Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 14:11, контрольная работа
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В Библии, других литературных источниках древности имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывавшихся в чужих семьях.
В соответствии со ст. 152 Семейного кодекса размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Пока такие законы приняты только в г. Москве, Пермской области.
Выше мы уже упомянули о том, что основой приемной семьи явились семейные детские дома. Эта форма семейного устройства для сирот стала существовать с 1988 г.
Советский детский фонд инициировал принятие постановления Совета Министров СССР от 17.08.88 № 1022 «О создании детских домов семейного типа» и постановления Совета Министров РСФСР от 18.11.88 № 475 «О создании детских домов семенного тина и РСФСР». Было разработано и введено в действие Временное положение о детских домах семейного типа, создана и успению действовала более 11 лет такая новая форма устройства осиротевших детей. Еще в 1998 г. в 388 семенных детских домах (СДД) или детских домах семейного типа (ДДСТ) (как это установлено правительственным нормативно-правовым актом Российской Федерации) нашли заботу 2,7 тыс. детей. Причем содержание ребенка-сироты в СДД-ДДСТ по сравнению с государственным интернатным учреждением обходится в 5 раз дешевле. Но самое главное — СДД — ДДСТ служат реальной защите наиболее уязвимой категории детей-сирот, которые не могут быть усыновлены (дети с различными отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии).
После введения в действие нового Семейного кодекса РФ детей из СДД-ДДСТ стали передавать в приемные семьи, основанием возникновения и деятельности которых стали статьи 151-155 СК РФ, а семейные детские дома оказались вне законодательного поля.
Мало того, постановление Правительства РФ № 829 от 17.07.96 «О приемной семье» и утверждение соответствующего «Положения», по сути, прекратило существование детских домов семейного типа, неправомерно признав утратившими силу все ранее действующие в СССР и РСФСР нормативно-правовые акты, регламентирующие их деятельность, предложив заключить с ними новые договора по параметрам и требованиям, предъявляемым к приемном семье, что послужило поводом к расформированию детских домов семейного типа (6.-С.49-50).
Согласно п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности — в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные, учреждения социальной защиты и др.). Поскольку детский дом семейного типа в данный перечень не вошел, то правовые основания его деятельности, якобы, отсутствуют. Необходимо было это Положение исправить, внести определенные изменения в Семейный кодекс РФ.
В январе 2000 года был подписан президентом РФ В.В. Путиным Федеральный закон РФ №32 «О внесении дополнения в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации», согласно которому в перечне форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается и такая форма, как детский дом семейного типа. Это дополнение было внесено благодаря деятельности Российского Детского Фонда и его председателю А.А. Лиханову.
Помимо законов, положений, постановлений, в РФ в 1994 году была принята, а в 1996 году дополнена и президентская программа «Дети России». В состав этой программы вошли федеральные целевые программы, такие как «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи» и др. Большое место занимает программа «Дети-сироты».
Программа «Дети-сироты» имеет своей целью совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовки их к самостоятельной жизни; ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение процесса социализации; оснащение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами реабилитации, укрепление их материально-технической базы, строительство детских домов; обеспечение информационных и организационных мероприятий Программы; разработка и реализация мер по предупреждению социального сиротства детей-сирот; совершенствование деятельности агродетских домов, агрошкол для формирования навыков сельхозтруда.
Основные мероприятия Программы — внедрение новых форм медицинского и немедицинского оздоровления детей-сирот; апробация новых форм включения детей-сирот в культурную и спортивную жизнь общества: организация воспитательных, культурных, спортивных мероприятий, проведение всероссийских конкурсов для детей-сирот; комплектование библио-, видео- и аудиотек в детских домах; организация лагерей труда и отдыха, творческих профильных смен; апробация программ и технологий формирования навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений; оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении детей-сирот; организация службы временного и постоянного трудоустройства детей-сирот (17.- С.187).
Согласно данному закону дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретают дополнительные гарантии права на бесплатное начальное, среднее и высшее профессиональное образование
Таким образом, рассмотрев некоторые государственные законы, постановления, положения, программы, касающиеся улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и защиты их прав, можно говорить о том, что в РФ существует добротная законодательная база, касающаяся детей рассматриваемой категории.
Вопрос состоит в том, что гарантии по решению проблем социального сиротства не обеспечены пока должным образом ни одним из вышеуказанных законодательных и нормативно-правовых актов. Право ребёнка жить и воспитываться в семье в Российской Федерации лишь декларируется, но не гарантируется государством.
Рассмотрим некоторые аспекты деятельности правительственных органов в данной сфере.
В соответствии с вышеуказанным законодательством введена система централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлению и учету подлежат дети, родители которых умерли, неизвестны (подкидыши), лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, уклоняются от воспитания и содержания своих детей и т.п. При этом должно быть установлено отсутствие родительского попечения в отношении обоих родителей ребенка, Сведения о таких детях ставятся на централизованный учет в случае, если эти дети еще не устроены на воспитание в семьи или находятся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов и видов.
Каждый родившийся и выявленный ребенок, оставшийся без попечения родителей, регистрируется на муниципальном уровне в журнале первичного учета таких детей, и в течение месяца орган опеки и попечительства предпринимает попытки к устройству такого ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку, в приемную семью).
В случае невозможности устройства такого ребенка в семью, орган опеки и попечительства передает сведения о нем в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В каждом из 89 регионов России формируется такой банк данных. Как правило, его ведет соответствующий отдел органа управления образованием субъекта РФ или центр по усыновлению, опеке и попечительству.
Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, поступившие в региональный банк данных, незамедлительно передаются в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который находится в Министерстве общего и профессионального образования РФ. В течение не менее трех месяцев региональные службы и отдел социальной защиты и охраны прав детей управления предпринимают попытки к устройству этих детей на воспитание в семьи.
По заказу министерства разработана компьютерная программа «Надежда», которая связывает федеральный и региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и позволяет, используя модемную связь, электронную почту, оперативно получать необходимую информацию.
В настоящее время федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, связан компьютерной связью только с 45 регионами, ведется дооснащение остальных регионов компьютерной техникой. Проблемным остается получение бюджетных средств для обеспечения регионов необходимой компьютерной техникой (36-С.21).
В федеральном банке данных более 40 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, и если усыновители не смогли подобрать ребенка на усыновление в своем районе, городе, они могут обратиться в региональную службу, в федеральный банк данных для подбора ребенка.
Вместе с тем активность российских граждан по усыновлению детей-сирот в последние годы заметно снизилась.
Это связано прежде всего со сложившейся трудной социально-экономической ситуацией в стране, когда небольшое число граждан может позволить себе усыновление ребенка. Вторая причина — недостаточная информированность российских граждан о существовании федеральной и региональных служб по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
В настоящее время только одна редакция согласилась безвозмездно давать сведения о детях-сиротах из федерального банка данных — газета «Семейный совет» (выходит два раза в месяц как приложение к «Аргументам и фактам»). И результат не замедлил сказаться — дети, сведения о которых были опубликованы в газете, нашли себе семьи в разных уголках России.
Государственный заказ на реализацию государственной политики в сфере социального сиротства осуществляют: центры социальной помощи семье и детям, учреждения реабилитации и социального обслуживания детей-сирот, центры психолого-педагогической помощи населению, социальные приюты для детей и подростков и другие социальные службы.
В настоящее время деятельность правительственных органов должна быть направлена на реформирование органов опеки и попечительства, расширение их функций и возможностей (36. – С.23).
На сегодняшний момент на полном государственном обеспечении состоит около 306 тыс. социальных сирот. Именно забота об этих детях, находящихся в школах-интернатах и детских домах, должна стоять на первом плане.
Москва — это единственный субъект РФ, где, в связи с соответствующим постановлением Правительства Москвы, все дети-сироты интернатных учреждений, не имеющие закрепленной жилплощади; сразу получают её после выпуска. Однако неумение выпускников распорядиться жильем привело к криминальным продажам выделенных им квартир, убийству сирот в целях овладения этой жилплощадью. В августе 1999 г. московское правительство приняло постановление о новом подходе к выделению квартир выпускникам сиротских учреждений: на 5 лет они получают жилье по договору безвозмездного пользования и не имеют права совершать сделки с ним, через 5 лет будет рассматриваться возможность о передаче жилья в социальный наем, т.е. у них появится возможность его приватизации. Это, несомненно, ограничение в правах детей-сирот, но и одновременно это защитная для них мера, позволяющая оградить подростков от трагедий и криминальных действий.
Принятая поправка к ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» предлагает подросткам с 14 лет самостоятельно приватизировать принадлежащие им комнаты и квартиры, в которых остались проживать одни несовершеннолетние. Для Москвы это проявилось в резком повышении криминальных действий в отношении 14-летних сирот, владеющих собственным жильём. Все это ставит с особой остротой разработку механизма защиты их прав (6. – С.56).
Необходимо введение различных форм социального патроната, при котором ребенок-сирота будет обучаться жить самостоятельно в своей квартире, платить за неё, покупать нужные вещи, строить свою жизнь. В Москве задачи постинтернатной адаптации выпускников сиротских учреждений решают не один десяток государственных и общественных Центров и учреждении как системы образования, так и социальной защиты.
Наиболее значительными являются Центр постинтернатной адаптации Комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования, который оказывает юридическую и психологическую помощь выпускникам. Однако практика деятельности этого и других учреждений показывает, что они уделяют свое внимание больше спасению детей (материальная, психологическая помощь, юридическая защита интересов этих граждан в суде и т.п.), нежели планомерной работе с выпускниками. Эти учреждения помогают тем, кто обращается к ним, кто осознает эту потребность. А большая часть вступающих в жизнь таких граждан никуда не обращается, идя на поводу возникших обстоятельств.
Правительство Москвы в принятом постановлении разрешило интернатам создавать на своей базе группы постинтернатной адаптации. На наш взгляд, это в корне неверное решение во всех отношениях: в психологическом (молодой человек остается в тех же условиях, в которых прожил долгие годы, продолжает чувствовать себя ребенком и претендует на тот же образ жизни), в социальном (нет освоения новых ролей, новых отношений, продолжается развитие иждивенческой позиции), в педагогическом (выпускнику нужна совершенно другая поддержка, другие методы воздействия, другие воспитатели). Обследование такой группы постинтернатной адаптации на базе интерната № 62 г. Москвы подтвердило, что такой подход не очень эффективен, так как у этих молодых людей продолжается иждивенческий стиль поведения: неумение быть самостоятельным в принятии решений, в совершении тех или иных собственных жизненных поступков.
Имеются примеры решения вопросов постинтернатной адаптации в ряде регионов, но это опять полумеры (Владимир, Кострома, Новгород и т.д.), ибо речь идет либо о создании временных спальных гостиниц, либо патронатных семьях и т.д. (6.-С.56).
Информация о работе Социальное сиротство: понятие, основные причины, сущность проблемы