Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 12:31, реферат
Краткое описание
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки социальной группы:
устойчивость состава; продолжительность существования; определенность состава и границ;
Социология, как таковая не
может быть ни апологетической, ни оппозиционной.
Она призвана давать реальную, научно
обоснованную картину существующей действительности,
которая является результатом действия
не каких-то мистических законов и случайностей,
а вполне определенных властных структур.
Именно эти структуры, причем персонифицированные,
должны отвечать перед народом за социальные
и экономические последствия своих действий.
Только то общество, в основе
функционирования которого лежат принципы
социальной стабильности, социального
порядка, социальной ответственности,
имеет историческую перспективу. И эти
принципы, и эта историческая перспектива
могут быть реализованы только на основе
науки, в том числе и науки социологической.
Психоанализ
В 1882 Фрейд начал лечение Берты
Паппенхайм (обозначаемой в его книгах
как Анна О.), которая ранее была пациенткой
Брейера. Ее разнообразная истерическая
симптоматика дала Фрейду огромный материал
для анализа. Первым важным феноменом
оказались глубоко скрытые воспоминания,
прорывавшиеся наружу во время сеансов
гипноза. Брейер предположил, что они связаны
с состояниями, в которых сознание редуцировано.
Фрейд считал, что подобное исчезновение
из поля действия обычных ассоциативных
связей (поля сознания) является результатом
процесса, который он назвал вытеснением;
воспоминания заперты в том, что он назвал
«бессознательным», куда их «отправила»
сознательная часть психики. Важной функцией
вытеснения является защита личности
от влияния негативных воспоминаний. Фрейд
предположил также, что процесс осознания
старых и забытых воспоминаний приносит
облегчение, хотя и временное, выражающееся
в снятии истерических симптомов.
Сначала Фрейд, как и Брейер,
использовал гипноз для освобождения
вытесненных воспоминаний, а позднее заменил
его техникой т.н. свободных ассоциаций,
в которой пациенту позволялось говорить
все, что приходит в голову. Предложив
концепцию бессознательного, теорию защиты
и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку
нового метода, который он назвал психоанализом.
В процессе этой работы Фрейд
расширил диапазон необходимых данных,
включив в него сновидения, т.е. психическую
деятельность, происходящую в состоянии
редуцированного сознания, именуемом
сном. Изучая свои собственные сны, он
наблюдал то, что уже вывел из феномена
истерии, – многие психические процессы
никогда не достигают сознания и удаляются
из ассоциативных связей с остальным опытом.
Сравнивая явное содержание снов со свободными
ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое
или неосознаваемое содержание и описал
ряд адаптивных психических приемов, соотносящих
явное содержание снов с их скрытым смыслом.
Некоторые из них напоминают конденсацию,
когда несколько событий или персонажей
сливаются в один образ. Другой прием,
при котором мотивы того, кто видит сон,
переносятся на кого-то еще, вызывает искажение
восприятия – так, «я тебя ненавижу» превращается
в «ты меня ненавидишь». Огромное значение
имеет тот факт, что механизмы подобного
рода представляют интрапсихические маневры,
которые эффективно изменяют всю организацию
восприятия, от которого зависит как мотивация,
так и сама деятельность.
Затем Фрейд перешел к проблеме
неврозов. Он пришел к выводу, что основной
областью вытеснения является сексуальная
сфера и что вытеснение происходит в результате
реальной или воображаемой сексуальной
травмы. Фрейд придавал большое значение
фактору предрасположенности, которая
проявляется в связи с травмирующим опытом,
полученным в период развития и изменившим
его нормальное течение.
Поиск причин невроза привел
к наиболее спорной теории Фрейда – теории
либидо. Теория либидо объясняет развитие
и синтез сексуального инстинкта в его
подготовке к репродуктивной функции,
а также интерпретирует соответствующие
энергетические изменения. Фрейд различал
ряд стадий развития – оральную, анальную
и генитальную. Разнообразные сложности
развития могут помешать человеку достичь
зрелости, или генитальной фазы, задержав
его на оральной или анальной стадии. Подобное
предположение базировалось на изучении
нормального развития, сексуальных отклонений
и неврозов.
В 1921 Фрейд видоизменил свою
теорию, приняв за основу представление
о двух противоположных инстинктах –
стремлении к жизни (эросе) и стремлении
к смерти (танатосе). Эта теория, помимо
ее невысокой клинической ценности, вызвала
невероятное количество интерпретаций.
Затем теория либидо была применена
к изучению формирования характера (1908)
и, вместе с теорией нарциссизма, к объяснению
шизофрении (1912). В 1921, в основном для того,
чтобы опровергнуть концепции Адлера,
Фрейд описал ряд применений теории либидо
к изучению феноменов культуры. Затем
он попытался использовать понятие либидо
как энергии сексуального инстинкта для
объяснения динамики таких социальных
институтов, как армия и церковь, которые,
будучи ненаследственными иерархическими
системами, отличаются в ряде важных аспектов
от других социальных учреждений.
