, на которых могут базироваться инновации , тем выше частота открытий и изобретений. Например , изобретение стекла дало толчок к созданию линз, украшений для платьев , бокалов, оконных стёкол , лабораторных трубок, рентгеновских рубок, электрических ламп, ламп для радио – и телевизионных приемников , зеркал и множества других изделий. Линзы в свою очередь способствовали появлению очков, увеличительных стёкол , телескопов, фотокамер, фонариков . В основе такого типа развития лежит экспоненциальный принцип- по мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеют тенденцию к экспоненциальному росту.
Теории циклических изменений. Эволюционные теории, особенно те, которые придерживаются концепции однонаправленного развития, описывают историю как процесс, поделенный на ступенчатые уровни , характеризующийся определенной направленностью. Теоретики циклизма придерживаются другого подхода- концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Они не стремятся расположить общества в определённом порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества , пытаясь найти сходства стадий их роста и упадка. В целом можно сказать, что сторонники эволюционной теории придерживаются относительно оптимистического взгляда на человечество, полагая , что оно непрерывно развивается, а представители теорий циклических изменений – в некотором смысле пессимисты, поскольку предрекают гибель любой цивилизации. Цивилизация развивается и достигает расцвета, когда противодействующие ей факторы не слишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита) способно дать адекватный отпор неблагоприятным факторам. В этом случае, если творческое меньшинство не в состоянии справиться с противодействующими силами, наблюдаются раскол и дезинтеграция цивилизации. В процессе дезинтеграции меньшинство занимает место правящей элиты и силой навязывает свою волю. Развитие неуклонно идёт к упадку, поскольку внутренние конфликты усиливаются. Однако внимательное изучение трудов Тойнби показывает, что он опирается в основном на эллинистический и западный опыт и игнорирует историю арабских стран, Египта и Китая ,где наблюдаются несколько иные схемы развития. Следовательно, можно сказать, что Тойнби скорее произвольно привязывает свою теорию к истории других цивилизаций, чем выводит её на основании доказательств, полученных в ходе научного
исследования.
2. Характеристика интервью как метода сбора информация
Интервью- это метод получения информации по определённой теме путём непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом
1. неформализованное интервью – это свободный диалог по определённой теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте общения и формы фиксации ответов нестандартизированы
2.Полуформализованое – в ходе диалога задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек « закрытых вопросов» (анкета- интервью), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов.
Пример: «Влияние форм организации и оплаты труда на самочувствие работника»
1. В чём Вы видите преимущества кооперативной системы организации труда и оплаты?
2.Много ли людей в Вашем кооперативе….?
- почти все
- больше половины
- примерно половина
- меньше половины
- очень немногие
3. В чём вы видите недостатки этой системы ?
4. Какие изменения в производственном коллективе и у отдельных работников Вы считаете результатом новой системы организации и оплаты труда ?
5. Некоторые люди говорят ….. А Вы как считаете ?
- совершенно согласен с ним
- согласен с ними
- согласен, но не совсем
- не согласен с ними
- совершенно не согласен с ними
6. В какой мере вы удовлетворены …..?
- удовлетворён
- скорее удовлетворён
- затруднительно сказать
- скорее не удовлетворён
- не удовлетворён
7. Как вы думаете, что следует сделать чтобы новая система приносила наилучшие результаты?
CРЕДСТВА
для стимулирования процесса интервью
1. Выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, словесное поддакивание)
2. Использование коротких пауз.
3. Повторение основного вопроса.
4. Частичное несогласие.
5. Уточните путём неправильного повторения ответа.
6. Указание на противоречие в ответах
ФАКТОРЫ
смещения или искажения информации при интервьюировании
- влияние индивидуальных особенностей интервьюера
- различия в возрасте
- различия пола интервьюера и опрашиваемого
- различия образовательного уровня
- различия национальной принадлежности
- негативное влияние фигуры, причёски, одежды
- различия в мировоззренческих взглядах
- демонстрация собственной точки зрения интервьюера
- реакция на ответы и поведение опрашиваемого
- унижение чувств собственного достоинства
- демонстрация чувства превосходства над опрашиваемым
- неправильный выбор места интервьюирования (обсуждение щекотливых вопросов в присутствии других лиц и т.д.
Используемая литература
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др Социологоия : Учебник/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова- 3-е изд. –М.: Гардарики, 2005.-512 с.
2. Капитонов Э.А. Социология 20века Ростов - на Дону: Феникс, 1996.- 512с.
Информация о работе Социальные связи, взаимодействия, отношения