Социализация личности: сущность, виды, сферы, этапы, фазы и агенты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 23:47, реферат

Краткое описание

Социализацией называется процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 44.50 Кб (Скачать)

 

4. Как  соотносятся понятия «социальная  система» и «социальная структура»?

В теориях «социальных групп» общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, являющихся разновидностями одной доминирующей группы. Под социальной группой понимается любая совокупность индивидов, объединенных интересами, находящихся во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей. Таким образом, если в «атомистической» и «сетевой» концепции общество определяется через тип отношений, то в теориях «социальных групп» – через человеческие группы, а понятие «общество» отождествляется с понятием «человечество».

С этимологической точки зрения, в разных контекстах общество понимается как: группа людей, объединившихся для общения (общество книголюбов, изобретателей, дворянское общество); определенный этап развития человечества (первобытное общество, рабовладельческое, феодальное); все население Земли, совокупность государств, независимо от их социально-экономического строя. В широком смысле слова под обществом понимается «обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей».

В общефилософском плане понятие «система» означает совокупность элементов находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Принципами любой системы являются: целостность (несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого); инвариантность - способность оставаться неизменной, сохраняться при определенных преобразованиях; зависимость каждого элемента, свойства и отношения от его места, функций внутри целого; структурность – взаимодействие частей, подсистем, элементов; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры; взаимозависимость системы и среды; иерархичность, предполагающая координацию и субординацию элементов; множественность описания, когда в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует сочетания разнообразных подходов.

Включая в себя все эти признаки, общество и выступает как сложная динамическая система, в которой одновременно возникают, развиваются новые, отмирают старые элементы и связи между ними. Идут процессы конвергенции, дивергенции и эмергенции – возникновения качественно новых систем.

Общество как система в социологии характеризуется общностью территории проживания, целостностью и устойчивостью, самовоспроизводством, самообеспеченностью (самодостаточностью), саморегулируемостью и саморазвитием, самоорганизацией на основе норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

Системное качество общества достигается за счет координации и субординации элементов и определенной согласованности, взаимной зависимости. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе. В результате координации и субординации общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Многие специалисты под интегральным системным качеством общества понимают эффективность, связанную с достижением «максимально полезного результата в рамках соответствующих ценностных ориентаций». Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы.

Общество может быть представлено в виде объективной структуры и в виде результирующей суммы отдельных действий множества людей. Как образно подметил шведский социолог П. Монсон, в первом аспекте мы имеем неизменную, статичную модель – общество как «парк», где каждый человек передвигается по заранее проложенным дорожкам, аллеям, отдыхает на поставленных скамейках и т.д. Такое видение общества возможно только с большой высоты, с высокого уровня абстракции. Во втором случае модель динамична, изменчива, она создается самими людьми. Общество здесь выглядит как «море», в котором каждое судно прокладывает свой собственный курс движения, выбирая наиболее удобный фарватер. Такой вид общества представляется с более низкого уровня абстракции.

В социологическом анализе общества принято выделять в нем системы двух уровней общности: социетальные и социальные.

Социетальные подсистемы выделяются тогда, когда речь идет о детерминистской (причинно-следственной) связи в обществе. Каждая предыдущая из этих подсистем оказывает влияние на последующие, которые оказывают, в свою очередь, обратное воздействие на предыдущие. Все они выступают как относительно автономные, самостоятельные подсистемы. Вместе с тем в единстве, взаимосвязи, взаимовлиянии они образуют качественную целостность, более широкую и глубокую, нежели каждая из них в отдельности.

 Понятие «социальная система» связано с совместным характером различных проявлений жизнедеятельности людей, в которых возникает их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждая социальная система может быть рассмотрена в трех аспектах: 1) как множество индивидов; 2) как иерархия социальных позиций (статусов), социальных ролей, которые им приписаны на основе данных позиций; 3) как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Основными типами социальных систем являются социальные группы и общности, социальные институты, социальные организации, социальные ценности и нормы. Они наполняются конкретным содержанием только через свои системообразующие элементы – действия конкретных индивидов. Первоосновой любой социальной системы и общества в целом является социальное действие, представляющее из себя осознанное и рациональное человеческое действие, находящееся в связи с действиями другого или других.

Для общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, связанных с удовлетворением наиболее важных потребностей, сделать их обязательными для членов группы и общества в целом. Это связано с жестким закреплением системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения, контроля за этим поведением с помощью санкций. Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов. «Социальные институты, – по мнению американского социолога И. Валлерстайна, – в конечном счете управляют социальным действием, ограничивают его таким образом, что базисные принципы системы реализуются в большей или меньшей степени, а индивиды или группы социализируются в поведении, отвечающем системе…».

