Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:55, реферат
Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в работах Дюркгейма.
Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.
Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть
Представители: Кули, Мид, Блумер
В первые десятилетия нашего века изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Я - концепция (лат. conceptus – понятие) — система представлений человека о самом себе. Формирование Я– концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я– концепции выступают:
1. Сравнение
себя с другими
2. Свидетельства восприятия
другими
3. Оценка результатов
деятельности
4. Переживание внутренних
состояний
5. Восприятие своего
внешнего облика
Главными теоретиками здесь стали Кули и Мид - представители символического интеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.
Положения:
Плюсы:
Вводят людей в панораму общ-ва; оценивают деятельность людей, индивид активно описывает свое поведение.
КУЛИ: Он являлся одним из исследователей самости (то есть понятий «я», «меня», «мое», «я сам»).
Теории «зеркального Я» основывается на следующих трех постулатах:
Ø в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенным другим;
Ø люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других;
Ø люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других.
Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы. Социолог отмечает: «Социальную самость такого рода можно назвать отраженной, или зеркальной, самостью: Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими или нет в соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в воображении воспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д., и это самым различным образом на нас воздействует».
МИД: концепция
«межиндивидуального взаимодействия»
Мида основывается на том, что восприятие
индивидом окружающей соц. действительности
обусловлено его опытом общения с другими,
особенно его способностью воспринимать
мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало
видению других и значению символов. Символ
обозначает предмет или событие , предполагая
определенную реакцию на него, выражающуюся
в соответствующих соц. действиях. Кроме
того, символы обеспечивают средства,
с помощью которых люди могут значимо
общаться в своей естественной и соц. среде.
Поведение человека определяется структурой
его личности, его соц. ролью. Важной заслугой
Мида является разработка им ролевой теории
личности, согласно которой сущность личности,
ее богатство и своеобразие определяются
и проявляются прежде всего через выполняемые
ею соц. роли, а сама соц. деятельность
личности представляется как совокупность
ее соц. ролей, зафиксированных в систеие
языковых и других символов. Через процесс
принятия роли индивиды развивают самость
- способность людей представлять себя
в качестве объектов своей собственной
мысли. Социолог различает 2 аспекта формирования
самости:
я (соотв. английскому "i") - спонтанное,
внутреннее, субъективное представление
индивидом себя
я (соотв. английскому "me") - это то,
как люди видят себя, но глазами других.
2 стадии развития
самости:
стадия игра (play) - ребенок играет роли,
которые не являются собственно его (отец,
доктор);
стадия соревнования (game) - принимая участие
в соревновании (футбол), дети видят себя
со стороны других участников.
Любое организованное сообщество, которое
обеспечивает индивиду организованность,
Мид называет обобщенным другим. Индивиды
видят себя с точки зрения обобщенного
другого.
*) интеракция- общение возможно, если можем интерпретировать символы
*) символ- (в основном при помощи языка): 1) порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом; 2) позволяет ставить себя на место другого; 3) позволяет видеть себя глазами другого человека.
В14: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ- как людям понять друг друга
Представители: Гуссерль, Хайдеттер, Брентано
Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще.]. Такой наукой должна стать феноменология.
Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир.
Методами
осуществления
Непосредственное созерцание, как метод феноменологии, означает, что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции.
Феноменологические редукции делятся на три вида. Во-первых, чистая феноменология отвлекается от естественной установки, то есть наивной погружённости во внешний мир, и сосредоточивает внимание на самом акте (переживании) сознания, в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция). Во-вторых, феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция). В-третьих, феноменология не останавливается на редукции к переживаниям сознания, и далее уже не только внешний мир, но и сферу душевного, сознание — как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта — редуцирует к чистому сознанию (трансцендентальная редукция).
Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании.
