Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:52, лекция
Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.
Тема 6 Социальная политика и социальная работа
Учебные вопросы:
1.Сущность социальной политики
2. Социальная работа как механизм реализации социальной политик
Первый вопрос: Сущность социальной политики, ее принципы и функции
Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.
Как соотносятся социальная политика и социальная работа?
Есть разные точки зрения на это.
- Социальная работа – это направление социальной политики
- Социальная работа – это средство реализации социальной политики
- Социальная работа – это практика реализации социальной работы.
- Социальная политика – это теоретическая, правовая, экономическая и политическая база социальной работы, а социальная работа – это форма практической деятельности.
Что же понимается под политикой вообще и под социальной политикой в частности?
Политика – это:
• отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;
• система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;
• практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;
• участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций;
• искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, и профессиональные, и иные качества.
Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства – власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия.
Контроль за деятельностью людей по соблюдению этих норм
Применение санкций
Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.
Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
Много подходов к формулированию понятия социальная политика.
Социальная политика представляет собой механизм, с помощью которого государственные и негосударственные органы осуществляют комплекс мер по защите жизненных интересов населения, удовлетворению его материальных и духовных подробностей (Ходавердян В.Ц.)
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически.
В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
• гуманизм, социальная справедливость;
• системность, непрерывность, преемственность;
• сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
• открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);
•
демократизм выработки и
• действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
• адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:
• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
• оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
• интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
• прогностическая;
• социальная защита населения;
• управление социальными процессами и др.
В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:
социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условии для жизнедеятельности граждан;
собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).
Какие же проблемы на федеральном и региональном уровне в социальной политике являются первоочередными в настоящее время?
В социальной политике государства исключительно важное место занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-психологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.
К сожалению, со стороны государства пока далеко не достаточно внимания уделяется этому направлению социальной политики, и многие проблемы семейно-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса из года в год обостряются.
В Российской Федерации насчитывается более 72 млн. семей, ежегодно заключается около 3 млн. браков. Однако каждая третья семья распадается, а каждая девятая семья является неполной. Катастрофически падает рождаемость. Около 60% семей имеют лишь одного ребенка, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Каждая вторая беременность завершается абортом. Растет количество отказных детей.
Важное место в социальной политике занимают проблемы обеспечения социальной справедливости – это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и социальные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности и др.
Одной из самых жгучих проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности.
Бедность – многостороннее социально-экономическое и психологическое общественное явление. Бедность возникает в том случае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в Данном обществе. Так, в России сейчас около 60% населения имеют доход ниже прожиточного минимума и относятся к категории бедных.
Бедность – это не только отсутствие денег или имущества, а прежде всего недоступность важнейших условий жизнедеятельности – жилья, образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Предметом особого внимания органов управления федерального и регионального уровня, общественных структур становится проблема реформирования пенсионной системы. Должно быть достигнуто большее соответствие размера получаемой пенсии трудовому вкладу, должен утвердиться принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения.
Система
социального обслуживания, прежде всего
нетрудоспособных граждан и других
нуждающихся категорий
Главенствующее значение при этом должны приобрести принципы дифференцированности и адресности в оказании услуг, социальной помощи и поддержки.
Второй вопрос: Механизм реализации социальной политики
На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:
• субъект социальной политики – государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;
• политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;
• объект социальной политики – социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;
• система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
• предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ. При решении конкретных задач данная структура дополняется и другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа.
Существует несколько технологических фаз механизма реализации:
научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий, доминирующих перспектив развития конкретных социальных отношений;
определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей;
нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы – принятие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;
административно-
контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы. В социальной политике можно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих компонента: научно-познавательный и практически-организационный1.
Научно-познавательный компонент социальной политики является результатом анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, обобщенным результатом и оценкой предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения.