Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:00, курсовая работа
Год от года увеличивается число детей с ограниченными возможностями. В настоящее время в России проживает 8 млн. человек с особыми потребностями, из них детей - 1 млн. Этому способствует множество факторов, которые еще не до конца изучены. Важнейшими среди них следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Дети с ограниченными возможностями самый социально незащищенный общественный слой России.
Введение 3
1 Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая категория 5
1.1 Особенности детей-инвалидов 5
1.2 Факторы инвалидизации детей 8
1.3 Основные проблемы семей с детьми с ограниченными возможностями 10
1.4. Социальная интеграция инабильных детей 11
Выводы по первой главе 14
2 Дети с ограниченными возможностями как объект социальной работы 15
2.1 Система социальной помощи детям с ограниченными возможностями 15
2.2 Методы социально-психологической работы с детьми-инвалидами 17
2.3 Реабилитация инабильных детей 18
2.4 Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями 20
Выводы по второй главе 22
Заключение 24
Список литературы 26
Следует отметить, что ограниченность
возможностей выступает как характеристика
инвалидности, носящая в первую очередь
социальный
характер, и задача по преодолению
средовых ограничении является общей
задачей общества. Ограничение возможностей
неминуемо приводит к
недостатку экономических и эмоциональных
опор, являющихся базисными основами человеческого
опыта.
Следует отдельно акцентировать
внимание на то, что в теории реабилитации
детей-инвалидов выделяются несколько
реабилитационных моделей, которые предполагают
соответствующие формы
организации реабилитационного процесса
и взаимодействия профессионалов:
1. Экспертная реабилитация — здесь профессионал
работает с конкретной проблемой и его
взаимодействие предполагается в форме
мультидисциплинарного подхода, когда
разные специалисты
проводят диагностику и представляют
рекомендации с точки зрения своей дисциплины.
Хотя мультидисциплинарный подход обеспечивает получение более полной картины ситуации развития, потребностей и ресурсов ребенка, чем действия одного профессионала, однако в рамках данного подхода не делается акцент на интеграцию различных направлений процесса реабилитации (медицинской, психологической, социальной и других). Поэтому конечным результатом такого подхода, как правило, является ситуация, когда семья вынуждена сама рассортировывать, осознавать и собирать вместе разрозненную информацию и рекомендации.
2. Клиент-центрированная реабилитация — профессионал работает с личностью клиента, которая рассматривается в рамках этой модели на различных уровнях. В связи с этим возникает необходимость учета мнений различных профессионалов. Интердисциплинарный подход в организации взаимодействия профессионалов предполагает ко операцию и перекрывание различных направлений процесса реабилитации. С этой целью члены интердисциплинарной «команды» собираются для обмена информацией и результатами наблюдений, но каждый из них находится в пределах своего направления во время самого процесса диагностики. Для подобной модели характерно отсутствие дубляжа и фрагментарности в диагностике, что, несомненно, является положительной стороной интердисциплинарного подхода.
3. Центрированная па окружении реабилитация — в процесс реабилитации включаются члены семьи и другие люди из непосредственного окружения ребенка. Взаимодействие профессионалов осуществляется в рамках трансдисциплинарного подхода. Его специфика заключается в объединении различных направлений процесса реабилитации в единое целое, на основе тренинга профессионалов в смежных направлениях. Это не предполагает, что одно направление будет подменять другое, «команда» собирается с целью совмещения точек зрения различных направлений [13].
Целеориентированная реабилитация предполагает разработку индивидуальной программы реабилитации на основе анализа потребностей и ресурсов ребенка-инвалида и его семьи, выделения основных целей реабилитационного воздействия, определения ожидаемых результатов реабилитации, стратегий и методов, длительности процесса. Такая форма реабилитационного воздействия является оптимальной для координации и достижения целей реабилитационного процесса на основе индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями.
При реализации реабилитационных
мероприятии в отношении ребенка-инвалида
координатор услуг должен осуществлять
мониторинг выполнения реабилитационных
услуг. Предполагается, что на любом
этапе реабилитации индивидуальный план
может быть изменен и скорректирован.
