Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 19:45, контрольная работа
Целью данной работы является изучение понятия и развития социальной политики.
В соответствии с целью работы необходимо решить ряд задач:
изучить точки зрения наук о сущности понятия «социальная политика» и политика социального развития;
Введение
1. Науки о понятии «социальная политика» и политики социального развития
2. Социальные науки о сущности понятия «социальная политика» и политика социального развития
3. О понятии ,основных принципах развития социальной политики: ученые и практики
Заключение
Список литературы
Следующим принципом социальной политики является принцип социального партнерства. Социальное партнерство является важным структурным элементом современного общества и государства, который активно проявляет себя в эффективно функционирующей экономике. В нестабильном российском социуме внедрение начал, предусмотренных этим принципом, способно смягчить социальную напряженность, сбалансировать противоречивые интересы различных социальных структур и государства, обеспечить поддержание социального развития.
Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения материальных ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной для любой категории граждан сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.
Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству. Объем, виды и качество этих социальных услуг должны обеспечить необходимое развитие личности и ее подготовку к самостоятельной жизни.
Среди других важных принципов социальной политики следует выделить принцип субсидиарности (поддержки), который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем граждан.
Кроме того, представляется важным перечислить целый ряд более частных принципов социальной политики:
сбалансированность целей и возможностей реализации задач социальной политики (как по времени, так и по необходимости ресурсам);
открытость (свободное выражение позиции всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики, наличие «обратной связи» органов власти с гражданами);
демократические принципы выработки и реализации задач социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических программ и решений, всесторонний учет общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
действенный контроль общества по вопросам реализации задач социальной политики.
Социальное управление выступает способом реализации социальной политики, направленной на защиту социальных групп и общностей, отдельных личностей от деструктивных процессов.
Целью социальной политики является решение социальных проблем многочисленных групп и общностей, преодоление социальных конфликтов, социализация и развитие личности.
Содержанием социальной политики, по мнению социальных наук, выступает создание благоприятных условий для жизнедеятельности людей, для социального воспроизводства индивидов, общественных групп, отношений между ними во всем многообразии их проявлений. Посредством осуществления социальной политики реализуются права граждан на достойные условия бытия, свободное участие в жизни общества 10, с. 31.
Механизм выработки и реализации социальной политики включает в себя государственную идеологию, право, экономические и социальные стандарты, культуру, регуляторы национально-этнических отношений.
Социальную политику можно определить как деятельность политических и общественных организаций разных уровней, направленную на предотвращение (преодоление) социальной напряженности, устойчивое воспроизводство и развитие социальной сферы, обеспечение удовлетворения жизненных потребностей людей, повышение уровня и совершенствования качества жизни, оказание социальной помощи нуждающимся в ней социальным группам. Формирование условий для решения названных задач, организация деятельности специально созданных учреждений представляет собой управление социальной политикой.
Социальная политика нацелена на обеспечение наиболее полного удовлетворения индивидами своих жизненных потребностей. Она выражается в заботе о человеке на всех уровнях – государственном, территориальном, фирмы, общественной организации. Для этого используется разнообразный потенциал социальной системы – финансовый, кадровый, интеллектуальный.
Согласно социальным наукам, социальная политика базируется на системе следующих принципов:
1) гуманность;
2) социальная справедливость;
3) адресность;
4) комплексность;
5) обеспечение прав и свобод личности;
6) необходимость совершенствования.
Принцип гуманности означает, что ни один человек не заслуживает предвзятого отношения со стороны других членов общества независимо от его положения. Каждый человек имеет право на нормальное существование.
Принцип социальной справедливости означает то, что государство должно проводить справедливую политику по распределению доходов между богатыми и бедными. Если данный принцип не соблюдается государством, это ведёт к росту разницы между доходами самых богатых и доходами самых бедных. Принцип социальной справедливости также реализуется через политику регулирования минимального размера заработной платы.
Принцип адресности означает, что социальная защита должна быть направлена не на обезличенную массу людей, а на конкретных граждан. Это позволяет рационально использовать средства, направляемые государством на организацию социальной защиты. Под социальную защиту должны попадать те лица, которые нуждаются в этом и в той мере, в которой необходимо.
Принцип комплексности означает, что социальная защита населения должна носить комплексный характер и включать в себя меры, направленные на повышение качества жизни по всем основным направлениям.
Принцип обеспечения прав и свобод личности означает, что никакие меры социальной защиты населения не должны нарушать права и свободы личности.
