Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 14:11, контрольная работа
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В Библии, других литературных источниках древности имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывавшихся в чужих семьях.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИИ
1.1. Социальное сиротство: понятие, основные причины, сущность проблемы
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В Библии, других литературных источниках древности имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывавшихся в чужих семьях.
Однако только с середины XX века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. Их называют по-разному— «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Отмечается рост таких детей и в развивающихся странах.
В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), причем в 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет (32.-С.454).
В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.
Итак, под понятием «социальный сирота» понимается ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей в случаях их смерти (ст.121 СК).
Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три основные причины такого явления можно назвать.
Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.
Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
И третья причина связана с потерей детей родителями в результате каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
Названные причины являются общими для всех стран. Но в нашей стране имеют место и другие причины (27.-С.43).
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война. Великая Отечественная война), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.
В наследство от царской России мы получили десятки тысяч детей-сирот и полусирот, потерявших своих близких на фронтах первой мировой войны. Новые сотни тысяч осиротевших, обездоленных и беспризорных детей добавила кровопролитная гражданская война, а после нее — многолетняя хозяйственная разруха, эпидемии и голод. Неслучайно массовое детское беспризорничество осталось в историческом сознании народа своеобразным символом 20-х годов XX века.
В период восстановления разрушенного гражданской войной хозяйства, в годы коллективизации и индустриализации ряды сирот и полусирот значительно возросли. Это был период детей-жертв как белого, так и красного террора. В предвоенные годы в лагерях и колониях ГУЛАГа находились десятки тысяч несовершеннолетних детей.
Великая Отечественная война лишила сотни тысяч детей крова, семьи и родителей. Если учесть, что на оккупированной территории погибло почти 10 млн. советских граждан, тех, кто погиб на фронте, либо были взяты в плен или угнаны на работы в Германию, то станет ясно, сколько сирот осталось после того, как детей отобрали, оторвали от родителей.
Как пишет в своей книге доктор юридических наук A.M. Нечаева: «… в конце войны в России насчитывалось 678 тысяч детей, оставшихся без родителей: 400 тысяч из них воспитывалось в детских домах, 278 тысяч находились на воспитании в семьях (патронат, усыновление, опека)…»
Усугубляет ситуацию и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, разительная бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за пьянства, аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей; роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и других причин.
Если в предыдущие годы большая часть детей-сирот не имела живых родителей, то в последние годы социально-экономические причины обусловили рост социального сиротства — 90-95% детей, которых называют сиротами, имеют живых кровных родителей (6.-С.46-47).
Там, где остановилось основное производство, наблюдается массовая безработица, голод, пьянство. В этих местах уменьшилось количество новорожденных детей в семьях; выросло число семей, не имеющих детей; увеличилось число внебрачных рождений, нежеланных детей, неполных семей; возросла вероятность смерти родителей; резко увеличилось количество семей, лишенных элементарных условий жизни по причине вынужденной миграции, безработицы, невыплат зарплат, пособий, пенсий; выросло число семей, находящихся в предкризисном состоянии; а также количество детей, пострадавших от жестокого обращения, различных форм насилия, включая сексуальное со стороны родителей. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2-х до 4-х тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения.
Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». По данным исследователей, в 96% семей, лишенных родительских прав, отец пли мать, а чаще оба — алкоголики. Осо6ую группу составляют отказные дети. Самые распространенные причины отказа от ребенка — его тяжелая болезнь (60%), а также трудные материальные и бытовые условия семьи (около 20%). Таким образом, чаще всего отказ родителей вызван необходимостью устройства тяжело больного ребенка на полное государственное попечение. Решение острых семенных проблем путем предоставления дополнительных льгот (оплачиваемый отпуск матери, выдача ей достаточного пособия по инвалидности ребенка) позволило бы значительную часть детей оставлять в семье (17. – С.210).
В последние годы в России все громче заявляет о себе «скрытое» социальное сиротство. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности.
Путь социальных сирот по жизни следующий: более 50% детей помещаются в детские дома и школы-интернаты, другая часть усыновляется, приобретет попечителей.
Наибольшие проблемы испытывают дети-сироты, воспитывающиеся вне семьи.
