Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики России;
- ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.

Оглавление

Введение
Глава 1 Социальная политика государства
1.1. Основные задачи и цели социальной политики
1.2. Понятие социального блага
1.3. Основные направления реализации социальной политики
1.3.1. Социальное страхование
1.3.2. Социальная защита в сфере занятости населения
1.3.3. Социальная политика в области заработной платы
1.3.4. Социальная политика на рынке труда
1.3.5. Жилищная политика
1.3.6. Социальная политика в сфере образования
1.3.7. Социальная политика в сфере здравоохранения
Глава 2. Анализ реальной ситуации
Глава 3. Совершенствование социальной политики государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

 

В-четвертых, при разработке государственных  социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально  ориентированный подход.

 

В-пятых, как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

 

В рамках второго блока проблем  центральное внимание уделяется  двум взаимосвязанным аспектам - политике занятости и политике доходов.

 

Важнейшее направление активной политики занятости - ускорение адаптации  населения к требованиям рынка, развитие инфраструктуры рынка труда, системы подготовки кадров и т.д. На первый план выдвигаются проблемы совершенствования структуры занятости, диверсификация ее форм, способов реализации, недопущение массовой безработицы в масштабах России и постепенное оздоровление ситуации занятости в регионах, имеющих напряженность на рынке труда. Отсюда вытекает необходимость экспертизы всех федеральных целевых программ с точки зрения оценки их влияния на условия занятости по отраслям и в регионах.

 

Политика доходов включает в  себя разработку мер, влияющих на формирование цены труда, ее динамику, отраслевую и  региональную дифференциацию, в целях стимулирования роста цены рабочей силы и заработной платы, обеспечение своевременной ее выплаты, ограничения чрезмерной ее дифференциации, сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Например, средняя зарплата в промышленности в несколько раз ниже, чем пособие по безработице в развитых странах, не говоря уже о зарплате бюджетников и работников сельского хозяйства. Связь этого аспекта социальной политики с занятостью очевидна, поэтому их следует решать одновременно.

 

Необходимо четко осознать, что  реальное управление трудовыми отношениями  и собственно трудом станет возможным  только при соответствующем развитии социального партнерства, а эффективность  реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.

 

Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в  сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.

 

Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению  проблем, относящихся к третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть россиян, но и тем обстоятельством, что  действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов.

 

Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих  институтов социальной зашиты, которые  обеспечивают:

 

- социальные гарантии, основанные на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных систем образования, здравоохранения и социального страхования;

 

- социальную помощь наиболее  уязвимым и, в первую очередь  нетрудоспособным категориям населения.

 

- социальное страхование: обязательное - всего активного населения страны  за счет взносов работодателей  и работников, добровольное - части  трудозанятого населения в порядке  личной инициативы работников  и работодателей.

 

В то время как социальные гарантии и социальное страхование не связаны со степенью нуждаемости, социальная помощь должна носить адресный характер, для чего требуется:

 

- Строгий учет уровня материальной  обеспеченности каждого гражданина;

 

- Переход к адресной помощи, как отдельному гражданину, так и семье;

 

- Четкая дифференциация причин  нуждаемости, отказ от государственной  помощи трудоспособным гражданам,  имеющим возможность работать, но  не желающим делать это;

 

- Перенос центра тяжести по  оказанию адресной помощи на  уровень органов местного самоуправления при передаче последним соответствующих функций и средств на их реализацию.

 

При этом государственная социальная помощь нуждающимся будет иметь  смысл только в том случае, если она удовлетворят базовые потребности  человека. Отсюда вытекает необходимость отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве регулятора уровня социальных выплат, заменив его прожиточным минимумом с учетом региональных различий.

 

Для современной России крайне актуален вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении населения в целом и всех составляющих его групп.

 

В этой связи в первую очередь  следует:

 

- Четко определить границы обеспечиваемых  государством базовых социальных  гарантий;

 

- Выделить основные приоритеты  социальной политики, ориентированной на формирование среднего класса при адресной дифференцированной помощи неимущим и прогрессивном налогообложении богатых;

 

- Продумать конкретные механизмы  смягчения заложенных в самой  идее социального государства  противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности, достижения баланса между централизацией, правами и интересами субъектов Федерации и местного самоуправления;

 

- За государством должно остаться  право устанавливать пределы,  как социализации, так и допустимой степени либерализации и открытости экономики на каждом конкретном этапе.

