Социальная работа с семьей военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей.
Задача данной работы - выявить социальные проблемы семей
военнослужащих.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Семья военнослужащих как объект социальной работы…………………4
1.1 Социально-правовой статус семей военнослужащих………………….4
1.2 Основные социальные проблемы семей военнослужащих……………10
2 Социальная работа с семьями военнослужащих…………………………16
2.1 Социальное обеспечение и страховые гарантии семей
военнослужащих…………………………………………………………..16
2.2 Профессиональная ориентация и трудоустройство
семей военнослужащих……………………………………………………24
3 Основные методы социальной работы с семьями военнослужащих…...30
3.1 Общая характеристика методов социальной работы с
семьями военнослужащих………………………………………………..30
3.2 Метод индивидуальной работы с семьями военнослужащих………..36
Заключение……………………………………………………………………..46
Список литературы……

Файлы: 1 файл

курсовая дубль 2.docx

— 85.36 Кб (Скачать)

Метод индивидуальной социальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В процессе работы социальный работник должен: установить первичную связь и определить потребности военнослужащих и членов их семей в социальных услугах; изучить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи; концептуализировать проблему; определить и исследовать предполагаемое решение; выбрать стратегическое направление; реализовать решения проблемы и др./7/ 
Основная задача социальной работы на рубеже тысячелетий — дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации. 
Наряду с этим дальнейшая разработка методов социальной работы обусловлена и необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развитие этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы, т. е. в процессе оказания адресной, комплексной и своевременной помощи. 
Совокупность приемов и методов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающих социальные проблемы клиентов как способ стимулирования развития их сил, конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной жизнен ной ситуации способствует

 

36

достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности

личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций. 
Теории, созданные путем исследования многообразной работы социальных работников с клиентом и всех социальных институтов в их коммуникативной взаимообусловленности, являются как эмпирически контролируемыми, так и предметно ориентируемыми. 
Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они классифицируются:

  • по направлениям и формам социальной работы (организа ционные, социологические, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические, социально-экологические и др ),

  • по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);

  • по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы).

Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В процессе работы социальный работник должен:

  • установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;

  • изучить и уяснить проблему;

  • мотивировать необходимость социальной помощи;

37

  • концептуализировать проблему;

  • определить и исследовать предполагаемое решение;                 

  • выбрать стратегическое направление;

  • реализовать решения проблемы и др.

Социальный работник должен помнить, что трудное для понимания или даже странное поведение члена семьи может быть обусловлено его скрытым страданием, душевной болью, с чем необходимо считаться, если социальный работник действительно хочет помочь семье и нормализовать в ней обстановку. 
Разрабатывая и внедряя методы социальной работы в общине, необходимо учитывать изменения, связанные с инновационными процессами, происходящими в нашем обществе. При этом одной из главных задач является внедрение наукоемких социальных инноваций, соединение науки и практики, объединение гуманитарных и технических знаний. Повышение качества самого социально го пространства, постоянное обновление методов, расширение их функциональности должны осуществляться с учетом

накопленного опыта. 
Особое место отводится еще одному методу социальной работы — дальнейшему совершенствованию технологизации; здесь объектом является социальное пространство. 
Все, что обеспечивает защиту социальных интересов, в том числе и методы работы с людьми, семьями и сообществами, обладает рядом свойств:

  • сознание своей целеполагающей деятельности;

  • утверждение принципа справедливого распределения материальных и духовных благ;

  • направленность на совершенствование основ гражданского общества;

  • усиление принципов гуманизации.

Проанализируем методы социальной работы, которые используются и на

38

индивидуальном, и на групповом, и на общинном уровнях. 
Биографический метод (или метод изучения личных документов) позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни. 
В процессе индивидуальной работы с клиентом социальный работник обязан учитывать его права (каждый клиент имеет право на эмоциональное выражение своих чувств, на сочувствие социально го работника; кроме того, он вправе ожидать, что социальный работник имеет достаточную компетенцию). 
Различные формы биографического метода — интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, рассказ о своей жизни в целом (или о каких-то ее этапах, или жизни своей семьи, родственников) и т.д. — с разной степенью глубины и обобщенности позволяют выявить специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил в процессе взаимодействия с другими людьми, с различными социальными группами. Кроме того, они способствуют определению характера, степени и специфики дистанции индивидов в группе, выявлению свойств характера,  

кото рые помогают раскрыть его позитивные индивидуальные способ ности. 
Французские исследователи Д. Берто и И. Берто-Вьям предлагают в качестве нового инструментария использование биографического метода как метода «истории семей». По их мнению, «всякая семейная история уникальна, лишь отчасти она обнаруживает не сколько общих моментов для многих других историй и много общих моментов для нескольких других семейных историй. «Общее» может быть найдено не только в больших числах, его следует открывать в частных случаях». 
Изучение истории семей позволяет яснее понять внутренние факторы, влияющие на становление и реализацию жизненных сил человека. Семья как один из институтов социализации обладает богатым спектром жизненных

 ресурсов, которые в  дальнейшем обусловливают различия  в образе жизни и 

39

реализации индивидуальной и социальной субъектности человека. Метод «истории семей» позволяет выделить механизмы трансляции любых компонентов процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.д.). 
Для теории социальной работы особое значение имеет исследование способности человека к трансляции жизненных ресурсов семьи, выявление случаев, когда эта способность «блокируется», искажается, не реализуется. Нам представляется, что методы, о которых упоминают Д. Берто и И. Берто-Вьям, являются формами про явления метода «социальных биографий», а тот междисциплинарный союз, к которому они призывают, осуществляется, главным образом в рамках теории социальной работы, интегрирующей все аспекты использования биографического метода разными социальными науками и придающей ему целостность. 
Организационные методы — приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы, — подразделяются на:

  • организационно-распорядительные;

  • организационно-координационные;

  • организационно-инструктивные;

  • организационно-технические и др.

Они закрепляют права, полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат. 
Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов: 
1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);

40

2) методы организации  познавательной, практической деятельности  и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих  ситуаций); 
3) методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.). 
Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение. 
Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать. 
Социально-психологические методы — это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной ра боты), условно разделяемых на несколько групп:

1. Методы психологического  исследования:

  • наблюдение — систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических

  • изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя;

  • эксперимент — активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта. Если изучаемая область неизвестна, или плохо изучена, или система гипотез отсутствует, применяют разновидности эксперимента:

  • лабораторный эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что позволяет контролировать все переменные и обусловливает высокую степень надежности и достоверности результатов. Однако в условиях этого эксперимента испытуемый редко

41

  •  ведет себя так же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую» достоверность, поскольку поведение и состояние человека меняются с изменением окружающих условий;

  • естественный эксперимент — проверка гипотез посредством изучения личностных особенностей и поведения человека в естественных условиях в рамках повседневной жизни;

  • формирующий эксперимент — сочетание методов исследования с методами воздействия, позволяющее регулировать психические процессы, влиять на особенности личности и ее поведения, одновременно проверяя научные гипотезы.

2. Диагностические методы  — выявление и изменение индивидуально-психологических  особенностей личности. Особенное  распространение получило тестирование, использующее стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений и применяющиеся для стандартизированного изучения индивидуальных особенностей. 
3. Психогенетические методы — выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей

среды в их формировании. Наиболее информативным является метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность. 
4. Лонгитюдные методы — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности. 
5. Методы исследования жизненного пути - изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти. Жизненный путь включает критические периоды, которые обычно сопровождаются существенной психической перестройкой. Данный метод обычно концентрируется на этих критических периодах и нормативных жизненных кризисах. 
6. Метод психологической помощи — повышение психологической

42

 компетенции человека, выявление уже существующих или  формирование новых ресурсов, позволяющих  человеку решить стоящие перед  ним задачи, преодолеть трудности  и жизненные кризисы. Он включают  в себя:

  • методы психологической коррекции (психотерапевтические методы) и реабилитации, цель которых — помочь человеку, имеющему нервно-психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы;

  • методы психогигиены и психопрофилактики — предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний.

Информация о работе Социальная работа с семьей военнослужащих