Социальная солидарность Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:55, реферат

Краткое описание

Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в работах Дюркгейма.
Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.
Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть

Файлы: 1 файл

sotsiologia.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

  Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов”.

  Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют  личностные контакты каждый с каждым.

  Большая группа - это настолько многочисленная группа, что все ее члены не знают друг друга в лицо и контакты между ними не могут совершаться непосредственно. Социально-психологические исследования малых групп в настоящее время наиболее распространены. Помимо удобства работы с ними из-за их небольшого размера, такие группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений.

  Первичная группа — это группа, в которой  связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство «мы».

  Вторичная группа — это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют  эмоциональные отношения и в  которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулируется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вторичная — на цель. Вторичные группы, как правило, совпадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.

  Реальные- есть взаимодействие: условные- в прямом смысле нельзя назвать общностями, так как в них отсутствуют обязательные и тем более непосредственные связи( по возрасту, полу)

  В32: Социальный институт

  СИ-организованная сис-ма связей и соц норм, кот  объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общ-ва

  Функции:

  ·  Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

  ·  Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

  ·  Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.

  ·  Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

  К числу  общих признаков социального  института можно отнести:

  - выделение  определенного круга субъектов,  вступающих в процессе деятельности  в отношения, приобретающие устойчивый характер;

  - определенную (более или менее формализованную)  организацию:

  - наличие  специфических социальных норм  и предписаний, регулирующих поведение  людей в рамках социального  института;

  - наличие  социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

  Этапы формирования: потребность; групповая  цель; стихийное взаимодействие; процедуры; процесс принятия норм и процедур; сис-ма санкций;распад

  В33: Процесс институционализации

  Процесс институционализации - процесс определения  и запрещения социальных норм, статусов, ролей и приведения их в систему, которая способна действовать в  направлении удовлетворения некоторой  общественной потребности. Замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется и регулируется.

  Основные  этапы процесса институционализации: 
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий 
2) формирование общих целей 
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок 
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами 
5) институционализация норм и правил общественных процедур, их принятие и практическое применение 
6) установление санкций для поддержания норм и правил, их дифференцирование 
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института

  Финал процесса институционализации - создание в соответствии с нормами, четкой ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса.

  Таким образом  социальные институты являются символами  порядка и организованности в  обществе.

  Институционализированная роль - наиболее постоянная в данном социальном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается. Устойчивостью институционализированных ролей обусловливается значительное выравнивание индивидуальных различий индивидов при исполнении. Колебания индивидуальных различий ограничены и во многом заслоняются ролевыми требованиями.

  Конфликты, возникающие внутри институтовмогут  приводить к возникновению конфликта  личности, но в подавляющем большинстве случаев происходит столкновение социальных ролей.

  В34:компаненты и свойства социальных конфликтов

  Конфликт  можно определить как отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. Это противоречие коренится в социальной структуре и связано с неравным распределением ресурсов.

  Элементы  конфликтной ситуации 

  • участники конфликта 
  • объект конфликта

  Объект  конфликта - это неравный ресурс, который  приобретает свойство неделимости  либо как физический объект, либо в  результате притязаний участников конфликта. Среди участников конфликта выделяют оппонентов (т.е. непосредственно противостоящих субъектов), вовлеченные группы и заинтересованные группы (которые косвенно влияют на ход конфликта).

  2. Динамика конфликта

  Этапы протекания конфликта 

  • Скрытая стадия. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Существует лишь явное или неявное недовольство ситуацией. 
  • Формирование конфликта. На этой стадии происходит формирование противоречий, выдвижение требований (формальные лидеры, конфликтная группа). 
  • Инцидент. Событие, активизирующее действия участников конфликта. 
  • Активные действия сторон.  
  • Завершение конфликта. Это процесс, результат которого зависит от усилий всех участников конфликта. Возможными моделями завершения конфликта являются: 
  1. выигрыш - проигрыш
start="2"

 выигрыш - выигрыш  

  1. проигрыш - проигрыш

  3. Характеристики и  факторы протекания  конфликтов

  Характеристики  конфликта 

  • насильственность  
  • интенсивность (определяется степенью вовлеченности в конфликт, это связано со значимостью исхода конфликта для участников)

  Факторы конфликта

  Связаны с состоянием социальных систем, в  которых он разворачивается (стабильностью  семьи и т.д.) 

  • Условия организации конфликтных групп 
  • Условия манифестации. Чем более выявлен конфликт, тем менее он интенсивен. Насильственность конфликта может возрастать, если затруднена организация конфликтных групп. 
  • Социальная мобильность. Чем выше мобильность, тем менее интенсивен конфликт, чем сильнее связь с социальной позицией, тем сильнее конфликт. 
  • Социальный плюрализм. Разделение или концентрация центров власти в социальных системах.  
  • Информационная стабильность. Наличие или отсутствие информации о реальных ресурсах участников конфликта.

  На завершение конфликта влияет: 

  • готовность обеих сторон принять некоторое соглашение;  
  • четкость формулировок, ограниченность целей

  Т.о. завершение конфликта зависит как от объективной  ситуации, так и от особенностей восприятия ее участниками.

  4. Стратегии отношения  к конфликтам

  Различают следующие стратегии:

  • Уход (попытки отклониться от конфликта)
  • Отмена (попытка ликвидировать противоречия, вызывающие конфликт)
  • Подавление (ликвидация оппонента)

  Данные  стратегии обычно характеризуют  как нерациональные, т.к. их реализация не ведет развитию социальных систем, как правило, провоцирует разрушение социального взаимодействия. Рациональной стратегией называют регулирование. Оно подразумевает осознание неизбежности и возможной плодотворности конфликтов. Регулирование ориентируется на управление конфликтом.

  Этапами регулирования выступают: 

  • обнаружение конфликта 
  • организация конфликтных групп 
  • создание правил

  Формами регулирования выступают различные  варианты переговоров.

      Личностный  конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

      2.         Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.

      3.         Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

      4.         Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

  Конфликт  с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания. 

  В35: Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

  Предконфликтная стадия - это период, в который  конфликтующие стороны оценивают  свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно  воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

Информация о работе Социальная солидарность Дюркгейма