Тем самым обеспечивается равенство возможностей,
являющееся центральным элементом социально-реабилитационного
воздействия на ребенка с ограниченными
возможностями.
В последнее десятилетие все больше детей с ограниченными возможностями воспитывается в домашних условиях. В связи с этим большое внимание уделяется проблемам семьи, имеющей ребенка-инвалида. Это та среда, где создаются условия для роста, развития и адаптации детей с ограниченными возможностями. Родители инабильного ребенка — важные участники реабилитационного процесса. В то же время в условиях хронической инвалидизирующей болезни ребенка возникает риск развития психосоматических расстройств и ухудшения качества жизни у его окружения [7, С. 16–18].
Особый статус семей детей-инвалидов в значительной мере определяется характером взаимоотношений между членами семьи, большей закрытостью семьи для внешнего мира, «заброшенностью» здоровых детей и других членов семьи. Обобщенный психологический портрет родителей детей-инвалидов характеризуется выраженной озабоченностью, раздражительностью, лабильностью эмоционального фона, явно заниженной самооценкой, высоким уровнем тревожности, интраверсией. социальной робостью, подозрительностью.
По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми [25, С. 7–9].
Для повышения эффективности
1. Реабилитация членов семьи, в которой имеется больной ребенок (выведение их из состояния психологического стресса), что предусматривает следующие шаги:
2. Разъяснение родителям перспектив развития, социализации и жизненного сценария больного ребенка и возможностей его реадаптации и ресоциализации.
3. Обеспечение взаимосвязи потребности в определении перспективных целей и сроков их достижения у родителей и реальных возможностей реабилитации ребенка. Предупреждение иллюзорности и разочарования в процессе реабилитационной работы с ребенком.
Таким образом, работа с семьей такого ребенка, разрешает трудности установления и поддержания контакта с ним и взаимоотношений между всеми членами семьи.
Основная цель помощи семье связана с обеспечением ее социального, эмоционального, интеллектуального и роста, достижением максимального успеха в раскрытии возможностей ребенка с ограниченными возможностями для социализации.
Анализируя практику социальной работы
с детьми-инвалидами, можно сделать
вывод, что первоочередными задачами
в создании единой системы совместной
работы специалистов различных профилей
по социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями
Иными словами, назрела необходимость в новых подходах к решению существующей проблемы: нужна система целостной работы социальных служб, которая была бы способна оптимизировать реабилитационное пространство детей с ограниченными возможностями на основе системных взаимосвязей между участниками процесса социальной работы.
Одним из острых вопросов современного общества является проблема инвалидности с учетом ее медицинского, социального, нравственного и экономического значения. Сегодня около 650 млн человек страдают различными видами физических, умственных и сенсорных расстройств, из них около 200 млн — дети. Прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне увеличения численности и возраста населения, снижения показателей здоровья, неблагополучной социальной ситуации. Увеличение количества инвалидов отражается на ухудшении демографических показателей, качестве жизни населения. Из числа взрослых в возрасте до 50 лет почти 25% людей с ограниченными возможностями — инвалиды детства, вследствие чего ожидаемая продолжительность их жизни уменьшается.
Экономические последствия инвалидности заключаются в сокращении трудового резерва страны, а также в необходимости вовлечения дополнительных ресурсов государства для обеспечения потребностей людей с ограниченными возможностями.
В Российской Федерации официальный
статус ребенка-инвалида введен в 1979 г.
С этого момента стали
Таким образом, рост числа детей с ограниченными возможностями происходит на фоне реального ухудшения состояния здоровья населения, увеличения частоты хронических болезней, врожденной и наследственной патологии, снижения уровня жизни большинства людей, ухода от профилактической направленности в медицине.
Анализ показал, что сложилась вполне стабильная структура детской инвалидности по нозологии, нарушениям и ограничениям жизнедеятельности. Углубленного изучения и анализа требуют региональные особенности инвалидности детей, комплексное действие различных факторов, влияющих на ее показатели.
До последнего времени в России не изучалось качество жизни детей с ограниченными возможностями, в то время как исследования в данном направлении весьма важны для выявления особенностей медико-биологической и социальной адаптации инабильного ребенка при проведении реабилитационных мероприятий.