Социальная сущность семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Оглавление

Введение
3
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа
5
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи
10
3. Практическое задание
Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы
14
Заключение
16
Список литературы
17

Файлы: 1 файл

контрольная2.doc

— 95.00 Кб (Скачать)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра Философии

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Социология»

 

На тему «Социальная  сущность семьи»

 

 

Вариант № 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Специальность: Финансы  и кредит

Группа: № 

№ зачетной книжки:

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2008

 

Содержание

 

Введение

3

1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа

5

2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи

10

3. Практическое задание

Этапы жизненного цикла  семьи и события, характеризующие эти этапы

14

Заключение

16

Список литературы

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социология семьи, рассматриваемая  в широком смысле как социологическая  наука о семье, является старейшей  интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Социология семьи в  узком смысле как часть общей  социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу  жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни. [1]

Семья–ячейка (малая  социальная группа) общества, важнейшая  форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Семья как первичная  ячейка является воспитательной колыбелью  человечества. В семье главным  образом воспитываются дети. В  семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Под структурой семьи  понимается совокупность отношений  между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д.

 

 

 

1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа.

Семья один из самых древних  социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Методологической основой  понимания причин, побуждающих людей  объединяться в семейные группы, создавать  устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека: “1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4} престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.” [2]

Семью можно определить как “основанную на браке, кровном  родстве или усыновлении малую  социальную группу, члены которой  связаны общностью быта, взаимной юридической и моральной ответственностью, взаимопомощью и особыми чувствами любви и потребности  друг в друге.”

Социологи сходятся во мнении, что семья и необходимость  ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве  населения.

Двойственный характер семьи отражается в основных подходах к пониманию социальной сущности семьи в обществе. С одной стороны, семья представляет собой важнейший социальный институт, взаимосвязанный с другими социальными институтами, многообразными социальными процессами и изменениями. С другой стороны, понимание и сущность семьи связано с пониманием семьи как малой социальной группы, а потому сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Разграничение особенностей семьи  как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли на макро - и микро уровнях анализа.

Среди социологов, пытавшихся совместить «макроанализ» и «микроанализ»  семьи, следует назвать в первую очередь Т. Парсонса и К. Дэвиса. По их мнению, стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. [3]

Под первичными группами понимаются непосредственно контактные группы людей, небольшие по размеру, где отношения строятся на межличностной  основе.

Вторичными являются большие группы людей, базирующиеся на формальных отношениях (хотя и окрашиваемых межличностными восприятиями) и связанные с какой-либо профессиональной деятельностью. К вторичным группам могут причисляться и социальные институты разного рода.

Семья в системе первичных групп, обычно рассматриваемая по принципу соседства и территориальной локализации, на уровне территориальных объединений является важным элементом социальной инфраструктуры деятельности, но вовсе не центральным. Анализ содержательных взаимосвязей семьи с первичными и вторичными группами на макро- и микро уровнях социальных отношений образует стратегическую цель социологического изучения семьи.

Семья по своей сущности всегда была, есть и будет по-зитивистическим  мирским институтом благоустройства, биологическим и социологическим упорядочиванием жизни рода. Формы семьи, столь текучие на протяжении человеческой истории, всегда были формами социального приспособления к условиям существования, к условиям хозяйствования в мире. Нет феномена в жизни человечества, который бы так удачно объяснялся экономическим материализмом, как семья. В этой области социологический материализм одержал наибольшие победы.

Семья — хозяйственная ячейка прежде всего, и ее связь с полом всегда косвенная, а не прямая.

Семья представляет собой сложное и потому многозначное социальное образование: понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации. Понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности. Миллионы семей в стране находятся на разных стадиях семейного цикла жизни, характеризуются различной структурой и спецификой жизнедеятельности, при этом отдельная семья одновременно обнаруживает в своем поведении признаки самостоятельной социальной единицы и признаки, связанные с ее природой как составной части социума.

Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро- и микроуровнях анализа, отражать это в специальных терминах, но это вовсе не означает удвоения предмета — это все разные аспекты единого поля деятельности.

В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки  перебросить "мостик" между макро- и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту  и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании понятийного и концептуального аппарата, позволяющего на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения. С другой стороны, на уровне семьи и личности важно уметь устанавливать социальную детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий.

Одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа  семьи как системы. Формально  это предполагает изучение системных свойств семьи: целостности, связей с внешними и внутренними системами, структуры, уровней организации и др. Однако лишь содержательный анализ сущности семьи, законов ее изменения в полной мере реализует системный подход в пределах социологического видения и поэтому об успехе системного анализа лучше всего судить при рассмотрении теорий семьи и семейных изменений. Это замечание относится также и к другому направлению интеграции институционального и группового подходов, связанному с изучением "образа жизни" семьи, сопоставлением "семейного" и "одиночно-холостяцкого" образа жизни в зависимости от их распространенности в тех или иных обществах, в те или иные времена. [1]

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как “санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.” [4] Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, родителей и других родственников. “Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.” Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть “систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.” [5]

В браке можно условно  выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом.

Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру, оно включает экономическую, психологическую и юридическую стороны.

Психологическая сторона  брака включает в себя как мысли  и чувства супругов по отношению  друг к другу, так и объективное  выражение этих мыслей и чувств в  поступках и действиях.

Существует насколько  правовых теорий, объясняющих юридическую  природу брака. В наиболее общем  виде их можно свести к пониманию  брака как договора, как таинства и как института особого рода. Брак с юридической точки зрения - союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме (договор).

Экономическая сторона  брака включает: финансовые отношения  в семье (распределение, формирование и использование бюджета семьи), брачный контракт (экономический аспект юридической стороны) и т.д.

 

2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи.

Типы семейных структур многообразны:

  1. Патриархальная (традиционная) семья, где индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Такой тип предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, роль лидера отводится старшему мужчине. “Для этой семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.” [6]
  2. Нуклеарная (корневая) семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке и находящимися на иждивении у родителей. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.
  3. Нестабильная семья, этот тип характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости  от характера супружества, особенностей родительства и родства. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи:

Информация о работе Социальная сущность семьи