1.Социализация
личности: сущность, виды, сферы, этапы,
фазы и агенты.
Любое общество тратит много
усилий для того, чтобы его члены успешно
усваивали культурные достижения нормы,
ценности, идеи, социальный опыт, используя
для этого систему образования, воспитания
я разнообразные средства поддержки культурных
стандартов жизнедеятельности.
Социализацией называется
процесс овладения и усвоения индивидом
культурных ценностей, социальных норм,
установок, образцов поведения, необходимых
для успешного функционирования в данном
обществе. Содержанием процесса социализации
является превращения человека из существа биологического
в существо социальное, т.е. становление
и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный
процесс, продолжающийся на протяжении
всей жизни индивида и включающий ряд
этапов: детство, юность, зрелость, старость.
Наиболее интенсивно социализация происходит
в детстве и юности.
Выделяют первичную и вторичную социализацию.
Первичная
социализация охватывает период от рождения до формирования
зрелой личности.
Вторичная
социализация - процесс развития социально зрелой личности,
связанный главным образом с овладением
профессии.
Отдельные личности, группы, а также социальные
институты, посредством которых происходит
социализация, называются агентами
социализации.
Агентами
первичной социализации личности выступает ближайшее окружение,
оказывающее на нее непосредственное
воздействие: семья, родители, друзья, ровесники,
учителя, тренеры и т.д.
Вторичную
социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми
отношениями, руководители учреждений,
организаций официальные представители
государства и его органов.
В процессе социализации индивид проходит
две фазы: социальная адаптация (приспособление
индивида к определенным социально- экономическим
условиям, выступающим в качестве среды
его жизнедеятельности) и интериоризация (более
сложный процесс, означающий включение
социальных норм и ценностей во внутренний
мир человека). Причем каждый раз в новой
социальной среде человеку приходится
отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то
переучиваться заново. Поэтому процесс
социализации включает два этапа: десоциализация
— отучение от старых ценностей, норм,
ролей и правил поведения и следующий за ним, более важный этап
- ресоциализация, т.е.
обучение новым ценностям и ролям для
замены прежде недостаточно усвоенных
или не соответствующих новой ситуации.
2.Основные модели
и главные критерии стратификации
современных обществ.
Социальная структура общества есть часть социальной системы,
которая выступает как совокупность наиболее
устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих
функционирование и воспроизводство системы.
Она выражает объективное деление общества
на общности, классы, слои, группы, указывая на различное положение
людей по отношению друг к другу. Социальная
структура образует каркас социальной
системы и определяет во многом стабильность
общества и его качественную характеристику
как социального организма.
Понятие стратификации (от лат. stratum - слой,
пласт) обозначает расслоение общества,
различия в социальном положении его членов.
Социальная стратификация —
это система социального неравенства,
состоящая из иерархически расположенных
социальных слоев (страт). Все люди, входящие
в конкретную страту, занимают примерно
одинаковое положение и обладают общими
статусными признаками.
Критерии стратификации:
Различные социологи по-разному
объясняют причины социального неравенства,
а следовательно, и социальной стратификации.
Так, согласно марксистской школе социологии,
в основе неравенства лежат отношения
собственности, характер, степень и форма
владения средствами производства. По
мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур),
распределение индивидов по социальным
стратам зависит от важности их профессиональной
деятельности и вклада, который они вносят
своим трудом в достижение целей общества.
Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают,
что неравенство в обществе возникает
по причине неэквивалентного обмена результатами
человеческой деятельности.
Ряд классиков социологии более
широко рассматривали проблему стратификации.
Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение
к собственности и уровень доходов), предложил
в дополнение такие критерии, каксоциальный
престиж (унаследованный и приобретенный
статус) и принадлежность к определенным
политическим кругам, отсюда - власть, авторитет
и влияние.
Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида
стратификационных структур:
экономическую (по критериям дохода и богатства);
политическую (по критериям влияния и власти);
профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).
Основоположник структурного
функционализма Т. Парсонс предложил три
группы дифференцирующих признаков:
качественные характеристики
людей, которыми они обладают от рождения
(этническая принадлежность, родственные
связи, половозрастные особенности, личные
качества и способности);
ролевые характеристики, определяемые
набором ролей, выполняемых индивидом
в обществе (образование, должность, различные
виды профессионально-трудовой деятельности);
характеристики, обусловленные
владением материальными и духовными
ценностями (богатство, собственность,
привилегии, возможность влиять и управлять
другими людьми и т.д.).
В современной социологии принято
выделять следующие основные критерии
социальной стратификации:
доход - количество денежных поступлений
за определенный период (месяц, год);
богатство - накопленные доходы, т.е. количество
наличных или овеществленных денег (во
втором случае они выступают в виде движимого
или недвижимого имущества);
власть - способность и возможность
осуществлять свою волю, оказывать решающее
влияние на деятельность других людей
с помощью различных средств (авторитета,
права, насилия и др.). Власть измеряется
количеством людей, на которых она распространяется;
образование - совокупность знаний, умений
и навыков, приобретенных в процессе обучения.
