Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:54, контрольная работа
Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.
Введение
3
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа
5
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи
10
3. Практическое задание
Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы
14
Заключение
16
Список литературы
17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Кафедра Философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Социология»
На тему «Социальная сущность семьи»
Вариант № 17
Исполнитель:
Специальность: Финансы и кредит
Группа: №
№ зачетной книжки:
Руководитель:
Челябинск
2008
Содержание
Введение |
3 |
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа |
5 |
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи |
10 |
3. Практическое задание Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы |
14 |
Заключение |
16 |
Список литературы |
17 |
Введение
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.
Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни. [1]
Семья–ячейка (малая
социальная группа) общества, важнейшая
форма организации личного
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д.
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека: “1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4} престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.” [2]
Семью можно определить
как “основанную на браке, кровном
родстве или усыновлении малую
социальную группу, члены которой
связаны общностью быта, взаимной
юридической и моральной
Социологи сходятся во мнении, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Двойственный характер семьи отражается в основных подходах к пониманию социальной сущности семьи в обществе. С одной стороны, семья представляет собой важнейший социальный институт, взаимосвязанный с другими социальными институтами, многообразными социальными процессами и изменениями. С другой стороны, понимание и сущность семьи связано с пониманием семьи как малой социальной группы, а потому сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли на макро - и микро уровнях анализа.
Среди социологов, пытавшихся совместить «макроанализ» и «микроанализ» семьи, следует назвать в первую очередь Т. Парсонса и К. Дэвиса. По их мнению, стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. [3]
Под первичными группами понимаются непосредственно контактные группы людей, небольшие по размеру, где отношения строятся на межличностной основе.
Вторичными являются большие группы людей, базирующиеся на формальных отношениях (хотя и окрашиваемых межличностными восприятиями) и связанные с какой-либо профессиональной деятельностью. К вторичным группам могут причисляться и социальные институты разного рода.
Семья в системе первичных групп, обычно рассматриваемая по принципу соседства и территориальной локализации, на уровне территориальных объединений является важным элементом социальной инфраструктуры деятельности, но вовсе не центральным. Анализ содержательных взаимосвязей семьи с первичными и вторичными группами на макро- и микро уровнях социальных отношений образует стратегическую цель социологического изучения семьи.
Семья по своей сущности всегда была, есть и будет по-зитивистическим мирским институтом благоустройства, биологическим и социологическим упорядочиванием жизни рода. Формы семьи, столь текучие на протяжении человеческой истории, всегда были формами социального приспособления к условиям существования, к условиям хозяйствования в мире. Нет феномена в жизни человечества, который бы так удачно объяснялся экономическим материализмом, как семья. В этой области социологический материализм одержал наибольшие победы.
Семья — хозяйственная ячейка прежде всего, и ее связь с полом всегда косвенная, а не прямая.
Семья представляет собой сложное и потому многозначное социальное образование: понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации. Понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности. Миллионы семей в стране находятся на разных стадиях семейного цикла жизни, характеризуются различной структурой и спецификой жизнедеятельности, при этом отдельная семья одновременно обнаруживает в своем поведении признаки самостоятельной социальной единицы и признаки, связанные с ее природой как составной части социума.
Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро- и микроуровнях анализа, отражать это в специальных терминах, но это вовсе не означает удвоения предмета — это все разные аспекты единого поля деятельности.
В отечественной и зарубежной социологии
постоянно предпринимаются
Одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Формально это предполагает изучение системных свойств семьи: целостности, связей с внешними и внутренними системами, структуры, уровней организации и др. Однако лишь содержательный анализ сущности семьи, законов ее изменения в полной мере реализует системный подход в пределах социологического видения и поэтому об успехе системного анализа лучше всего судить при рассмотрении теорий семьи и семейных изменений. Это замечание относится также и к другому направлению интеграции институционального и группового подходов, связанному с изучением "образа жизни" семьи, сопоставлением "семейного" и "одиночно-холостяцкого" образа жизни в зависимости от их распространенности в тех или иных обществах, в те или иные времена. [1]
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как “санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.” [4] Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, родителей и других родственников. “Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.” Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть “систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.” [5]
В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом.
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру, оно включает экономическую, психологическую и юридическую стороны.
Психологическая сторона брака включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях.
Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Брак с юридической точки зрения - союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме (договор).
Экономическая сторона
брака включает: финансовые отношения
в семье (распределение, формирование
и использование бюджета семьи)
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи.
Типы семейных структур многообразны:
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи: