Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 08:44, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей. Задача данной работы - выявить социальные проблемы семей военнослужащих.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3 1 Семья военнослужащих как объект социальной работы…………………4 1.1 Социально-правовой статус семей военнослужащих………………….4 1.2 Основные социальные проблемы семей военнослужащих……………10 2 Социальная работа с семьями военнослужащих…………………………16 2.1 Социальное обеспечение и страховые гарантии семей военнослужащих…………………………………………………………..16 2.2 Профессиональная ориентация и трудоустройство семей военнослужащих……………………………………………………24 3 Основные методы социальной работы с семьями военнослужащих…...30 3.1 Общая характеристика методов социальной работы с семьями военнослужащих………………………………………………..30 3.2 Метод индивидуальной работы с семьями военнослужащих………..36 Заключение……………………………………………………………………..46 Список литературы……
По мнению Мамонова Ю.В. статус
военнослужащего есть совокупность прав,
свобод, обязанностей и ответственности
военнослужащих, установленных законодательством
и гарантированных государством.
Для проходящих военную службу
устанавливаются категории состава: солдаты
и матросы, сержанты и старшины, прапорщики
и мичманы, а также офицеры: младшие, старшие,
высшие. Принадлежность к тому или иному
составу определяет статус военнослужащего,
его субординационную позицию, материальное
положение и др.
В Российской Федерации военная
служба осуществляется по призыву (для
солдат и матросов, сержантов и старшин)
и по контракту - для всех составов военнослужащих.
В последнее время предпринимаются определенные
шаги для формирования профессиональной
армии и организации службы солдат, и матросов,
и старшин на добровольной контрактной
основе. Однако пока комплектование солдатского
и сержантского состава Вооруженных сил
осуществляется преимущественно по призыву,
на основе воинской обязанности.
В мирное время призыву на воинскую
службу подлежат граждане мужского пола,
в возрасте от 18 до 27 лет, которые не имеют
права на освобождение или отсрочку от
призыва. Основными причинами освобождения
от призыва в армию является: признание
негодным или ограниченно годным по состоянию
здоровья; прохождение военной или альтернативной
службы; прохождение военной службы в
вооруженных силах другого государства;
наличие не снятой или не погашенной судимости
за совершение тяжкого преступления; наличие
родного брата погибшего или умершего
во время прохождения военной службы по
призыву.
Причиной отсрочки от призыва
может являться обучение на дневном отделении
высшего учебного заведения. В других
случаях условия и сроки
11
отсрочки устанавливаются федеральными
законодательными органами. Сроки военной
службы по призыву устанавливаются законодателем,
для военнослужащих проходящих службу
по контракту - устанавливаются контрактом.
В данной части нашего исследования,
мы останавливаемся на изучении особенностей
жизнедеятельности военнослужащих, проходящих
службу по контракту (вне зависимости
от принадлежности к какому-либо составу)
и их семей, поскольку именно на эту группу
специфика военной службы оказывает наиболее
существенное влияние.
В современной литературе по
исследуемой проблеме выделяют следующие
особенности военной службы, которые состоят
в том, что: во- первых, деятельность военнослужащих,
выполняющих конституционную обязанность
по защите Отечества, нередко связана
с риском для жизни; во- вторых, весь военный
уклад, быт и деятельность военнослужащих
детально регламентированы, на них возлагается
повышенная юридическая ответственность;
в третьих, военнослужащие, в силу особенностей
их службы ограничиваются в гражданских,
личных, политических и социально- экономических
правах.
Данная трактовка специфики
военной службы может показаться спорной.
Так, например, Матвейчук Л.B. считает, что
в соответствии с общевоинским уставом
каждый военнослужащий обладает равными
со всеми гражданами РФ правами и свободами.
Однако если проанализировать распространенные
ее права и свободы военнослужащих обнаруживаются
некоторые несоответствия.
Остановимся, прежде всего,
на политическом праве. Военнослужащие
имеют право участия в управлении государственными
и общественными делами, как непосредственно,
так и через своих представителей, могут
свободно избирать и быть избранными в
органы государственной власти, объединяться
в общественные организации неполитического
и некоммерческого характера
12
и участвовать в
их деятельности вор время
свободное от несения службы.