 

Самоустранение государства от регулирования многих социально  значимых вопросов (оплата труда во внебюджетной сфере, установление цен  и т.п.), стремление решить достаточно широкий круг проблем рыночными методами, переложив ответственность на органы самоуправления, на самого человека, - вполне естественно для рыночных экономик. Развитие структур гражданского общества одно из основных условий повышения ответственности граждан за собственное материальное благополучие.

 

Для уравнивания социальной ситуации в различных регионах страны на федеральном  уровне целесообразно определить лишь минимальные государственные стандарты  по основным видам социального обслуживания населения, в соответствии с которыми осуществляется политика финансового выравнивания.

 

Отсюда вытекает необходимость:

 

- Выравнивание условий бюджетного  финансирования социально значимых  расходов;

 

- Поддержка социальных реформ  и социального развития проблемных регионов;

 

- Адаптация социальных реформ  к северным и другим территориям  с особыми условиями проживания (пустынные, высокогорные и т.п.)

 

Большое значение имеет программно-целевой  метод решения социальных задач, ориентированных на социальные нормативы, характерные для каждого отдельного периода: кризиса, стабилизации, подъема экономики. На нынешнем этапе таких проблем должно быть порядка 15-20 (продовольственная, по непродовольственным товарам, развитие сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, страхования и т.д.), жестко увязанных между собой. По каждому направлению нужны региональные программы, учитывающие местные социальные нормативы. Следовательно, в ранг первоочередных задач законотворческой деятельности на данном этапе необходимо выдвинуть следующее:

 

- Возвращение к практике социального  планирования и разработке программ  социальных преобразований на  основе долгосрочных многовариантных  народнохозяйственных вопросов;

 

- Организационное упорядочение  разработки основополагающих  актов, обеспечивающих правовую базу для продвижения социальных реформ.

 

Заключение

 

 

Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной структуры общества.

 

России предстоит разработать  и овладеть методами формирования и  реализации государственной социальной политики в условиях борьбы политических партий и движений, конкуренции программ. Задача достижения в обществе консенсуса на возможно более широкой основе, когда следует искать согласия по отдельным конкретным вопросам рационального курса социальной политики, остается актуальной.

 

Социальная политика может быть современной и гуманистичной  лишь тогда, когда она умело, вбирает  в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем  самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождает оптимизм.

Социальная жизнь общества за последний  период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась  свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все  эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

 

Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение  государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального  функционирования социально ориентированной  рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

 

Список литературы

 

 

1. Левашов В.И. Социальная политика  доходов и заработной платы. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

 

2. Роик В. Социальная защита: содержание понятия // Человек  и труд, 11/2000. 3. Михеев С. // обозреватель  Политком.Ру // №18(145) 7-14 мая 2002 г.

 

4. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие - МЮ: Юрист, 2002г.

 

5. Конституция РФ: научно-практический  комментарий. / Под редакцией академика  Б.Н. Топорнина. - М.: Юрист, 2000г.

 

6. Савченко А.П. Здоровье общества  и система здравоохранения в контексте социальной политики России: Доклад, 2007г.

 

7. Мухудадаев М.О. Социальная  политика и образование. Сборник  статей. -- Под ред. С.И. Дудника. -- СПб.: Санкт-Петербургское философское  общество, 2004.

 

8. С. А. Глазьев. О правительственном плане действий в области социальной политики на 2000-2001 г.г.: “РЭЖ - 2000”, №8.

 

9. В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. Контуры социальной политики  России: ”ЭКО - 2000”, №10.

 

10. Волгин Н.А. Социальная политика. - М.: Экзамен, 2003.

 

11. С.С. Смирнов, Н. А. Исаев. “Социальная политика. Новый курс”: “Вопросы экономики” ,1999г.

 

12. Григорьев П. В. Теоретическая  политология. Часть 1. Местное  самоуправление: Сборник нормативных  актов. - М.: Приор, 2001.

 

13. Матвиенко  В. Актуальные вопросы социальной политики. //Международная жизнь, 1999 г. №4.


Информация о работе Социальная политика государства