Особенностью социальных институтов является их универсальность: они пронизывают все подсистемы общества, и их эффективность связана с тем, что они одновременно действуют и экономически, и политически, и социокультурно.

Большая часть социальных групп существует в виде организации. Организация – это социальная группа, основанная на добровольном соглашении людей, объединившихся для осуществления общих интересов, распределивших и закрепивших за каждым своим членом определенные функции.

Сущность эффекта организации состоит в том, что, действуя совместно, люди могут сделать значительно больше, чем действуя поодиночке, на основе приращения усилий в ходе совместной деятельности. Организация имеет механизмы для поддержания равновесия внутри себя. Такими механизмами могут быть неформальные отношения (О. Конт), выполнение задач наиболее рациональным способом (М. Вебер) или сочетание их обоих при главенствующей роли управления. В ходе развития социологии это направление – социология организаций – выделяется в отдельную отрасль.

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы. Социальная общность в широком смысле – это весьма многочисленная совокупность людей, являющаяся самостоятельным субъектом социального действия, поведения и характеризующаяся относительной целостностью, единством цели и задач.

Для социальной общности характерны бесструктурность, относительная организованность, аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем (массовые спортивные, филателистические, фото-кинолюбительские объединения, экологические, политические и иные движения).

Разновидностью социальной общности, своеобразной квазигруппой является социальный круг – такая общность, которая создается с целью обмена информацией между ее членами. Они не ставят общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная их функция – обмен взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Примером могут быть деловые круги, круги высших слоев общества, театральные круги. Социальные круги – основа для образования социальных групп.

Социальная группа, в отличие от социальной общности, характеризуется относительной устойчивостью, общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, складывающимися в конкретных социально-исторических условиях.

Следующие элементы социальной системы - социальные ценности и нормы. Социальные ценности – это разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Ценности выступают в качестве объектов ценностных ориентаций личностей и групп, а также в роли регуляторов их поведения.

Социальная норма – это правило, образец, средство социальной регуляции жизнедеятельности индивидов и групп, социального взаимодействия. Соблюдение норм в обществе обеспечивается социальными поощрениями и наказаниями.

Фундаментальная особенность общества – обеспечение преемственности организаций, ценностей и норм. У общественной системы нет никаких генетических внутренних структур, которые кодировали бы и передавали по наследству касающуюся его информацию. Передача от поколения к поколению знаний, норм, правил и т.д. осуществляется путем их запоминания и закрепления в культуре.

Личность занимает особое место в социальной структуре, является ее основным элементом. Без личности не может быть ни социальных действий, ни связей и взаимодействий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, общностей и групп. В социологии личность рассматривается как объект и субъект всех общественных отношений.

Современная парадигма общественного развития, в основе которой лежит синергетика (теория самоорганизации сложных систем), исходит из того, что мир состоит из открытых систем, способных к социальному метаболизму – активному обмену энергией (социальные контакты), веществом (товары, капиталы) и информацией (идеи, ценности) с окружающей средой. Сами общественные системы характеризуются неустойчивыми, разнообразными, неравновесными, нелинейными отношениями. Эти отношения во многом определяются процессами глобализации.

Процессы глобализации еще раз подтверждают синергетический подход к обществу, рассматривающий его развитие через диалектику хаоса и порядка, созидания и разрушения, организации и дезорганизации. Эти процессы объясняются тем, что социальный метаболизм задает определенный критический уровень упорядочения в социальных системах. Люди же в ходе созидательной деятельности неизбежно стремятся превысить этот уровень, тем самым как бы «замкнуть» социальную систему. Согласно же закону возрастания энтропии замыкание любой системы приводит к ее дезорганизации. Выход из данной ситуации некоторые авторы видят в увеличении открытости планеты, что «повысило бы и значение ее критического уровня и привело бы к преобладанию процессов самоорганизации».

Процесс организации отличается от дезорганизации тем, что сопровождается упорядочением взаимодействия элементов системы. И хотя процесс самоорганизации носит стихийный характер, он может корректироваться нормами права, морали, законами и постановлениями. Самоорганизация дополняет организацию.

Существует два способа самоорганизации общественной системы: 1) усложнение ее структуры при благоприятных культурных контактах с окружающей средой (в синергетической интерпретации – при положительной обратной связи); 2) упрощение и единообразие структуры при отгораживании системы от внешних воздействий (отрицательная обратная связь, когда идет процесс растраты, потери сил системы). Замкнутость порождает устойчивость системы, но, доведенная до логического конца, она означает эволюционный тупик, смерть. Изолированные системы могут эволюционировать лишь в направлении возрастания энтропии и разрушения.

Информация о работе Социализация личности: сущность, виды, сферы, этапы, фазы и агенты