В тоже время, военнослужащим
запрещено вступать в политические
партии, а имевшееся членство
в них на период службы приостанавливается.
Налицо явное ограничение политических
прав. Среди других прав можно
выделить право на свободу
слова, выражение своих мнений, на
доступ к получению информации,
которые ограничиваются таким
понятием как неразглашение государственной
и служебной тайны, не поддающимся
однозначной трактовке.
Существенное значение для
нашего исследования имеет комплекс социально-экономических
прав, таких как право на личную собственность,
на труд и отдых, на охрану здоровья и социальную
защиту, на жилище и образование. Вместе
с тем, реализация этих прав в условиях
социально- экономического кризиса в стране
встречает определенные трудности.
Подытоживая все вышесказанное,
можно сделать вывод: на современном этапе
развития российского общества военнослужащие
ограничены в некоторых гражданских, личных,
политических и социально-экономических
правах.
Изучение особенностей социального
статуса военнослужащих, основанное на
концепции Липского И.А., дает основание
утверждать, что принадлежность солдата
и офицера к вооруженным силам определяет
их социально-групповой статус, отличающийся
следующей спецификой: во-первых, ярко
выраженной политической окраской, т.е.
неразрывной связью с государственной
политикой; во-вторых, использованием
насилия при выполнении закрепленных
законом функций, причем насилия особого
рода - вооруженного, а также угрозой его
применения, выделенные характерные черты
статуса военнослужащего, обусловленные
спецификой его профессиональной деятельности,
безусловно, накладывают отпечаток и на
формирование личности военнослужащего
и на его образ жизни.
При этом необходимо отметить,
что современный воинский труд обладает
13
рядом характерных
факторов. Он многообразен по
содержанию деятельности и включает
в себя военно-управленческий, военно-научный
(эксплуатация техники и вооружения),
военно-педагогический труд и
др. По степени интеллектуальности
его можно рассматривать по
большей части как умственно-физический.
Причем в последние десятилетия
под влиянием научно - технического
прогресса акценты в воинском
труде делаются преимущественно
на интеллектуальной стороне. В
тоже время специфика ратного
труда, связанная с применением
вооруженного насилия формирует
у военнослужащих социально-типические
качества и свойства, характерные
для военной профессии: дисциплинированность,
исполнительность, законопослушность,
организаторские способности, мужество,
ответственность, волевые качества,
военно-социальные знания, широкий
военно-теоретический кругозор и
др.
Социальные качества, структурируясь
в ценность, приобретают характер устойчивых
духовно-нравственных образцов, ценностей,
норм, образующих так называемую военную
субкультуру. Характер, содержание и особенности
современного воинского труда, формируют
армию как социально - профессиональную
группу, и определяет социально-типические
свойства военнослужащих как представителей
особой профессии. Отсюда на отбор содержания
и организацию социальной работы с личным
составом Вооруженных сил и членами их
семей существенное влияние оказывают
социально-экономические и социально-психологические
факторы воинской среды. При этом здесь
следует учитывать, что профессия военнослужащего
обладает спектром психологических особенностей,
обусловленных наличием множества ситуаций
возникающих в военно-социальной среде:
низкий уровень материального благосостояния;
наличие неуставных взаимоотношений;
социальные конфликты между национальными
и земляческими микрогруппами военнослужащих
и др. Кроме того, неблагоприятный фон
для микроклимата современной армейской
среды
14
также создают социально бытовая
неустроенность, возрастание физических
и психологических нагрузок (в связи с
не доукомплектованием личного состава),
ухудшающиеся снабжение, неопределенность
статуса войск в некоторых регионах бывшего
СССР.
Анализируя социально-политические,
социально-экономические и социально-психологические
негативные факторы воинской среды, следует
выделить из них наиболее актуальные:
Усиление противоречия между
обязанностями военнослужащих и их правами
как граждан Российской Федерации. Дело
в том, что здесь в последнее время военнослужащие
все чаще становится заложниками силовых
решений политических вопросов, и оказываются
втянутыми в политических вопросов, и
оказываются втянутыми в политические
интриги. Истоки этой проблемы лежат в
недостаточности политических и правовых
гарантий по предотвращению не конституционности
функционирования военных институтов
государства и общества. Например, по оценкам
юристов-экспертов, решение о применении
федеральных войск в Чечне содержало как
минимум 7 противоречий действующему законодательству.
