Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:00, контрольная работа
Социология личности есть учение о личности как социальном существе существующим в том или ином обществе. Многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения (18 в.) обосновали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещенных и полезных для общества личностей. Человеком рождаются, а личностью становятся, а вот какими личностями становятся те или иные люди – это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.
Введение………………………………………………………………...……………3
1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность
и содержание процессов социализации личности…………………………………5
2. Стадии, способы и средства социализации личности…………………………..9
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объяснить почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?......................................................................................................................17
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы……………
Способом приобщения служит социализация. В широком смысле социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. От социализации следует отличать воспитание, представляющее собой целенаправленное воздействие на человека с целью его социализации в определенном направлении, а также образование – «формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим»
Как происходит социализация? Один из основоположников социальной психологии Г. Тард (1843-1904) считал, что именуется три механизма социализации, и назвал их законом.
1. Закон подражания (или повторения): дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям, обычные люди – знаменитостям и т. д.
Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании. На этом же принципе основывается приобщение к новациям. Одни выступают в качестве генераторов идей (творческое меньшинство), другие в качестве их распространителей. Так как в обществе одновременно действуют несколько моделей для подражания, то их интерференция приводит еще к одному закону.
2. Закон противопоставления. Это противостояние происходит в обществе и в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения. Иногда, скажем, учителя сокрушаются: «Мы учили разумному, доброму, а вырос преступник»1. Все дело именно в противоборстве различных моделей социализации. Истинный элемент социального противоположения надо искать в каждой отдельной общественной личности всякий раз, когда она колеблется, принять ли ей или отвергнуть тот или другой, предлагаемый ей новый образец построения речи, постройки домов, образа мышления, направления в искусстве или устройства личной жизни. Это колебание, эта внутренняя борьба, повторяющаяся миллионы раз в миллионах экземпляров и есть элементарное бесконечно-малое и бесконечно-плодотворное противоположение в истории. Данная борьба приводит в действие третий закон.
3. Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.
Дюркгейм, отвергнув концепцию подражания, нашел механизм социализации в принуждении индивида обществом. Важной чертой социального факта помимо его объективности, по Дюркгейму, является его принудительная сила. «Социальный факт узнается лишь по той внешней принудительной власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами»2. Свойство принуждения входит даже в определение социального факта: «Социальным фактом является всякий способ действий устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое индивидуальное существование, независимое от его индивидуальных проявлений». Поскольку потребность в общении – фундаментальная потребность человека, социальное принуждение в принципе есть то, чего хочет он сам, а не совершенно чуждая ему внешняя сила (скажем, государство обладает монополией над человеком, но последний добровольно подчиняется ему).
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств.
Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.
В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.1
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.
Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.2
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.
Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.3
Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.
П.А. Сорокин предлагает свою квалификацию механизмов социализации: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд; 4) вина. Тем самым он вводит моменты, связанные с наличием такого внутреннего свойства человека, как совесть.
Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.
Чувства стыда и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.
Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.
Одним из направлений эволюции общества стало развитие средств социализации. У истоков становления вида Homo sapiens таковыми были разум, речь и труд. Параллельно изготовлению орудий труда появились моральные нормы. Первыми формами социальных объединений были стадо, род и племя – объединения на основе кровнородственных связей. Люди жили родовыми группами, а продолжение рода осуществлялось дуально-родоваой организацией. Первобытное искусство и магические действа дополняли формы социализации на стадии охотничье-собирательного хозяйства возможностью опосредованной передачи и обмена чувств. После неолитической революции
переход к оседлой жизни сопровождался появлением поселений – деревень, облегчивший коммуникацию. Искусство развивалось в направлении создания крупных мифологических систем, объединявших население.
Следующая стадия социализации – создание ранних цивилизаций. Присущие цивилизации города обеспечили обмен информацией между большими массами людей, а создание письменности облегчило хранение и передачу информации, которая до этого была устной. Город (процесс урбанизации), письменность, мифология – три мощных рычага социализации, обеспечивших объединение племен в крупные социальные образования.
Новая отрасль духовной культуры – философия – создала универсальный язык понятий, пригодный для обращения между всеми людьми. Этому же способствовало создание мировых религий, которые, в дополнение к объединению человечества на рациональном уровне, объединили людей на чувственном уровне, на основе веры.
Важный этап в развитии средств социализации – появление печатного слова, книгопечатание, давшее возможность каждому легко приобщаться к информации, идущей из прошлого. Становление науки в Новое время создало второй универсальный язык после философии и дало знание, общее для всех людей. В 19в. в дополнение к мировым религиям людей объединили мировые идеологии. В первой половине 20в. появились радио, телевидение, обеспечившие возможность передавать по всей планете сначала звук, а потом изображение. Во второй половине 20в. к средствам передачи информации прибавились спутниковая связь и Интернет, ставший возможным на основе распространения персональных компьютеров.
Растет численность населения планеты. Все большую часть их составляют жители мегаполисов. С повышением общей плотности населения растет динамическая плотность, причем также по экспоненте (таблица №1).
Таблица №1 - Развитие средств социализации
Время |
Вид |
Способ мышления |
Видовые средства социализации |
Способ хозяйствования |
Социальные объединения |
Технические средства социализации |
Духовные средства социализации |
3 млн. |
Человек умелый |
Труд |
Стадо |
Сколотая галька |
|||
100 тыс. |
Человек разумный |
Дологическое |
Разум, речь |
Охота, собирательство |
Род, племя |
Рубила, топоры |
Мистика, искусство, магия |
10 тыс. |
Логическое |
Земледелие, скотоводство |
Оседлая жизнь, деревня |
Окультуривание растений и животных, письменность |
Мифология | ||
2,5 тыс. |
Рациональное |
Город, народность, государство |
Философия, мировые религии | ||||
16 век |
Научное |
Промышленное производство |
Нация |
Книгопечатание |
Наука | ||
20 век |
Развитие сферы услуг |
Мегаполис, всемирные организации |
Радио, телевидение, компьютер, спутниковая связь, Интернет |
Идеология |
Во времена советской власти проблема социализации практически решалась с помощью обобществления личности.
Начиная со вступления в октябрята ребенок нес на себе ответственность перед коллективом. Пионерская комсомольская организация так же обязывали к определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма, любви к животному и растительному миру.
В настоящее время во главу развития ставится самообразование. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной сферы.
Перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования.
Эта проблема еще более актуализируется в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.
Основным субъектом самообразования является личность, которая удовлетворяет ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и социализация характеризуют функции самообразования, на основе которых личность приобщается к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам. Таким образом, человек самостоятельно усваивает нормы и ценности группы, которую выбирает.
Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности, характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.
Самообразование – это то, что создает человека, «образует», формирует его в условиях процесса «самосоциализации».
3. Социализация не может
сводиться только к обучению
и воспитанию ребенка.
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальными видениями мира. Все это достигается с помощью процесса социализации.
В самом начале жизненного пути человек не имеет собственного Я. Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от своего остального мира является результатам довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежит иному миру, а не является частью его собственного тела, как, например пальцы или руки.
Информация о работе Социализация как фактор развития личности