Уровень образования измеряется числом
лет обучения;
престиж — общественная оценка привлекательности,
значимости той или иной профессии, должности,
определенного рода занятий.
Несмотря на многообразие различных
моделей социальной стратификации, существующих
в настоящее время в социологии, большинство
ученых выделяют три основных класса: высший,
средний и низший. При этом доля высшего
класса в индустриально развитых обществах
составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80%
и низшего — 13-35%.
В ряде случаев социологи проводят
определенное деление внутри каждого
класса. Так, американский социолог У.Л.
Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании
«Янки-Сити» выделил шесть классов:
высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);
низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);
высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);
низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);
высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);
низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).
Существуют и другие схемы социальной
стратификации. Но все они сводятся к следующему:
неосновные классы возникают за счет добавления
страт и слоев, находящихся внутри одного
из основных классов — богатых, зажиточных
и бедных.
Таким образом, в основе социальной
стратификации лежит естественное и социальное
неравенство между людьми, которое проявляется
в их социальной жизни и имеет иерархический
характер. Оно устойчиво поддерживается
и регулируется различными социальными
институтами, постоянно воспроизводится
и модифицируется, что является важным
условием функционирования и развития
любого общества.
3.Социальный конфликт:
сущность, виды, стадии. Условия разрешения
социальных конфликтов.
Конфликт — это спор,
столкновение двух человек или социальных
групп за обладание чем-то таким, что одинаково
высоко ценится обеими сторонами.
Участники конфликта называются субъектами
конфликта:
— свидетели — это
люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;
— подстрекатели —
это те, кто подталкивает других участников
к конфликту;
— пособники — это
люди, содействующие развитию конфликта
советами, технической помощью или иными
способами;
— посредники — это
люди, которые своими действиями пытаются
предотвратить, остановить или разрешить
конфликт.
Не все участники конфликта обязательно
находятся в непосредственном противоборстве
друг с другом.
Вопрос или благо, из-за которых разгорается
конфликт — это предмет конфликта. Причина
и повод для конфликта отличаются от его
предмета.
Причина конфликта — объективные обстоятельства,
которые предопределяют появление конфликта.
Причина конфликта связана с потребностями
конфликтующих сторон.
Повод для конфликта — незначительное
происшествие, которое способствует возникновению
конфликта, но сам конфликт может не развиться.
Повод бывает как случайным, так и специально
созданным.
Для правильного и
всестороннего понимания конфликта необходимо
провести разграничение между ним и противоречием.
Противоречие
— это фундаментальная несовместимость,
несогласие каких-то важных —
политических, экономических, этнических
— интересов.
Виды противоречий:
1) Внутренние противоречия
- берут свое начало в столкновении внутригрупповых,
внутриорганизационных и других интересов
участников малых социальных групп.
2) Внешние противоречия
- возникают между двумя или несколькими
социальными системами.
3) Антагонистические
(от гр. antagonisma — спор, борьба) (непримиримо
враждебные) противоречия - лежат в основе
конфликта, в котором его субъекты преследуют
противоположные интересы. Примирить
субъектов подобного конфликта можно
лишь на время, отложив таким образом конфликт,
но не разрешив его.
4) Неантагонистические
противоречия - имеют место между субъектами
конфликта, интересы которых могут быть
согласованы, т. е. данный вид противоречий
подразумевает возможность компромиссов
путем взаимных уступок.
5) Основные противоречия
– определяют возникновение и динамику
конфликта, характеризуют взаимодействие
между основными его субъектами.
6) Неосновные противоречия
- сопутствуют конфликту; как правило,
они связаны с второстепенными субъектами
конфликта.
7) Объективные противоречия
- обусловлены явлениями и процессами,
не зависящими от воли и сознания людей,
поэтому исключить данные противоречия
невозможно без устранения самой их причины.
8) Субъективные противоречия
- обусловлены волей и сознанием людей:
связаны со спецификой характеров, различиями
в манере поведения, мировоззрении, ценностных
ориентациях.
Противоречие
обязательно лежит в основе любого конфликта
и проявляется в социальном напряжении
— чувстве неудовлетворенности положением
дел и готовности его изменить. Но противоречие
может так и остаться противоречием, не
дойдя до открытого столкновения, т. е.
конфликта. Таким образом, противоречие
выражает скрытый и статический момент
явления, а конфликт — открытый и динамический.
Социальный конфликт
— это высшая стадия развития противоречий
в системе отношений людей, социальных
групп, социальных институтов, обществе
в целом, которая характеризуется усилением
противоположных тенденций, интересов
социальных общностей и индивидов.
Функции
социальных конфликтов:
1) Позитивные:
• информирование
о наличии социальной напряженности;
• стимулирование
социальных изменений;
• снятие социальной
напряженности.
