Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 19:45, контрольная работа
Целью данной работы является изучение понятия и развития социальной политики.
В соответствии с целью работы необходимо решить ряд задач:
изучить точки зрения наук о сущности понятия «социальная политика» и политика социального развития;
Введение
1. Науки о понятии «социальная политика» и политики социального развития
2. Социальные науки о сущности понятия «социальная политика» и политика социального развития
3. О понятии ,основных принципах развития социальной политики: ученые и практики
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Науки о понятии «социальная политика» и политики социального развития
2. Социальные науки о сущности понятия «социальная политика» и политика социального развития
3. О понятии ,основных принципах развития социальной политики: ученые и практики
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развернувшийся процесс реформирования экономики России объективно требует нового подхода к сущности происходящих явлений и процессов, к выяснению тенденций в их развитии. В условиях российской трансформируемой экономики одной из социальных проблем остается проблема роста благосостояния населения, связанная с приобретением населением благ и услуг отраслей социальной сферы.
Необходимость формирования социальной политики государства обусловлена тем, что функционирование рыночного механизма само по себе не гарантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всех граждан. Сопровождавшийся резким нарастанием социальной напряженности в ряде стран мировой кризис 30-х годов ХХ века доказал необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы. На современном этапе развития научно-технической революции ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования инновационного потенциала человека, что обуславливает необходимость человеческого фактора в социально-экономическом развитии общества.
Существует взаимосвязь между социальной политикой и уровнем экономического развития общества. С одной стороны, решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, которые может направлять государство на их реализацию. Так, например, при осуществлении шведской модели, которая предполагает высокий уровень социальных затрат, необходимо создать экономику с соответствующей ресурсной базой. С другой стороны, социальную политику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, поскольку именно благодаря целенаправленной социальной политике создаются условия для возрастания и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.
Все вышесказанное предопределяет необходимость участия государства в социально-экономических процессах через разработку и реализацию социальной политики.
Реализация любой политики, в том числе и социальной, опирается на ряд принципов. Система принципов является основными исходными положениями, на которых строится деятельность государства в социальной области.
Целью данной работы является изучение понятия и развития социальной политики.
В соответствии с целью работы необходимо решить ряд задач:
изучить точки зрения наук о сущности понятия «социальная политика» и политика социального развития;
исследовать точку зрения социальных наук о понятии, основных принципах развития социальной политики;
рассмотреть точки зрения ученых и практиков о понятии и основных принципах развития социальной политики.
1. Науки о понятии «социальная политика» и политики социального развития
Российская Федерация согласно статье 7 Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики.
Социальная политика служит одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики, ибо конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, а социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи.
Начало 1990-х годов в России охарактеризовался разрушением командно-административной системы и переходом к рыночной экономике. В процессе проводимых реформ по сравнению с другими областями социальная сфера пострадала и подверглась деформациям в большей мере. Произошло изменение социальной структуры, социальных отношений, элементов социальной структуры. Поскольку перемены и преобразования в нашей стране определяются как революционные, можно говорить о коренной ломке социальной структуры 13, с. 12.
В новых условиях с особой силой проявилась необходимость усиления социальной направленности политики государства, создания эффективной системы социальной защиты населения от неблагоприятных воздействий поспешных и непродуманных рыночных преобразований. На сегодняшний день стала общепризнанной необходимость изменения социально-экономического курса политики государства с тем, чтобы обеспечить стабильность экономического роста, повышение жизненного уровня населения, гарантированную защищенность социально слабых слоев населения, особенно, не занятых в сфере материального производства.
Любое общество состоит из экономически сильных и экономически слабых индивидуумов – домохозяйств. Инструментом, позволяющим поддержать слабых, создать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности является социальная политика.
Как экономическая категория социальная политика характеризует отношения между государством, домохозяйствами и предприятиями в процессе формирования и развития человеческих ресурсов с целью создания условий для реализации, потенциала экономического роста на основе сбалансированности социальных и экономических факторов.
В настоящее время понятийный аппарат социальной политики находится в стадии формирования и поэтому не всегда является достаточно четким даже в базовых терминах. Поэтому существует множество определений социальной политики. В связи с этим важна унификация терминологии, используемой в социальной политике как в научной дисциплине, так и при принятии конкретных управленческих решений в этой области.
Социальная политика – это система мер, осуществляемых государством, общественными организациями, местным самоуправлением и предприятиями по широкому кругу вопросов, связанных с общественным благополучием, а также сам процесс принятия решений. Довольно часто эти меры, процесс их выработки и реализации рассматривают как политическую деятельность, оказывающую влияние на благополучие граждан.
Социальная политика понимается и как целенаправленная деятельность государства по перераспределению ресурсов среди граждан с целью достижения благополучия. Обычно в международной практике, говоря о социальной политике, упоминают такие направления, как социальное обеспечение, здравоохранение, образование, жилье и занятость.