И, несмотря на это введение войск в Чечню
было признано не противоречащим действующему
законодательству Конституционным Судом
РФ. Последствия вовлечения Вооруженных
сил в политические коллизии часто оказываются
катастрофическими для самих военнослужащих./4/.
4. Луговая О.М (www.superint.ru 2011-2014гг)
Во- первых, деятельность военнослужащих,
выполняющих конституционную обязанность
по защите Отечества, нередко связана
с риском для жизни; во- вторых, весь военный
уклад, быт и деятельность военнослужащих
детально регламентированы, на них возлагается
повышенная юридическая ответственность;
в третьих, военнослужащие, в силу особенностей
их службы ограничиваются в гражданских,
личных, политических и социально- экономических
правах.
15
2 Социальная
работа с семьями военнослужащих
2.1 Социальное
обеспечение и страховые гарантии
семей военнослужащих
Социальная работа с военнослужащими
осуществляется как непосредственно в
условиях Вооруженных Сил, так и в обществе
в целом. Неверно было бы думать, что в
армии она является обязанностью только
заместителей командиров по работе с личным
составом. Безусловно, именно они в первую
очередь обязаны заниматься социальной
защитой военнослужащих, так же как военные
психологи, юристы, специалисты военно-медицинских
учреждений. Однако строевые командиры
и руководители любого ранга также должны
обеспечивать в пределах своей компетенции
социальную защищенность подчиненных
им военнослужащих и их семей. Одна из
важнейших задач — соблюдение всех прав
и льгот, которые положены военнослужащим
в соответствии с действующим законодательством,
обеспечение таких социально-бытовых
условий, которые не разрушают здоровье
и работоспособность людей, несущих военную
службу.
Важную роль играет устранение хотя бы
наиболее грубых проявлений неформальных
отношений в Вооруженных Силах в рамках
«дедовской» и «земляческой» статусных
систем. К сожалению, в настоящих условиях
не представляется возможным полностью
устранить эти уродливые явления — требуется
изменить морально-психологический климат
в обществе, преодолеть столь распространенный
культ жестокости, снизить степень криминогенности,
предотвратить приход в Вооруженные Силы
лиц с уголовным прошлым, а также страдающих
психологическими или психическими отклонениями,
повысить авторитет воинской службы в
целом и офицеров в частности. Однако и
в существующих условиях можно предпринять
попытки защитить военнослужащих срочной
службы: улучшить социальный контроль
в воинских коллективах, создать более
доверительные
16
взаимоотношения между солдатами,
младшими командирами и офицерами, применять
суровые санкции за каждый случай насилия
над военнослужащим. В этой связи безусловно
необходимо покончить с практикой замалчивания
преступлений против военнослужащих срочной
службы, информировать военнослужащих
об их правовом статусе, разъяснять механизм
пользования этими правами, консультировать
по поводу конкретных ситуаций и конфликтов.
Поскольку семьи военнослужащих срочной
службы имеют в соответствии с законодательством
ряд льгот, направленных на облегчение
их существования вплоть до возвращения
из армии кормильца (например, пособие
на ребенка военнослужащего срочной службы
установлено в размере 1,5 минимальной
зарплаты), социальный работник в первую
очередь сообщает им о наличии этих льгот
и оказывает помощь в их получении. К сожалению,
поскольку здесь задействованы средства
местных бюджетов, эти пособия зачастую
выплачиваются нерегулярно — в этом случае
семье военнослужащего срочной службы
может быть оказана адресная социальная
помощь, а также срочная социальная помощь
в виде денежных выплат или в натуральной
форме (продукты, одежда, топливо и т.д.).
