Социальная защита инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Год от года увеличивается число детей с ограниченными возможностями. В настоящее время в России проживает 8 млн. человек с особыми потребностями, из них детей - 1 млн. Этому способствует множество факторов, которые еще не до конца изучены. Важнейшими среди них следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Дети с ограниченными возможностями самый социально незащищенный общественный слой России.

Оглавление

Введение 3
1 Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая категория 5
1.1 Особенности детей-инвалидов 5
1.2 Факторы инвалидизации детей 8
1.3 Основные проблемы семей с детьми с ограниченными возможностями 10
1.4. Социальная интеграция инабильных детей 11
Выводы по первой главе 14
2 Дети с ограниченными возможностями как объект социальной работы 15
2.1 Система социальной помощи детям с ограниченными возможностями 15
2.2 Методы социально-психологической работы с детьми-инвалидами 17
2.3 Реабилитация инабильных детей 18
2.4 Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями 20
Выводы по второй главе 22
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Ведерникова2.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

2.3 Реабилитация инабильных детей

 

Следует отметить, что ограниченность возможностей выступает как характеристика инвалидности, носящая в первую очередь  социальный 
характер, и задача по преодолению средовых ограничении является общей задачей общества. Ограничение возможностей неминуемо приводит к 
недостатку экономических и эмоциональных опор, являющихся базисными основами человеческого опыта.

Следует отдельно акцентировать внимание на то, что в теории реабилитации детей-инвалидов выделяются несколько реабилитационных моделей, которые предполагают соответствующие формы 
организации реабилитационного процесса и взаимодействия профессионалов:

1. Экспертная реабилитация — здесь профессионал работает с конкретной проблемой и его взаимодействие предполагается в форме мультидисциплинарного подхода, когда разные специалисты 
проводят диагностику и представляют рекомендации с точки зрения своей дисциплины.

Хотя мультидисциплинарный подход обеспечивает получение более полной картины ситуации развития, потребностей и ресурсов ребенка, чем действия одного профессионала, однако в рамках данного подхода не делается акцент на интеграцию различных направлений процесса реабилитации (медицинской, психологической, социальной и других). Поэтому конечным результатом такого подхода, как правило, является ситуация, когда семья вынуждена сама рассортировывать, осознавать и собирать вместе разрозненную информацию и рекомендации.

2. Клиент-центрированная реабилитация — профессионал работает с личностью клиента, которая рассматривается в рамках этой модели на различных уровнях. В связи с этим возникает необходимость учета мнений различных профессионалов. Интердисциплинарный подход в организации взаимодействия профессионалов предполагает ко операцию и перекрывание различных направлений процесса реабилитации. С этой целью члены интердисциплинарной «команды» собираются для обмена информацией и результатами наблюдений, но каждый из них находится в пределах своего направления во время самого процесса диагностики. Для подобной модели характерно отсутствие дубляжа и фрагментарности в диагностике, что, несомненно, является положительной стороной интердисциплинарного подхода.

3. Центрированная па окружении реабилитация — в процесс реабилитации включаются члены семьи и другие люди из непосредственного окружения ребенка. Взаимодействие профессионалов осуществляется в рамках трансдисциплинарного подхода. Его специфика заключается в объединении различных направлений процесса реабилитации в единое целое, на основе тренинга профессионалов в смежных направлениях. Это не предполагает, что одно направление будет подменять другое, «команда» собирается с целью совмещения точек зрения различных направлений [13].

Целеориентированная реабилитация предполагает разработку индивидуальной программы реабилитации на основе анализа потребностей и ресурсов ребенка-инвалида и его семьи, выделения основных целей реабилитационного воздействия, определения ожидаемых результатов реабилитации, стратегий и методов, длительности процесса. Такая форма реабилитационного воздействия является оптимальной для координации и достижения целей реабилитационного процесса на основе индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями.

При реализации реабилитационных мероприятии в отношении ребенка-инвалида координатор услуг должен осуществлять мониторинг выполнения реабилитационных услуг. Предполагается, что на любом 
этапе реабилитации индивидуальный план может быть изменен и скорректирован. Тем самым обеспечивается равенство возможностей, являющееся центральным элементом социально-реабилитационного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями.

 2.4 Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями

 

В последнее десятилетие все  больше детей с ограниченными возможностями воспитывается в домашних условиях. В связи с этим большое внимание уделяется проблемам семьи, имеющей ребенка-инвалида. Это та среда, где создаются условия для роста, развития и адаптации детей с ограниченными возможностями. Родители инабильного ребенка — важные участники реабилитационного процесса. В то же время в условиях хронической инвалидизирующей болезни ребенка возникает риск развития психосоматических расстройств и ухудшения качества жизни у его окружения [7, С. 16–18].

