Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:00, курсовая работа
Год от года увеличивается число детей с ограниченными возможностями. В настоящее время в России проживает 8 млн. человек с особыми потребностями, из них детей - 1 млн. Этому способствует множество факторов, которые еще не до конца изучены. Важнейшими среди них следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Дети с ограниченными возможностями самый социально незащищенный общественный слой России.
Введение 3
1 Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая категория 5
1.1 Особенности детей-инвалидов 5
1.2 Факторы инвалидизации детей 8
1.3 Основные проблемы семей с детьми с ограниченными возможностями 10
1.4. Социальная интеграция инабильных детей 11
Выводы по первой главе 14
2 Дети с ограниченными возможностями как объект социальной работы 15
2.1 Система социальной помощи детям с ограниченными возможностями 15
2.2 Методы социально-психологической работы с детьми-инвалидами 17
2.3 Реабилитация инабильных детей 18
2.4 Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями 20
Выводы по второй главе 22
Заключение 24
Список литературы 26
Содержание
Год от года увеличивается число
детей с ограниченными
В настоящее время в странах Европы накоплен значительный опыт социально-психологической поддержки ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, в частности, ребенка, имеющего ограниченные возможности, позволяющий оптимизировать процесс социальной реабилитации.
В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы людей с ограниченными возможностями оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы таких людей, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества. Сейчас «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.
Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. В отношении детей понятие «инвалид» сейчас заменяется на «человек, с ограниченными возможностями». Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов.
Проблема детей-инвалидов, в силу целого ряда обстоятельств, становится весьма актуальной и оживленно обсуждается общественностью, учеными, педагогами, воспитателями. На сегодняшний день вопросы из области работы с детьми с ограниченными возможностями отражены в трудах Е. И. Холостовой В. Н. , Шапиро Б.Ю., Ярской В. Н. и др. К проблемам социальной педагогики с данной категорией детей обращаются в своих трудах такие российские ученые как В. И., Зимняя И. А., Никитин В.А., Мудрик, В. Ю. Зайцев, В.Н. Ярская.
Учитывая вышеизложенное, актуальность проблемы и ее недостаточную разработанность, был сделан выбор темы исследования.
Цель исследования – проанализировать
особенности социально-
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущностные характеристики детской инвалидности;
2. Рассмотреть особенности социальной работы с детьми-инвалидами;
3.Рассмотреть технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.
Объект исследования – дети с ограниченными возможностями.
Предмет исследования –дети с ограниченными возможностями как объект социальной работы.
Для реализации целевых установок исследования была использована следующая система методов:
1) теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования,
2) сравнение, сопоставление, анализ нормативной базы по проблеме.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в следующем: обобщены представления о сущности детской инвалидности; теоретически обоснованы направления социальной работы по оптимизации жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями.
Практическая значимость определяется разработкой рекомендаций к организации социальной помощи детям-инвалидам.
Структура и объем работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Дети с ограниченными
В современной социальной и юридической сфере за рубежом все шире используется термин «лица с ограниченной трудоспособностью». Это понятие позволяет рассматривать данную категорию лиц именно как нуждающихся в различного рода социальной помощи, юридической защите, являющихся в то же время в определенной степени трудоспособной и равноправной частью социума.
Говоря о особенностях здоровья ребенка, следует отметить, что нарушения могут быть внутренними (эндогенными), как правило, наследственными и внешними (экзогенными). Так, например, во время пренатального развития (период беременности), даже без наследственной отягощенности, многие процессы, протекающие в материнском организме (инфекционное заболевание, изменение гормонального состояния под влиянием психоэмоционального возбуждения, синтез антител при резус-конфликте и др., могут отрицательно сказаться на биологической реализации генетической информации. В постнатальном периоде стать инвалидом можно в силу разных причин: механических (травмы, ушибы), физических (поражение электрическим током, шумовое, температурное, радиационное), химических (отравления химикатами, ядами), биологических (вирусные инфекции), социальных (алкоголизм, наркомания).
В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1.5-2.5 до 4.5% детского населения [23]. Распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации увеличилась в 12 раз: с 16.5 до 203.8 на 10 тыс. детей в возрасте 0-15 лет за период с 1980 по 1999 г. [8, С. 22]. С 1999 г. категория «ребенок-инвалид» стала распространяться на детей и подростков до 17 лет. В 2004 г. уровень детской инвалидности в России составил 200.8 на 10 тыс. детей 0-17 лет. В структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки.
Во всех возрастных группах
детей-инвалидов лидируют мальчики (58%).
уровень инвалидности среди них выше,
чем среди девочек в 1.2-1.7 раза [23].
В.И. Бондарь отмечает, что до настоящего
времени показатели России не достигают
уровня, рассчитанного экспертами ВОЗ
— 300 человек на 10 тыс. соответствующего
населения.
Структура главных нарушений в состоянии здоровья соответствует структуре инвалидизирующих заболеваний. так как нарушения, согласно концепции последствий болезни ВОЗ. служат закономерными проявлениями патологических состояний. По сведениям из большинства источников, у детей от 0 до 17 лет чаще регистрируются висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания (49.63 на 10 тыс. детей-инвалидов 0-17 лет. по состоянию на 2010 г.), двигательные и умственные нарушения (45.4 и 44.8 соответственно) [18]. Они в основном определяют детскую инвалидность по качественному и количественному составу среди представителей того и другого пола (69%). В группе висцеральных и метаболических нарушений наиболее значимыми являются изменения кардио-респираторной функции и мочеполовой системы. На остальные виды нарушений (зрительные, слуховые. вестибулярные, психологические, общие и генерализованные. языковые и речевые) приходится соответственно около 31%.