Социальное обеспечение (social welfare) в западной традиции понимается как система мер для защиты индивида и семьи от тех рисков, которых невозможно избежать, в том числе от серьезного сокращения дохода, необходимого для поддержания приемлемого стандарта жизни.
В современном отечественном контексте проблемы социальной политики имеют свою постсоветскую специфику, которая отчасти объясняется традиционно высокой ролью государства в различных секторах общественной жизни, а также наследием социалистических принципов управления экономикой и культурой.
Холостова Е.И. к социальной политике относит «жизненный уровень, благосостояние, доходы населения; сфера труда и трудовых отношений, проблемы занятости населения; социальная зашита малообеспеченных и нетрудоспособных групп населения; экологическая политика; отдельные направления развития социальной сферы, в том числе образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта; современная инфраструктура, включая жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание; миграционная политика, а также политика в отношении отдельных адресатов: семьи, молодежи, инвалидов, пожилых и других категорий населения» 16, с. 12.
В русском языке существует несколько определений политики, из которых наиболее интересное – деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями.
Отсюда видно, что проводимая политика, отражая убеждения лиц, находящихся у власти и являющихся выразителями интересов конкретных слоев общества, не может быть вполне самостоятельной, так как при ее проведении необходимо учитывать социальную неоднородность общества. Эта неоднородность резко возрастает в периоды социальных и экономических кризисов, кардинальных социальных трансформаций. Поэтому, обсуждая характер и содержание проводимой государством политики, прежде всего, следует исходить их конкретной социально-экономической ситуации.
Понимание политики в определениях, предлагаемых большинством западных словарей, в большинстве своем, носит другой оттенок, чем, например, понимание политики в государствах с переходной экономикой. Как правило, в этих изданиях политика сводится к принципам, на которых базируются любые меры или образ действий; линия управления, которой следуют руководители страны в конкретных вопросах; благоразумию или мудрости правительств или индивидуумов в ведении своих дел, общественных или личных; общему благоразумию или сноровке в управлении.
В определениях подобного рода основной упор делается на качественную характеристику принимаемых политических решений, а не на необходимость согласования интересов при их выработке. Все это еще раз убеждает в необходимой дифференциации при определении как политики в целом, так и отдельных ее направлений и в содержательном, и в функциональном отношении.
В последние несколько лет в отечественной науке представления о таких понятиях, как социальная политика и социально-экономические процессы, претерпело заметную трансформацию.
Ранее социальная политика государства трактовалась как система организационных мер, направленных на конкретные преобразования в социальной сфере (например, рост масштабов жилищного строительства и т.д.). Нельзя сказать, что сторонники такого подхода перестали существовать, но тем не менее все настойчивей пробивает себе путь другой подход. Согласно этому новому, проблемному взгляду, социальная политика – это политика, обращенная к социуму, система мероприятий, позволяющий населению адаптироваться к происходящим процессам.
С древнейших времен государства проводили социальную политику в интересах распределения ресурсов, поддержания социальной стабильности. Естественно, что в обществах с разным уровнем развития, разным политическим строем формировались и разные подходы и требования к социальной политике.
Большинство из существующих определений социальной политики, которые используются в настоящее время в России, имеют излишне широкий характер и не раскрывают в полной мере ее сути. Однако, учитывая, что для современной России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики еще далеко не решен, сама социальная политика находится в стадии формирования, следует обратить внимание на весь спектр предлагаемых трактовок, подходов к пониманию, предложений по содержанию, направленности и методам реализации социальной политики.
Например, «Российская статистическая энциклопедия» предлагает следующее определение социальной политики: «Социальная политика – одна из сфер политической деятельности государства, целью которой является развитие образующих классов общества, социальных групп, слоев, этнических общностей, а также развитие человека. Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества и отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития. Социальная политика предполагает в качестве объекта особого внимания социальное обеспечение, системы здравоохранения, народного образования, науки и культуры» 17, с. 213.
Содержание и направленность социальной политики раскрываются через систему определенных принципов.
В связи с тем, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств закладывает в основу своей деятельности или в основу своих политических деклараций. Эти принципы выражают характер требований государства и общества к содержанию, формам и методам разработки и реализации социальной политики.
Центральным является принцип социальной справедливости. Социальная справедливость – общепризнанная ценность современного демократического общественного сознания, закрепленная в основополагающих документах мирового сообщества.
В современных условиях принцип справедливости должен воплощать в себе стремление к признанию государства социальным, которое означает признание равенства социальных прав всех его граждан, и то, что государство должно гарантировать всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами (в пределах законодательного поля) больший объем благ и услуг за свой труд.
С принципом социальной справедливости неразрывно связан принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. Вся вертикаль власти: муниципальное самоуправление, регион или государство – должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных ситуациях.
Информация о работе Социальная политика и политика социального развития