Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:00, курсовая работа
Год от года увеличивается число детей с ограниченными возможностями. В настоящее время в России проживает 8 млн. человек с особыми потребностями, из них детей - 1 млн. Этому способствует множество факторов, которые еще не до конца изучены. Важнейшими среди них следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Дети с ограниченными возможностями самый социально незащищенный общественный слой России.
Введение 3
1 Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая категория 5
1.1 Особенности детей-инвалидов 5
1.2 Факторы инвалидизации детей 8
1.3 Основные проблемы семей с детьми с ограниченными возможностями 10
1.4. Социальная интеграция инабильных детей 11
Выводы по первой главе 14
2 Дети с ограниченными возможностями как объект социальной работы 15
2.1 Система социальной помощи детям с ограниченными возможностями 15
2.2 Методы социально-психологической работы с детьми-инвалидами 17
2.3 Реабилитация инабильных детей 18
2.4 Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями 20
Выводы по второй главе 22
Заключение 24
Список литературы 26
Материальное и социальное положение таких семей неблагоприятное. Часто отмечаются совместное проживание с родителями, размеры жилой площади на одного человека ниже санитарных норм. Кроме того. более половины матерей детей-инвалидов, имея среднее специальное и высшее образование, вынуждены трудиться в должности рабочих или оставить работу совсем.
Выявлен также недостаточный уровень медицинских знаний родителей [22, С. 87]. Практически половина родителей не читают книги о воспитании детей, способах и методах их лечения. Источниками информации служат беседы с медицинскими работниками (60%). советы знакомых (17.4%). в остальных случаях — сведения, почерпнутые из печати, радиопередач и телевидения. Только девятая часть семей регулярно занимается развитием у ребенка отсутствующих навыков в необходимом объеме. Удивительно, что до сих пор некоторые родители (около 10%) пользуются услугами экстрасенсов и колдунов.
Вопросы обучения инабильных детей трудовым и профессиональным навыкам решают менее половины семей (42.6%). причем способности к труду и будущей профессии прививают в 27.4% случаев сами родители, а в 24.2% — школа. Вне системы образования находятся 23.1% детей [10, С. 23].
Каждое заболевание связано с особыми проблемами и напряжениями, в зависимости от характера болезни (диагноза, степени тяжести, стабильности состояния больного, прогноза) и специфики требующегося лечения. Однако в любом случае благополучие ребенка — физическое и психологическое — зависит от способности семьи адекватно адаптироваться к сложившейся ситуации, являющейся для подавляющего большинства родителей социально трудной и психотравмирующей. И если семья обладает хорошими адаптационными возможностями, то ей будет легче осознать и сформулировать реалистические ожидания и цели и поддерживать ребенка, используя его возможности. Наоборот, если должной адаптации семьи не происходит, ребенок все время будет находиться в состоянии фрустрации, испытывая неудачи в достижении нереалистичных целей. Как отмечается в специальной литературе, дети или родители, находящиеся в состоянии сильного стресса, не могут должным образом соблюдать предписания и режим лечения [22].
Следовательно, социальные факторы, равно как и состояние здоровья, оказывают влияние на качество жизни ребенка-инвалида.
Решение проблем социальной и культурной дезадаптированности возможно в процессе социальной и культурной интеграции инвалидов в общество.
С. Ю. Татаренко отмечает, что мировая и отечественная практика свидетельствует о том, что все попытки создать специфично инвалидные субкультуры, т. е. осуществлять в отношении людей с ограниченными возможностями сегрегацию, оканчивались неудачами с точки зрения полноценного существования инвалидов как членов общества [20, С. 43]. В быстро меняющихся современных социокультурных условиях сегрегация инвалидов приводит к тому, что они теряют ориентацию в отношении происходящего, затрудняются их сегментарные контакты с окружением. И хотя значительная часть инвалидов привыкла к сегрегации, эта форма имеет негативные последствия как для них самих, так и для тех, кому приходится работать и жить с ними рядом.
В то же время необходимо признать, что полная интеграция инвалидов в обычную социокультурную жизнь недостижима. Нет, и не может быть медицинских, технических, социокультурных средств, которые могли бы полностью компенсировать серьезные дефекты (глухота, слепота, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата).
Следовательно, по ходу изменений в общественной жизни на уровне социокультурной политики в отношении инвалидов следует постоянно отыскивать адекватные пропорции сегрегации и интеграции инвалидов, не нарушающие интересов ни этой, ни других социокультурных групп.
Социально-культурная интеграция инвалидов возможна по следующим направлениям:
1. Обеспечение и оптимизация форм и средств социальной коммуникации детей с ограниченными возможностями.
2. Компенсация проблем успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями, то есть помощь в освоении основных социальных ролей. Социальная интеграция предполагает освоение знаний и стереотипов поведения, обеспечивающих полноценное участие личности в формах социального взаимодействия.
3. Содействие в овладении культурной компетенции, то есть формирование социально значимых культурных знаний и навыков - инкультурация инвалида, которая представляет собой относительно самостоятельный процесс реабилитации и личностного развития человека с огромными возможностями, отличный от механизмов и методов социализации — этот процесс является таким же необходимым в личностном развитии ребенка, как социализация, самореализация. Именно культура для человека является решающим условием социально-культурной интеграции.
4. Формирование профессиональной ориентациии обучение. Подготовка к труду рассматривается как один из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации инвалидов. Данное направление оказывает существенный вклад в жизнеобеспечение инвалида, понимаемое как включенность человека в процессы хозяйственной жизни: в систему общественного разделения труда, в домашнее хозяйство, в финансовые отношения.
