Социальная солидарность Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:55, реферат

Краткое описание

Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в работах Дюркгейма.
Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.
Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть

Файлы: 1 файл

sotsiologia.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

  В8: Социальная солидарность Дюркгейма

  Проблема  социальной солидарности — одна из центральных проблем в работах Дюркгейма.

  Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

  Разделение  труда вносит разнообразия, и чем  больше оно, тем сильнее у людей  стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

  Теория  строения и эволюции общества:

  • Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. самодостаточны
  • Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.

  Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя  основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.

  Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Набор санкций при этом чрезвычайно широк, а подавляющая их часть склоняется к мягким и косвенным санкциям.

  Тоталитарное  общество — не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать. 

  В9: Особенности социального  института религии  в творчестве Дюркгейма

  Религия — это целостная система верований и обрядов, относящихся к священным, т. е. запретным вещам, — верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует». Церковь — организация, которая налаживает коллективную религиозную жизнь группы. Религия возникла из потребности ощущения праздника. Священнодействия — коллективные религиозные церемонии и ритуалы — источник радости и возвышенного состояния духа.

  Главный признак религии — совершение обрядов, направленных на священные  объекты, от манипулирования которыми увеличивается солидарная сила группы, крепнет общее сознание, поддерживающее дух индивидов и придающее им уверенность, необходимые в жизни.

  Религия: во-первых, социально - детерминированное явление;

  во-вторых, воплощение в коллективном сознании представлений о социальной реальности;

  в-третьих, явление, имеющее функциональные социальные последствия, т.е. явление, удовлетворяющее  определенные социальные потребности.

  Религия — символическая система, система  знаков, в которой социологический анализ должен увидеть реальность, служащую ее базисом, т. е. общество.

  Главные функции религии:

  1. общественная интеграция,
  2. порождение (генезис) культуры,
  3. трансляция культуры (воспроизводящая),
  4. дисциплинарная (принуждения и контроля),
  5. эйфорическая (создание радостного чувства социального благополучия).

  Религия позитивно влияет на общество.

  Все религиозные обряды подразделяются на два вида — негативные и позитивные.

  Цель  негативных — резко разграничить священное и светское, предотвратить  осквернение священного светским, приблизить человека к священному ценой самоотречения, самоуничтожения или крайнего аскетизма.

  Задача  позитивных обрядов — приобщение верующих к священному миру.

  Религия вечна, поскольку всегда будет существовать необходимость облекать отношения человека и общества в идеологическую форму. Область традиционной религии все более и более сужается. 

  В10: Теория социального  действия Вебер

  Свою концепцию  Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

  Все научные  категории — только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» — это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

  То есть Вебер выделяет 2 признака социального  действия:

  1. осмысленный характер;
  2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

  Основные  категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

  Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

  Вебер выделяет четыре типа социального действия в  порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

  1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
  2. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
  3. традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
  4. аффективное — определяется эмоциями;

  Социальное  отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

 

  В11: Структурный функционализм

  Структурный функционализм – направление  социологической мысли, социологическая  школа, представители которой исходили из того, что каждый элемент социального взаимодействия, выполняя свои конкретные функции, существует в рамках целостной структуры общества.

  Представители: Парсонс, Спенсер, Эмиль, Дюркгейм, Конт

  Огюст Конт  
Создатель социологии Огюст Конт провозгласил главной задачей социологии поиск объективных, не зависящих от конкретного человека законов общественного развития.  
Конт опирался на методы анализа естественных наук. По аналогии с разделами физики Конт подразделил социологию на `социальную статику` и `социальную динамику`. Первая была сфокусирована на изучении того, как части (структуры) общества, функционируют, взаимодействуют друг с другом по отношению к обществу в целом. Прежде всего, он рассматривал, как функционируют основные институты общества (семья, государство, религия), обеспечивая социальную интеграцию. В кооперации, основанной на разделении труда, он видел фактор утверждения `всеобщего согласия`. Эти идеи Конта впоследствии будут развиты учеными, представляющими структурный функционализм в социологии и изучающими главным образом институты и организации общества.  
Социальная динамика была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений. Ученый стремился создать, по своим собственным словам, `абстрактную историю` без имен и без отношения к конкретным народам.  
 
Герберт Спенсер  
Английский философ и социолог Герберт Спенсер также рассматривал общество на уровне институтов и функций.
Социология, по Спенсеру, - наука об изучении структурных и функциональных изменений, которые проходят общества.  
Спенсер предложил весьма оригинальную эволюционную теорию общества, которая объясняла социальные изменения, характер общества законом усредненного уровня развития его членов. Эволюция, по Спенсеру, предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям: от разъединенности к интеграции, от однородности к дифференциации и от неопределенности к определенности, упорядоченности. Эволюция приводит к одновременным изменениям в структуре и функциях.  
 
Эмиль Дюркгейм  
Французский социолог Эмиль Дюркгейм обосновал новый взгляд на общество, его структуры и людей - социальный реализм. Его суть заключается в том, общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая, во-первых, автономна по отношению к другим видам реальности, во-вторых, развивается по своим собственным законам; в-третьих, имеет место примат структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, то есть индивидуальная реальность считается вторичной.  
 
Предмет социологии Дюркгейма - социальный факт. Социальный факт является внешним по отношению к индивиду. и оказывает на него принудительное воздействие. Социальные факты могут быть материальными (само общество, его социальные структуры) и нематериальными (мораль, ценности и нормы, коллективное сознание, верования).  
 
Недостатки теории  
-Парсонс недооценивал роль конфликтов, он их исключал;  
-У Парсонса нет развития, эволюции. Позднее он попытался исправить этот недостаток, но времени для основательной проработки вопроса было уже недостаточно;  
-Парсонс ограничил функции социальных подсистем четырьмя, которых, по его мнению, было достаточно для выживания системы в целом; возникает справедливый вопрос о необходимости существования других функций, присущих обществу и тем или иным способом влияющих на его жизнедеятельность.  
 
Плюсы теории  
Парсонс - бесспорный классик социологии, он внес огромный вклад в её развитие, он показал, как нужно строить теорию.

  Вклад: изучение процессов на макроуровне

 

  В12: Бихевиоризм

  Бихевиори́зм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

  Представители: Торидайк, Павлов, Уотсон

  Предмет рассмотрения: изучение не сознания, а  поведения человека; личность- все то чем обладает  индивид; человек понимается,как реагирующее обучающее существо запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведения

  Положения:

  Связь «ситуация-реакция» характеризуется:

    1. исходный пункт- проблемная ситуация;
    2. организм противостоит ей как целое
    3. он активно действует в поисках выбора
    4. выучивается путем упражнения

  «+» объективность, использование научных методов, в предмет исследования вошло  поведение, эффектные методики терапии  нарушенного поведения

  «-« устарелая  методология, механический детерминизм(дин из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов), нет разницы между человеком и животным. 

  Вклад в  психологию: подняли эксперимент  на высокую ступень исследования

  В результате было выявлено 16 типов поведения: перцептивное,защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое 

 

   В13:Символический  интеракционизм:

  Символический интеракционизм – направление в социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.

Информация о работе Социальная солидарность Дюркгейма