Такая семья может рассматриваться как
временно неполная семья, в связи с чем
социальные работники при необходимости
должны оказывать жене военнослужащего
содействие в ее трудоустройстве, устройстве
ребенка в детское дошкольное учреждение,
психологическую поддержку.
Социальная работа с родителями пенсионного
возраста военнослужащих срочной службы
аналогична социальной работе с другими
пожилыми клиентами. Разумеется, в период
вооруженных конфликтов члены семьи военнослужащих
особенно нуждаются в информации о жизни
и здоровье своих родственников, но организовать
такую работу в состоянии только Министерство
обороны России и другие министерства
и ведомства, служащие которых находятся
в зоне боевых действий, а не учреждения
социального обслуживания.
17
Основные социальные проблемы
военнослужащих-контрактников, принадлежащих
к разным составам (офицер, прапорщик,
старшина или солдат), могут быть сходными:
малообеспеченность; проблемы с образованием
и воспитанием детей; проблемы со здоровьем
самого военнослужащего и членов его семьи;
проблемы с жильем; проблемы с работой
и социальным положением жены военнослужащего.
Напряженность в семье военнослужащего
может обусловливаться не только общими
семейными проблемами, но и целым рядом
специфических факторов: неуверенность
в будущем, усталость от материальных
лишений и частых переездов на необустроенные
места, трудной и напряженной службы; недовольство
жены недостаточным участием мужа в семейной
жизни и воспитании детей, нереализованность
своих возможностей; тревога за судьбу
детей и др. Такое состояние может усугубляться
ощущением вынужденности своего пребывания
на военной службе, невозможностью из
менить свою жизнь, неизвестностью своего
будущего, поскольку увольнение с военной
службы влечет за собой утрату права на
какие-то льготы (не секрет, что для значительной
части военнослужащих-контрактников военная
служба — это единственная или наиболее
подходящая возможность получить жилплощадь
для семьи).
Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению
с военной службы, а также недавно уволенные
испытывают социальный и психологический
кризис, глубина которого зависит от длительности
их пребывания на военной службе, возраста,
особенностей характера, вынужденного,
или добровольного .увольнения с военной
службы, степени решенности их социальных
проблем.
Непредсказуемость и стохастичность отношений,
характерные для. гражданских лиц, противоречат
четкости и определенности военной службы;
навыки директивного обращения с людьми
не всегда оказываются применимыми в гражданских
условиях. Кроме того, многие военнослужащие
18
не могут найти применение своим
способностям в условиях: рыночным отношений,
адаптироваться к этим отношениям. Задачи
социальной работы с военнослужащими,
несущими службу по контракту, — социальное
и юридическое консультирование» по всем
вопросам, связанным с их правами и возможностями
до и после увольнения, правами членов
их семей, защита их интересов перед командованием
части, вышестоящими инстанциями, органами
местной власти, В случае нарушения таких
прав офицер, осуществляющий социальную
работу, направляет информацию об этом
в порядке подчиненности и содействует
восстановлению прав. В его обязанности
входит разъяснение военнослужащим и
членам Их семей нормативной базы разрешения
конфликтных ситуаций, оказание помощи
в обращении в инстанции, компетентные
разрешить конфликт.
Важную роль играет социально-педагогическая
помощь детям военнослужащих, проведение
педагогической коррекции с целью ликвидации
трудностей в обучении, устранения воспитательных
дефектов, социальной реадаптации детей
и подростков, имеющих проблемы. Немалый
воспитательный потенциал имеет система
детских военно-спортивных лагерей, клубов
и кружков, помогающая возродить у подростков
представление о высоком социальном статусе
воинской службы, уважение к труду родителей.
Одна из функций социальной работы в Вооруженных
Силах — обеспечение благоприятных социально-бытовых
и социально-экологических условий для
военнослужащих. Улучшение условий труда
и быта военнослужащих, устранение антропогенного
загрязнения окружающей среды, несомненно,
будет способствовать повышению трудоспособности
военнослужащих и их способностей к социальному
функционированию./3/. Острота социальной
ситуации в стране, в Вооруженных Силах
требует от органов военного управления,
воинских должностных лиц принятия адекватных
мер по смягчению и предотвращению негативного
влияния неблагоприятных