Воспитание детей в интернатных государственных учреждениях, даже самых лучших — непродуктивно и ведет к искажению в личностном и социальном развитии ребенка. Это давно доказано психологами и педагогами и показано во всех альтернативных докладах, посвященных положению детей-сирот.
Укажем на основные нарушения прав детей в этих учреждениях: нарушается их право на полное государственное обеспечение, ибо выделяется 40-30% средств от нормы, размеры содержания не пересматриваются годами, хотя уровень жизни возрос в 4-5 раз.
Нарушается право на адекватное образование. В большинстве учреждений дети выпускаются после девятилетнего обучения, уменьшается количество поступающих в ПТУ, особенно сложное положение у выпускников коррекционных учреждений (6.-С.55).
Принципиальным недостатком воспитания детей в интернатных учреждениях является неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни, а отсюда — необходимость создания системы их постинтернатной адаптации. Эти проблемы в настоящее время требуют принципиально новых подходов к подготовке кадров, которые смогут их решать. Нужно признать, что многие современные воспитатели детских домов и школ-интернатов не в состоянии справляться со всеми многочисленными трудностями в работе этих учреждений, отсюда — и «сногсшибательные» результаты, о которых докладывает Генеральная прокуратура РФ: 10% ВЫПУСКНИКОВ интернатных заведений покончили жизнь самоубийством; 40% становятся преступниками; 40% попадают в разряд алкоголиков и наркоманов и лишь 10% как-то «выбиваются» в люди (6.–С.55).
Несомненно, что необходимыми условиями для самостоятельной жизни выпускников является наличие жилья и источника дохода, дающего средства к жизни (учебе, работе). Ни того, ни другого большая часть выпускников не имеет. По данным Генеральной прокуратуры РФ, в большинстве регионов жилье для детей-сирот практически не выделяется, местом в общежитии обеспечивается менее 30% нуждающихся в нем. Есть примеры, когда его получения вне очереди выпускники ожидают более 10 лет. В большинстве регионов в год выделяется одна-две комнаты детям этой категории.
Можно и дальше перечислять проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты, но уже из выше указанного видно, насколько актуальны эти проблемы для нашего государства и общества.
Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей призваны решать государственные и общественные организации, перед которыми, согласно ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка, стоит двоякая задача. Во-первых, путем совершенствования социально-экономических отношений повысить престиж семьи и укрепить ее нравственно-бытовые основы, способствовать возрождению и укреплению примата общечеловеческих и духовных ценностей, что может существенно повлиять на уменьшение численности детей, оставшихся без родительского попечения.
Во-вторых, государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность и располагать достаточными экономическими, социальными, духовными и нравственными ресурсами, способными обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде и максимально безболезненное вхождение в эту среду, компенсируя тем самым в достаточно полной мере отсутствие родительской заботы.
Рассмотрим политику Правительства РФ, направленную на решение проблем социального сиротства в следующем параграфе работы.
1.2. Государственная политика в отношении социальных сирот
В ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка записано: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
В статье также сказано о том, что при решении вопроса замены семьи необходимо учитывать преемственность воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность, родной язык и т.д.
Дополнительно в ст. 21 Конвенции отмечена обязанность государства, которое признает и разрешает существование системы усыновления, учитывая и обеспечивая при этом наилучшие интересы ребенка в первостепенном порядке. Здесь же также даны разъяснения по процедуре усыновления и учету наилучших интересов ребенка, оставшегося сиротой или без родительского попечения.
Законодательная база Российской Федерации по проблемам детей-сирот на современном этапе в целом адекватна требованиям Конвенции о правах ребёнка. Она гарантирует детям право знать своих родителей, пользоваться их заботой, проживать с ними совместно (за исключением случаев, когда это проживание противоречит интересам ребёнка), воспитываться своими родителями, общаться с ними и другими родственниками, сохранять имя, отчество и фамилию, а в случае потери ребенком родительского попечения, дать ему возможность либо быть усыновленным (удочеренным), либо приобрести опеку, либо быть устроенным в другую семью или государственное интернатное учреждение.
Информация о работе Социальное сиротство: понятие, основные причины, сущность проблемы