5. Рекреация детей-инвалидов, то есть восстановление жизненных сил и здоровья людей, которые частично утрачиваются в процессе труда и выполнения повседневных функций. Понятие рекреации тесно связано с представлениями о свободном времени и досуговых формах культурной активности [21].
6. Духовная реабилитация инвалидов. Проблемное поле лиц с ограниченными возможностями задает основные направления и содержание социально-реабилитационной и коррекционной деятельности. Здесь необходимо отметить, что помимо традиционных направлений (таких как художественно-творческая реабилитация, психологическая реабилитация, физическая реабилитация, трудовая терапия инвалидов, социально-психологическая адаптация и социальная поддержка) особое место отводится духовной реабилитации инвалидов.
Как становится очевидным, реализация политики такого рода предполагает организационное взаимодействие ряда ведомств, ответственных за социокультурную реабилитацию и адаптацию инвалидов, за повышение качества их жизни. Необходима разработка и реализация программ, ориентированных на обеспечение инвалидам условий для полноценного включения во все доступные для них формы деятельности.
Отношение общества к ребенку с ограниченными возможностями во многом определяется тем, насколько его поведение соответствует социальным ожиданиям. Поведение ребенка в значительной степени обусловлено позицией, которую он занимает в обществе, его социальным статусом и социальными ролями.
Сам процесс выделения различных проблем или характера ограничений в возможностях детей предполагает, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам. Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное». На практике осознанно или неосознанно происходит оценивание инабильных детей по признаку соответствия или несоответствие норме.
В отличие от нормально развивающихся детей дети с ОВЗ с самого раннего возраста испытывают трудности в установлении форм взаимодействия с окружающими людьми и миром, что, в свою очередь, препятствует формированию и развитию их личности. Учитывая это, а также ряд других проблем детей с ограниченными возможностями, данную категорию необходимо отнести к социально незащищенным, уязвимым слоям населения.
Е. И. Холостова выделяет ряд принципов, на которых должна строиться система социальной работы с детьми-инвалидами, в т. ч.: принцип равных социальных прав и возможностей инвалидов; принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида; принцип государственных социальных гарантий для них; принцип приоритета прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями в ходе реабилитации и в случае конфликта интересов и др. [22, С. 53].
Важным является принцип неразрывной связи детей с ограниченными возможностями и социальной среды, процесс активного приспособления к ее условиям, взаимодействия с ней.
Выделяют систему факторов, предопределяющих успех социально-интеграционных процессов, касающихся детей-инвалидов:
- устойчивая государственная социальная политика, ориентированная на их интеграцию в общество;
- реализация практики ранней интервенции и проведение коррекционно-развивающих мероприятий;
- социальная поддержка и помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, а также непосредственно нетипичным детям на протяжении всего их жизненного пути;
- ограничение практики помещения нетипичных детей в учреждения интернатного типа, при необходимости изъятие ребенка из семьи и помещение его на воспитание в альтернативную семью;
- разработка законодательной базы интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями;
- формирование толерантного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями;
- создание и расширение системы профессиональной трудовой подготовки и интеграции лиц с особыми нуждами в государственные и негосударственные структуры.
Научно обоснованная деятельность в отношении таких особых детей и подростков должна включать всевозможные виды помощи: социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую.
В качестве решающих факторов включения инвалидов в социальную жизнь специалисты рассматривают:
- отношение ребенка-инвалида к своему заболеванию;
-отношения между инвалидом и членами его семьи;
-положение инвалида в учебном (трудовом) коллективе;
-положение инвалида в обществе;
-роль государства и общественных организации в разработке проектов социальных программ поддержки и реабилитации детей-инвалидов и подростков, имеющих ограничения в состоянии здоровья [13, С. 11].
Именно эти факторы выражают возможность воздействия социума на всестороннее развитие ребенка-инвалида, способности которого ограничены вследствие отклонений от нормы отдельных параметров его социального, физического, психофизиологического, психического, духовно-нравственного здоровья. В то же время они показывают реальные направления коррекции подобных отклонений в сторону увеличения возможностей развития личности (хотя бы частично) у детей и подростков с серьезными органическими аномалиями.
Таким образом, в работе с детьми с ограниченными возможностями надо исходить из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить тогда, когда отмечается несоответствие возможностей данного человека (в том числе ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей.
Основная цель социально-психологической работы с детьми-инвалидами - создать условия для успешной социализации, полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Другими словами – создать максимально благоприятные условия для успешной социализации данной категории детей в современном обществе.
Опираясь на идеи психологической поддержки детей-инвалидов, выделяют основные этапы ее реализации: диагностико–аналитический, деятельностно-практический, рефлексивно-оценочный [5].
Специалистами используются свыше 30
признанных реабилитационных методик,
в том числе: метод кондуктивной
педагогики, массаж, ЛФК и коррекционно-
Выделяются различные виды патронажа:
Для семьи, воспитывающей ребенка-
Решение этой проблемы предусматривает: разработку методики диагностики состояния всех членов семьи; определение критериев объединения родителей (матерей) в группы для оказания специалистами адекватной помощи каждой конкретной семье; составление программы реабилитации семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспекте; проведение реабилитационных мероприятий конкретно каждой семьи в соответствии с индивидуальной психолого-педагогической программой; организация групп взаимоподдержки родителей; эпизодическое патронирование семьи после проведенных мероприятий.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что единые нормативы оказания социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Также не разработаны в полной степени стандарты организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социально- и психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения данной категории детей.