Система социальной защиты населения, как и всякая другая система, требует постоянного совершенствования.
К важнейшим принципам реализации социальной политики относится: формирование системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей и норм, соблюдение критериев социальной безопасности общества, обеспечение государством минимальных жизненных стандартов всем членам общества при любых условиях.
Рисунок 1 – Принципы реализации социальной политики
Задачей Российского государства выступает законодательное закрепление социальных нормативов – минимального прожиточного уровня, душевого дохода, семейного дохода, потребительской корзины и др. Такие нормативы составят основу реальной социальной диагностики. Мониторинг социальных показателей и индикаторов позволит отслеживать проблемы в социальной сфере и предпринимать шаги по их постепенному решению. Огромное значение в осуществлении такого мониторинга играют эмпирические и прикладные социологические исследования.
В Российской Федерации уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.
Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:
Программа «Жилище» на 2002-2010 годы,
Программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года»,
Программа «Социальное развитие села до 2012 года»,
Программа «Культура России (2006-2010 годы)»,
Программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»,
Программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы»,
Программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы».
Механизмы оценки большинства из них находятся только на стадии разработки, либо являются не способными объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.
Термин «социальная политика» имеет довольно позднее происхождение. Однако на всем протяжении истории человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались различными типами общества и реализовывались в деятельности государств. В их основе лежали представления о должном и справедливом, сформулированные моралью и религией и закрепленные традицией. Можно сказать, что определенная социальная политика была, скорее, следствием, чем целью деятельности правителей и правительств.
Вопросы, связанные с пониманием сущности социальной политики, взаимоотношений государства и общества, с давних времен являются предметом внимания мыслителей.
С глубокой древности ученые различных школ признавали, что задача государства – забота о своих жителях. Так, например, Платон утверждал, что «всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо не кого иного, как тех, кто ей подвластен», а «подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному» 16, с. 13.
Аристотель указывал, что «государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо», «государство – …союз в целях оказания помощи», а «наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо» 16, с. 14.
Аристотель впервые проанализировал принцип социальной справедливости социальной политики и представляющееся неустранимым противоречие между двумя типами социальной справедливости: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых личности независимо от ее индивидуальных и социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типом социальной справедливости.
Уравнительный тип предоставляет людям одинаковые возможности, что оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда несостоятельность одних индивидов по сравнению с другими является объективной. Однако единообразное удовлетворение основных потребностей личности снижает мотивацию к деятельности, творчеству, успеху.
Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности. Кроме того, наличие социально неблагополучных индивидов и слоев вызывает моральный дискомфорт у представителей благополучных групп населения, что является источником социальной напряженности.
Большинство исследователей разделяло точку зрения, которая в обобщенном виде была выражена О. Хеффе: «Если человеческое общежитие хочет иметь легитимный характер, то оно должно: во-первых, иметь правовой характер; во-вторых, право должно обрести качество справедливости и, в-третьих, справедливое право должно быть защищено общественным правопорядком – а значит, принять облик справедливого государства» 15, с. 11.
Последовательная деятельность по изучению и истолкованию социальной политики как специфической функции государства и общества относится к тому времени, когда закладывались основы социального государства. В конце XIX века группа немецких ученых объединилась в «Кружок социальной политики», ставящий своей задачей изучение развития политики и экономики с позиции социологии. Закономерно, что научный интерес к подобному социальному институту сформировался на рубеже XIX и XX веков, отмеченном значительным ростом интереса к социальному знанию.
Известный немецкий экономист, социолог и историк В. Зомбарт отмечал, что наблюдательный теоретик-социолог «стремится внести в путаницу отдельных политических мероприятий смысл, единство и систему, различает группы однородных и разнородных начинаний и приходит к необходимости установить понятие социальной политики» 16, с. 14.
В начале ХХ века социальная политика стала официальной доктриной ряда государств, получив правовое закрепление в Конституции Веймарской республики 1919 года и Конституции Чехословакии 1920 года 5, с. 3.
Зарубежной и отечественной общественной наукой накоплен достаточно большой набор определений социальной политики.
Видный российский специалист в области социальной работы и социальной защиты населения Е.И. Холостова все эти подходы разбивает на пять групп, в каждой из которых объединяются схожие концепции 16, с. 16.
Таблица 1 – Группы подходов к определению социальной политики
Информация о работе Социальная политика и политика социального развития