В 1923 Фрейд предпринял попытки
развить концепцию либидо путем описания
структуры личности в терминах «Оно»,
или «Ид» (изначальный резервуар энергии,
или бессознательное), «Я», или «Эго» (та
сторона «Оно», которая входит в контакт
с внешним миром) и «Сверх-Я», или «Супер-Эго»
(совести). Три года спустя, в основном
под влиянием Отто Ранка, который был одним
из первых его последователей, Фрейд пересмотрел
теорию неврозов, так что она снова стала
ближе к его ранним концепциям; теперь
он охарактеризовал «Эго» как ведущий
аппарат адаптации и переработал само
понимание общей структуры невротических
феноменов.
К 1908 Фрейд имел последователей
по всему миру, что позволило ему организовать
1-й Международный конгресс психоаналитиков.
В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое
общество. Быстрое распространение движения
придало ему не столько научный, сколько
вполне религиозный характер. Влияние
Фрейда на современную культуру поистине
огромно. Несмотря на то, что в Европе оно
пошло на спад, психоанализ остается основным
психиатрическим методом, применяемым
в США и (в меньшей степени) в Великобритании.
В Соединенных Штатах психоанализ
оказал значительное влияние на литературу
и театр, особенно на произведения таких
известных авторов, как Юджин О'Нил и Теннеси
Уильямс. Психоанализ непреднамеренно
способствовал идее о том, что всяческого
вытеснения и подавления надо избегать,
чтобы это не привело к «взрыву парового
котла», и что воспитание ни в коем случае
не должно прибегать к запретам и принуждению.
Хотя наблюдения и теории Фрейда
всегда были предметом дискуссий и нередко
оспаривались, нет сомнения, что он внес
огромный и оригинальный вклад в представления
о природе человеческой психики.
ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
одно из основных направлений
в макросоциологии, которое ставит в центр
анализа социальных процессов конфликт
как явление, присущее природе человеческого
общества. В 50 - 60-е гг. XX в. развивается
в качестве противовеса структурному
функционализму, делавшему упор на стабильности
и равновесии социальной системы. Сторонники
Т. к. подчеркивают объективную ценность
конфликта, не допускающего закостенения
социальной системы и стимулирующего
ее развитие.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение)
- а) в философии - категория, отражающая
стадию (фазу и форму) развития категории
"противоречие", когда существующие
в противоречии противоположности превращаются
в крайние противоположности (полярность,
антагонизм), достигая момента взаимоотрицания
друг друга и снятия противоречия; б) в
общественных науках (история, политология,
социология, психология) - процесс развития
и разрешения противоречивости целей,
отношений и действий людей, детерминируемый
объективными и субъективными причинами
и протекающий в двух диалектически взаимосвязанных
формах - противоречивых психологических
состояний (1) и открытых противоречивых
действий сторон на индивидуальном и групповом
уровнях (2).
Социальная теория проявляла
интерес к конфликту в обществе в XIX и начале
XX в. В широком плане к данной проблеме
обращались в своем творчестве Г. В. Гегель,
К. Маркс, Г. Спенсер, М. Вебер, Г. Зиммель,
Ф. Теннис и др.
Г. Спенсер, рассматривая социальный
конфликт с позиций социал-дарвинизма,
считал его неизбежным явлением в истории
человеческого общества и стимулом социального
развития. М. Вебер проблему конфликта
включает во все три главные направления
своего творчества: социологию политики,
социологию религии и социологию экономической
жизни. Его исходная позиция в рассмотрении
конфликта состоит в том, что общество
является совокупностью позитивно и негативно
привилегированных статусных групп, идеи
и интересы которых в какой-то части расходятся,
а в какой-то совпадают. Их противостояние
в плане интересов, ценностей, осуществления
власти - источник конфликтов.
К. Маркс в свое время предложил
дихотомическую модель социального конфликта,
согласно которой все общество делится
на два основных класса. представляющих
интересы труда и капитала. В основе классового
конфликта лежит глубокое противоречие
между новыми производительными силами
и сдерживающими их дальнейшее развитие
старыми производственными отношениями.
В конечном счете конфликт ведет к трансформации
общества. Подчеркивая значение конфликта,
Г. Зиммель не принимал ни дихотомическую
модель, ни ту концепцию, согласно которой
его конечным результатом является разрушение
существующего социального устройства.
Он полагал, что конфликт имеет позитивные
в отношении социальной стабильности
функции и способствует поддержанию существующих
групп и общностей. Г. Зиммель, называя
социальный конфликт "спором", считал
его психологически обусловленным явлением
и одной из форм социализации.
С оригинальными концепциями
конфликтов выступили американский социолог
Р. Коллинз и английский социолог Р. Рекс.
Если Коллинз исследует конфликты в основном
с позиций микросоциологии (символического
интеракционизма), то Рекс строит свою
концепцию на базе системного анализа.
Создав модель "конфликтного общества",
он придает важное значение экономическим
факторам - "средствам к жизни" - в
формировании противоречий и конфликтов.
Социальная система, по Рексу, направляется
корпоративными, объединенными собственными
интересами, группами.
Один из основателей Чикагской
школы, Р. Парк, включил социальный конфликт
в число четырех основных видов социального
взаимодействия наряду с соревнованием,
приспособлением и ассимиляцией. С его
т. зр., соревнование, являющееся социальной
формой борьбы за существование, будучи
осознанным, превращается в социальный
конфликт, который благодаря ассимиляции
призван привести к прочным взаимным контактам
и сотрудничеству и способствовать лучшему
приспособлению. Т. о., предпочтение во
взаимоотношениях между людьми он отдает
не социальному конфликту, а социальному
спокойствию.
В середине XX в. заметно пренебрежение
проблемами конфликта со стороны функционалистов,
которые стремились обосновать унитарную
концепцию общества и культуры, подчеркивающую
социальную интеграцию и гармонизирующее
действие общих ценностей. Если функционалисты
и обращали внимание на конфликт, то при
этом они рассматривали его как патологическое,
а не нормальное состояние в целом здорового
социального организма.
В концепции конфликта как "социальной
болезни" Т. Парсонс первым в полный
голос сказал о конфликте как патологии,
определил следующие основы стабильности:
удовлетворение потребностей, социальный
контроль, совпадение социальных мотиваций
с общественными установками. Э. Мэйо выдвинул
идею "мира в промышленности", охарактеризовав
конфликт как "опасную социальную болезнь",
выступающую антитезой сотрудничеству
и равновесию.
Сторонники этой концепции
- среди них прежде всего X. Бродаль (Швеция)
и немецкий социолог Ф. Гласл) - представляют
конфликт как болезнь, вызываемую "микробами
лжи и зла". При этом они исходят из того,
что в историческом процессе проявляют
себя две противоположные тенденции. Первая
- эмансипация, стремление высвободиться,
вторая - возрастающая взаимная зависимость,
содержащая в себе тенденцию к коллективизму.
Болезнь имеет широкий спектр, захватывая
индивида, социальные организмы, группы,
организации, сообщества, нации, целые
народы. В самой болезни уже есть вся информация,
необходимая для выздоровления, есть там
и сила, чтобы эту болезнь преодолеть.
Поражая разных людей и разные социальные
группы, это заболевание, как и всякое
другое, имеет свои характерные черты
и протекает всюду примерно одинаково.
X. Бродаль и Ф. Гласл выделяют три основные
фазы конфликта. 1. От надежды к страху.
2. От страха к потере облика. 3. Потеря воли
- путь к насилию. В любом конфликте наблюдается
борьба тенденций эгоизма и "коллективизма".
Найти равновесие между ними - значит найти
путь к разрешению конфликта и вырасти
в своей человеческой сущности.
В противовес доминировавшему
функционализму некоторые социологи в
1950 - 1960 гг., обращаясь к творчеству К. Маркса
и Г. Зиммеля, пытались возродить теорию,
которую они называли "теорией конфликта".
Л. Козер развивал концепцию Зиммеля, пытаясь
показать, что конфликт имеет определенную
функцию в сложных плюралистических обществах.
Не случайно Р. Мертон рассматривал Т.
к. в качестве одной из "теорий среднего
уровня", т. е. вспомогательной по отношению
к структурно-функциональной теории, как
теории макросоциологической. Козер утверждал,
что т. н. "перекрестные конфликты",
когда союзники в одном вопросе являются
противниками в другом, предотвращают
возникновение более опасных конфликтов
по одной оси, разделяющих общество по
дихотомическому принципу Для сложных
обществ характерно сочетание множества
интересов и конфликтов, представляющих
собой некий уравновешивающий механизм
и предотвращающих нестабильность. Конфликты,
по образному выражению Козера, - это страхующий
клапан системы, позволяющий через последующие
реформы и интегративные усилия на новом
уровне приводить социальный организм
в соответствие с изменившимися условиями.
Ценность конфликтов состоит в том, что
они предотвращают окостенение социальной
системы, открывают дорогу инновациям.
На крайнем фланге здесь находится
Р. Маркузе, который абсолютизирует роль
конфликта, но, не находя в современном
западном обществе социальных групп, которые
готовы были бы изменить коренным образом
систему, уповает на "аутсайдеров",
т. е. на силы, стоящие как бы вне официального
общества.