Особый статус семей детей-инвалидов  в значительной мере определяется характером взаимоотношений между членами  семьи, большей закрытостью семьи  для внешнего мира, «заброшенностью» здоровых детей и других членов семьи. Обобщенный психологический портрет родителей детей-инвалидов характеризуется выраженной озабоченностью, раздражительностью, лабильностью эмоционального фона, явно заниженной самооценкой, высоким уровнем тревожности, интраверсией. социальной робостью, подозрительностью.

По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми [25, С. 7–9].

Для повышения эффективности лечения  и реабилитации больных детей  необходимо включение в эти процессы их родителей как соучастников направленного социально-медико-психологического процесса, и не последняя роль в этом должна принадлежать психологической поддержке, решающей следующий комплекс задач:

1. Реабилитация членов семьи, в которой имеется больной ребенок (выведение их из состояния психологического стресса), что предусматривает следующие шаги:

  • разработку методики диагностики состояния семьи, имеющей больного ребенка, на различных этапах реабилитационной работы и с ней, и с самим ребенком;
  • выделение основных групп (типичных) семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, и определение перспектив социально-психолого-педагогической работы с каждой категорией;
  • разработку программы социально-психолого-педагогической реабилитации семьи в зависимости от ее типа, возраста ребенка, диагноза и социально-психологической ситуации ребенка и его семьи;
  • разработку методических рекомендаций для специалистов разного профиля;
  • социально-психолого-педагогическую реабилитацию семьи с учетом особенностей принадлежности ее к определенной группе и специфики индивидуальных проблем.

2. Разъяснение родителям перспектив развития, социализации и жизненного сценария больного ребенка и возможностей его реадаптации и ресоциализации.

3. Обеспечение взаимосвязи потребности в определении перспективных целей и сроков их достижения у родителей и реальных возможностей реабилитации ребенка. Предупреждение иллюзорности и разочарования в процессе реабилитационной работы с ребенком.

Таким образом, работа с семьей такого ребенка, разрешает трудности установления и поддержания контакта с ним и взаимоотношений между всеми членами семьи.

Основная цель помощи семье связана с обеспечением ее социального, эмоционального, интеллектуального и роста, достижением максимального успеха в раскрытии возможностей ребенка с ограниченными возможностями для социализации.

Выводы по второй главе

Анализируя практику социальной работы с детьми-инвалидами, можно сделать  вывод, что первоочередными задачами в создании единой системы совместной работы специалистов различных профилей по социальной реабилитации детей с  ограниченными возможностями являются:

    • совместная работа государственных учреждений, занимающихся детьми с ограниченными возможностями;
    • объединение усилий специалистов различных профилей и повышение уровня их профессиональной подготовки;
    • всемерное развитие общественных организаций, работающих с детьми данной категории;
    • активное привлечение общественности к проблемам детей-инвалидов.

Иными словами, назрела необходимость  в новых подходах к решению существующей проблемы: нужна система целостной работы социальных служб, которая была бы способна оптимизировать реабилитационное пространство детей с ограниченными возможностями на основе системных взаимосвязей между участниками процесса социальной работы.

 

Заключение

 

Одним из острых вопросов современного общества является проблема инвалидности с учетом ее медицинского, социального, нравственного и экономического значения. Сегодня около 650 млн человек страдают различными видами физических, умственных и сенсорных расстройств, из них около 200 млн — дети. Прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне увеличения численности и возраста населения, снижения показателей здоровья, неблагополучной социальной ситуации. Увеличение количества инвалидов отражается на ухудшении демографических показателей, качестве жизни населения. Из числа взрослых в возрасте до 50 лет почти 25% людей с ограниченными возможностями — инвалиды детства, вследствие чего ожидаемая продолжительность их жизни уменьшается.

Экономические последствия инвалидности заключаются в сокращении трудового  резерва страны, а также в необходимости вовлечения дополнительных ресурсов государства для обеспечения потребностей людей с ограниченными возможностями.

В Российской Федерации официальный  статус ребенка-инвалида введен в 1979 г. С этого момента стали изучаться  состояние детской инвалидности, причины, способствующие ее росту, многочисленные проблемы детей-инвалидов и их семей.