2) Негативные:
• создание стрессовых
ситуаций;
• дезорганизация
социальной жизни;
• разрушение социальной
системы.
Конфликты порождаются
различными причинами: внешними и внутренними,
всеобщими и единичными, материальными
и идеальными, объективными и субъективными
и т. д. Причина конфликта связана с потребностями
конфликтующих сторон.
Можно
выделить следующие причины социальных
конфликтов:
— социальная неоднородность
общества, наличие противоположных ориентации;
— различия в уровнях
доходов, власти, культуры, социальном
престиже, доступе к образованию, информации;
— религиозные различия;
— поведение человека,
его социально-психологические черты
(темперамент, интеллект, общая культура
и др.).
Социальный конфликт проходит три основные
стадии:
1. Предконфликтная
— конфликтная ситуация. Стороны осознают
существующее эмоциональное напряжение,
стремятся преодолеть его, осознать причины
конфликта, оценивают свои возможности;
выбор способа воздействия на противника.
2. Непосредственно
конфликт — недоверие и отсутствие уважения
к противнику; согласие невозможно. Наличие
инцидента (или повода), т. е. социальных
действий, направленных на изменение поведения
соперников. Их открытые и скрытые действия.
3. Разрешение конфликта
— завершение инцидента, устранение причин
конфликта.
Виды
социальных конфликтов:
• По длительности
— долгосрочные; краткосрочные; разовые;
затяжные; повторяющиеся.
• По объему — глобальные;
национальные; локальные; региональные;
групповые; личные.
• По источнику возникновения
— объективные; субъективные; ложные.
• По используемым
средствам — насильственные; ненасильственные.
• По форме — внутренние;
внешние.
• По влиянию на ход
развития общества — прогрессивные; регрессивные.
• По характеру развития
— преднамеренные; спонтанные.
• По сферам общественной
жизни — экономические (производственные);
политические; этнические; семейно-бытовые.
• По типу отношений
— внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический)
уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический)
уровни; внутринациональный и международный
(социальный) уровни.
Специалисты выделяют
следующие способы решения социальных
конфликтов:
— компромисс (лат.
compromissum) — решение проблемы через взаимные
уступки сторон;
— переговоры — мирная
беседа обеих сторон по решению проблемы;
— посредничество
— использование третьей стороны в заочном
решении проблемы;
— арбитраж (фр. arbitrage
— третейский суд) — обращение к наделенному
специальными полномочиями органу власти
за помощью в решении проблемы;
— применение силы,
власти, закона — одностороннее использование
власти или силы той стороной, которая
считает себя сильнее.
Возможные пути выхода
из конфликтов следующие:
— Реставрация — возвращение
общества к доконфликтному состоянию:
к прежним формам социальной жизни, социальным
институтам, которые продолжают существовать
с учетом новой ситуации.
— Невмешательство
(выжидание) — надежда на то, что «все само
собой образуется». Это путь затягивания
и проволочек реформ, топтания на месте.
В открытом обществе, если противостояние
не грозит всеобщим крахом, данный путь
при определенных условиях может быть
плодотворным.
— Обновление — активный
выход из конфликта путем отбрасывания,
отказа от старого, развития нового.
Каждый социальный
конфликт конкретен, он происходит в определенных
социальных условиях. Следовательно, и
пути выхода из него должны соответствовать
сложившейся конкретной ситуации.
Общая
стратегия выхода из социального конфликта
должна заключаться в совмещении
этих трех путей. Обновление необходимо,
в этом ключ разрешения любого конфликта,
но все обновить невозможно по причине
инертности человеческого сознания. Следует
предусмотреть естественный процесс отката
(реакции) к некоторым старым ценностям
и формам.
Современная конфликтология
сформулировала условия, при которых возможно
успешное разрешение социальных конфликтов:
— своевременный и
точный диагноз причин конфликта, т.е.
выявление существующих противоречий,
интересов, целей.
— обоюдная заинтересованность
в преодолении противоречий на основе
признания интересов противоположной
стороны. Достичь этого возможно на основе
цели, значимой для обеих сторон.
— совместный поиск
путей преодоления конфликта. Здесь возможно
использование целого арсенала средств
и методов: прямой диалог сторон, переговоры
через посредника, переговоры с участием
третьей стороны и т. д.
Конфликтология
также выработала ряд рекомендаций, следование
которым ускоряет процесс разрешения
конфликта:
• Во время переговоров
приоритет должен отдаваться обсуждению
содержательных вопросов.
• Конфликтующие стороны
должны стремиться к снятию психологической
и социальной напряженности.
• Участники конфликта
должны демонстрировать взаимное уважение
дррг к другу.
• Все конфликтующие
стороны должны проявлять склонность
к компромиссу.
Таким образом, конфликт
— это важнейшая сторона взаимодействия
людей в обществе, своего рода клеточка
социального бытия. Это форма отношений
между субъектами эмоционального действия,
мотивация которых обусловлена противостоящими
ценностями и нормами, интересами и потребностями.