С возрастом увеличивается удельный вес детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. У подростков с ограниченными возможностями независимо от пола наиболее часто наблюдаются умственные нарушения [18]. На одного ребенка приходится в целом 1.7 нарушения.
Следует отметить, что важное значение имеет своевременная диагностика инвалидности. Предполагают, что неучтенными остаются дети с легкими, не столь очевидными формами нарушений и ограничений жизнедеятельности [14]. К. Rupp подчеркивает недостаточное выявление инабильных детей педиатрами первичного звена (меньше 30%) [26]. Кроме того, инвалидность не оформляется детям, воспитывающимся в домашних условиях, не попадающим в поле зрения медицинских работников.
Специфика обучения и воспитания определяется тем, что дети с ограниченными возможностями могут реализовать свой потенциал лишь при условии адекватно организованного обучения и воспитания, учитывающего особые образовательные потребности, заданные характером нарушения их развития (дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития и другое) [2].
Необходимо учитывать индивидуальные особенности, так как диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до тех, состояния которых необратимы. Это и дети, способные при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, и те, кто нуждается в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе. Поэтому нужно создавать дифференцированные условия для каждой категории детей с ограничениями здоровья.
Таким образом, о недостатке, отклонении в развитии ребенка можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического и психологического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека.
Различными авторами описаны многочисленные факторы риска, влияющие на качество здоровья населения и способствующие инвалидизации детей [3; 11]. Следует отметить, что практически отсутствуют комплексные исследования большого спектра причин формирования инвалидности. P. Newacheck предлагает концептуальную модель риска формирования инвалидизации. объединяющую факторы генетические, внешней среды, организацию системы здравоохранения, образ жизни, с учетом времени и различных путей их действия. Тем не менее авторы признают, что данная модель — лишь упрощенное отражение реальности. Т. В. Яковлева рассматривает совокупность основных детерминант развития ребенка, выделяя среди них действующие негативно и способствующие укреплению здоровья [24].
По мнению экспертов ВОЗ и большинства зарубежных авторов, наибольшую угрозу здоровью как в развивающихся, так и в развитых странах, представляют последствия бедности [19]. 80% людей с ограниченными возможностями имеют низкий уровень жизни, многие по этой причине не получают реабилитационной помощи. При этом образуется замкнутый круг, когда развитие инвалидизирующей патологии впоследствии препятствует социализации и возможности обеспечить свое существование.
Среди социально-гигиенических факторов отмечаются неблагоприятные условия труда женщин, низкая медицинская активность семьи, отсутствие нормальных условий. позволяющих вести здоровый образ жизни [25]. Между тем здоровье на 50-55% определяется именно образом жизни. Неблагоприятными факторами в этом отношении являются психосоциальный стресс, нерациональное питание, низкая физическая активность, вредные привычки [25, С. 34]. У родителей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, процент рождения детей с аномалиями развития значительно выше, чем в здоровых семьях.
Большую роль играют отягощенная наследственность, рост экологически зависимых болезней с наследственной предрасположенностью [7, С. 3].
У преобладающего числа детей с ограниченными возможностями (более 95%) инвалидность устанавливается на длительный срок, что указывает на тяжесть обусловившего ее заболевания. Анализ литературы последних лет показывает, что структура инвалидности детей от 0 до 17 лет по нозологическим формам достаточно стабильная [6; 9]. Ведущие ранговые места занимают болезни нервной системы, психические расстройства (более 70% — умственная отсталость) и врожденные аномалии
В зависимости от возраста в структуре инвалидности по обусловившим ее заболеваниям 1-е место занимают разные классы болезней. Так. у детей 0-4 лет лидируют врожденные аномалии развития. Затем следуют болезни нервной системы и психические расстройства, болезни костно-мышечной и эндокринной систем, причем в этом возрасте структура инвалидности у мальчиков и девочек аналогична. Среди детей 5-9 лет причиной инвалидности чаще являются болезни нервной системы. психические расстройства (за счет умственной отсталости), а также — аномалии развития и болезни глаз. На 5-м месте у мальчиков стоят болезни уха. у девочек — заболевания органов дыхания [19]. У подростков 10-14 и 15-17 лет превалируют психические расстройства, в том числе умственная отсталость, возрастает роль психозов.
Нарушения интеллектуального и физического развития приводят к различным ограничениям жизнедеятельности ребенка-инвалида. Для оценки последних в адаптированном варианте Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (1995) используют 6 категорий. Между тем для каждого периода детства характерны определенные качественные характеристики и ведущие виды деятельности (игра, обучение, труд).
Особый статус семей детей-инвалидов в значительной мере определяется характером взаимоотношений между членами семьи, большей закрытостью семьи для внешнего мира, «заброшенностью» здоровых детей и других членов семьи. Обобщенный психологический портрет родителей детей-инвалидов характеризуется выраженной озабоченностью, раздражительностью, лабильностью эмоционального фона, явно заниженной самооценкой, высоким уровнем тревожности, интраверсией, социальной робостью, подозрительностью.
По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми [22].
Как показывают исследования, большинство семей с инабильным ребенком — неполные. В каждой 10-й семье (с 2 детьми и более) — 2 ребенка-инвалида, чаще встречаются умственные расстройства одного из родителей (в 6 раз) и физические недостатки, ограничивающие жизнедеятельность (в 2,6 раза). В половине семей, по меньшей мере еще один человек имеет установленную инвалидность [12, С. 108].