Основные моменты:
*) Типология
«жизненный мир»-совокупность
*) Интерсубъектный мир- часть реальности, с кот я непостредственно контактирую
*)Понимание
*) Интерпритация-
*) Соц
конструирование реальности- люди
формируют реальность, общ-во
В15: Этнометодология
Этнометодология — направление в социологии, занимающееся изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного социального взаимодействия. Это направление универсализирует методы этнографии, распространяя их на повседневное поведение людей во всех, а не только архаических культурах. Гарфинкеля: Г. Гарфинкелем для обозначения основанной им отрасли социологии. С самого начала этнометодология основывалась на критике традиционной социологии, которая, по мнению Гарфинкеля, занимается тем, что накладывает на обычных людей совокупность социологических категорий. Традиционная социология «переописывает» то, что делают обычные люди, считая их собственные описания так или иначе несовершенными. Например, понятие социальной структуры в той мере, в какой оно отступает от ощущения структуры самими людьми, является, с этой точки зрения, социологическим измышлением. В то же время социология на самом деле представляет собой практику здравого смысла (commonsense practice), а не какую-либо специализированную область, поскольку социолог использует собственные категории здравого смысла (повседневного знания) при организации социологических данных. Таким образом, социология — в том виде, в каком ею обычно занимаются, — притязает быть тем, чем она не является, и относится к простым людям как к «культурным болванам» («cultural dopes»). Этнометодология, в отличие от традиционной социологии, предлагает исследовать то, каким образом люди («члены») конструируют свой мир. При этом предполагается, что повседневная жизнь довольно упорядочена и что эта упорядоченность производится — рефлексивно — людьми в их повседневности. Членам приходится постоянно работать над тем, чтобы их собственная деятельность имела смысл с точки зрения других людей, однако несмотря на это, способ, с помощью которого конструируется социальный мир, воспринимается исключительно как нечто само собой разумеющееся, самоочевидное. Одной из важных черт повседневной жизни является индексный характер «разговора». Понимание разговора его участниками зависит от их способности «восполнять» совокупность скрытых глубинных допущений, уникальных для каждого отдельного взаимодействия. Членам, следовательно, приходится «восстанавливать» индексность, возможно, прибегая к комментарию. Этнометодология стремится к исследованию методов членов именно в том их виде, в каком они постоянно используются при конструировании социального мира. Существует два основных типа этнометодологического исследования. Первый может быть проиллюстрирован экспериментами Гарфинкеля по разрушению повседневной жизни. Гарфинкель просил своих студентов вести себя дома так, словно они являются квартирантами. Реакция на это родителей и родственников была драматической: вначале это было недоумение, а затем враждебность. По мысли Гарфинкеля, это свидетельствует о том, насколько тонко сконструирован социальный порядок повседневной жизни и насколько он хрупок. В других своих исследованиях (например, в исследовании поведения присяжных заседателей) Гарфинкель изучал то, каким образом люди конструируют этот порядок повседневности в различной обстановке, по-прежнему полностью воспринимая его как нечто само собой разумеющееся. Второй тип этнометодологического исследования — это разговора анализ, то есть исследование социальной организации разговора. Этнометодология была предметом оживленной полемики в социологии в начале 1970-х гг., однако в настоящее время она не столь заметна. Критики этой школы утверждают, что этнометодологи (1) занимаются тривиальными темами; (2) придерживаются идеи сверхупорядоченности повседневной жизни, на самом деле раздираемой конфликтами и непониманием; (3) не имеют представления о социальной структуре и, как следствие, пренебрегают социальными факторами, ограничивающими деятельность людей; (4) используют ими же критикуемые методы исследования.
Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
В социологии выделяют следующие существенные условия, необходимые для того, чтобы совокупность считалась группой:
проводят грань между внутренними группами (ингруппами) и внешними (аутгруппами).
Ингруппа - это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Это может быть “моя семья”, “моя профессиональная группа”, “моя компания”, “мой класс”.
Аутгруппа - это группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит. Другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: “не мы”, “другие”.
В современном обществе индивид принадлежит одновременно к многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться.
референтная группа” означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Референтные группы можно классифицировать по разным основаниям:
Нормативная референтная группа выступает источником стандартов и норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида
Сравнительная референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.