Социализация личности: сущность, виды, сферы, этапы, фазы и агенты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 23:47, реферат

Краткое описание

Социализацией называется процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 44.50 Кб (Скачать)

1.Социализация  личности: сущность, виды, сферы, этапы, фазы и агенты.

Любое общество тратит много усилий для того, чтобы его члены успешно усваивали культурные достижения нормы, ценности, идеи, социальный опыт, используя для этого систему образования, воспитания я разнообразные средства поддержки культурных стандартов жизнедеятельности.

Социализацией называется процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности.

Выделяют первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.

Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д.

Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.

В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к определенным социально- экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново. Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация — отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения и следующий за ним, более важный этап - ресоциализация, т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.

 

2.Основные модели  и главные критерии стратификации  современных обществ.

Социальная структура общества есть часть социальной системы, которая выступает как совокупность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих функционирование и воспроизводство системы. Она выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. Социальная структура образует каркас социальной системы и определяет во многом стабильность общества и его качественную характеристику как социального организма.

Понятие стратификации (от лат. stratum - слой, пласт) обозначает расслоение общества, различия в социальном положении его членов.

 

 Социальная стратификация — это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.

Критерии стратификации:

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии, в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, каксоциальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

  • экономическую (по критериям дохода и богатства);

  • политическую (по критериям влияния и власти);

  • профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

  • качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);

  • ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);

  • характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

  • доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

  • богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

  • власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

  • образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

  • престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80% и низшего — 13-35%.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

  • высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

  • низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);

  • высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

  • низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);

  • высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

  • низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов — богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

 

 

3.Социальный конфликт: сущность, виды, стадии. Условия разрешения  социальных конфликтов.

Конфликт — это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.  
          Участники конфликта называются субъектами конфликта:  
— свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;  
— подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту;  
— пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;  
— посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.  
        Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом.  
       Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт — это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.  
       Причина конфликта — объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.  
       Повод для конфликта — незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.  
Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием.

 Противоречие  — это фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных —  политических, экономических, этнических  — интересов.  

Виды противоречий:  
 
1) Внутренние противоречия - берут свое начало в столкновении внутригрупповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп.  
2) Внешние противоречия - возникают между двумя или несколькими социальными системами.  
3) Антагонистические (от гр. antagonisma — спор, борьба) (непримиримо враждебные) противоречия - лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его.  
4) Неантагонистические противоречия - имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, т. е. данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок.  
5) Основные противоречия – определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами.  
6) Неосновные противоречия - сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта.  
7) Объективные противоречия - обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины.  
8) Субъективные противоречия - обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях.  
      Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовности его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т. е. конфликта. Таким образом, противоречие выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт — открытый и динамический.  
     Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.  
 
     Функции социальных конфликтов:  
1) Позитивные:  
• информирование о наличии социальной напряженности;  
• стимулирование социальных изменений;  
• снятие социальной напряженности.  
2) Негативные:  
• создание стрессовых ситуаций;  
• дезорганизация социальной жизни;  
• разрушение социальной системы.  
      Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.  
      Можно выделить следующие причины социальных конфликтов:  
— социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации;  
— различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;  
— религиозные различия;  
— поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).  
 
       Социальный конфликт проходит три основные стадии:  
1. Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.  
2. Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.  
3. Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.  
 
      Виды социальных конфликтов:  
• По длительности — долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.  
• По объему — глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.  
• По источнику возникновения — объективные; субъективные; ложные.  
• По используемым средствам — насильственные; ненасильственные.  
• По форме — внутренние; внешние.  
• По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.  
• По характеру развития — преднамеренные; спонтанные.  
• По сферам общественной жизни — экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.  
• По типу отношений — внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.  
      Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:  
— компромисс (лат. compromissum) — решение проблемы через взаимные уступки сторон;  
— переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;  
— посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;  
— арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;  
— применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.  
     Возможные пути выхода из конфликтов следующие:  
— Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации.  
— Невмешательство (выжидание) — надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте.              В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях может быть плодотворным.  
— Обновление — активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового.  
     Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в определенных социальных условиях. Следовательно, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации.  
     Общая стратегия выхода из социального конфликта должна заключаться в      совмещении этих трех путей. Обновление необходимо, в этом ключ разрешения любого конфликта, но все обновить невозможно по причине инертности человеческого сознания. Следует предусмотреть естественный процесс отката (реакции) к некоторым старым ценностям и формам.  
     Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:  
— своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.  
— обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон.  
— совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.  
    Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:  
• Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.  
• Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.  
• Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение дррг к другу.  
• Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.  
    Таким образом, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между субъектами эмоционального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Информация о работе Социализация личности: сущность, виды, сферы, этапы, фазы и агенты