Таким образом, рост числа детей с ограниченными возможностями происходит на фоне реального ухудшения состояния здоровья населения, увеличения частоты хронических болезней, врожденной и наследственной патологии, снижения уровня жизни большинства людей, ухода от профилактической направленности в медицине.

Анализ показал, что сложилась вполне стабильная структура детской инвалидности по нозологии, нарушениям и ограничениям жизнедеятельности. Углубленного изучения и анализа требуют региональные особенности инвалидности детей, комплексное действие различных факторов, влияющих на ее показатели.

До последнего времени в России не изучалось качество жизни детей с ограниченными возможностями, в то время как исследования в данном направлении весьма важны для выявления особенностей медико-биологической и социальной адаптации инабильного ребенка при проведении реабилитационных мероприятий.

 

Список литературы

 

  1. Абросимова М.Ю., Федорова А.И. Характеристика инвалидности подростков в республике Татарстан // Российский педиатрический журнал. — 2004. — № 5. — С. 46-47.
  2. Архипова С.В. Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008.- №6.- С. 24-30.
  3. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Р. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журнал. — 2005. — № 2. — С. 4-8.
  4. Бондарь В.И. Региональные особенности детской инвалидности: предмет для дискуссии // Российский педиатрический журнал. — 2005. — № 2. — С. 58-61.
  5. Власова Т.Л.  Учителю о детях с отклонениями в развитии. M., Просвещение, 2003. - 534 с.
  6. Гудинова Ж.В. Научные основы социально-гигиенического мониторинга инвалидности детей // Автореферат дис. ... докт. мед. наук. — Омск, 2005. — 142 с.
  7. Дерябин В. В. Здоровье как социальная проблема субъекта эволюционного процесса//Роль социальных, гигиенических и биологических факторов в становлении возрастных особенностей здоровья населения. Сб. мат. Всерос. научи.-пр. конф. Пенза.- 2003.- С. 3-5.
  8. Димов В.М. Здоровье как социальная проблема //Социально-гуманитарные знания. - 1999.- № 6.- С.12-19.
  9. Зайцев Ю. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России.  - Саратов, 2003.- 322 с.
  10. Закоркина Н.А. Инвалидность подростков сельских районов Омской области // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2006. — № 2. — С. 22-25.
  11. Зелинская Д.И., Кобринский Б.А. Система учета и анализа детской инвалидности // Российский медицинский журнал. —2000. — № 1. — С. 7-9.
  12. Зерницкий О. Б. Исследование взаимосвязи родительского отношения с психоэмоциональными состояниями детей с тяжелыми соматическими заболеваниями : автореф. дис. ...канд. психол. наук. — М., 2005.- 124 с.
  13. Камаев И.А., Позднякова М.А. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. — Н. Новгород: изд-во НГМА, 2004. — 304 с.
  14. Лазарев В. Ф., Долгушин А. К. Модель центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. – М., 2012.- 652 с.
  15. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»». ФЗ № 172-ФЗ от 17.07.1999 г. // Рос. газета. — 2001. — № 142. — С. 3.
  16. О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. — М., 2004. — 47 с.
  17. Ромашина Е.В. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /Е.В. Ромашина. - М., 2007. - 28 с.
  18. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: медико-социальные аспекты / Под ред. Кривцова Л.Н., Красотина Л.И., Цуканова Е.В., Гребенникова Н.В. – М.: Социально - технологический институт, 2012.- 620 с.
  19. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Иванова А.Е. Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы. — М.: Медицина, 2003. — 288 с.
  20. Татаренко С.Ю. Социально-культурная деятельность как средство развития личности ребенка-инвалида: Дис. ... канд. пед. наук /С.Ю. Татаренко. — М., 2003. - 175 с.
  21. Ткаченко B.C. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью: Автореф. дис. ... д-ра соц. наук /B.C. Ткаченко. - М., 2007. - 56 с.
  22. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. –– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.- 653 с.
  23. Цыбульский В.Б. Показатели инвалидности у детей 0-17 лет в 2002 и 2003 гг. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2011. — Т. 50, № 4. — С. 49-52.
  24. Яковлева Т.В. О возможностях предотвращения детской инвалидности в России // Вопросы современной педиатрии. —2004. — Т. 3, № 3. — С. 16-18.
  25. Ялпаева Н.В. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями. – М., 2012.- 344 с.
  26. Rupp К., Davies P.S., Newcomb С. et al. A profile of children with disabilities receiving SSI: highlights from the National Survey of SSI Children and Families // Soc. Secur. Bull. — 2005-2006. — V. 66, № 2. — P. 21-48.

Информация о работе Социальная защита инвалидов