Система классов по М. Веберу

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:42, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является – исследовать специфику теории социальных классов Макса Вебера. Из поставленной цели вытекают конкретные задачи: выявить и рассмотреть понятие класса и конструкцию классов М.Вебера.
Объектом исследования данной контрольной работы являются социальные классы, предметом исследования – специфика социальных классов в теории М. Вебера.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
I. Теория социальных классов М. Вебера……………………………………...4
«Класс – это группа людей»…………………………………………………….4
Точка зрения М. Вебера на проблему классов………………………………...5
II. Конструкция классов М. Вебера…………………………………………….6
Деление классов по отношению к собственности…………………………….8
Деление классов по отношению к общественному разделению труда……………………………………………………………….….………….10
III. Классовая концепция М. Вебера на современном этапе………………….11
Заключение………………………………………………………………………12
Список используемой литературы……………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Социология Контрольная.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     Существует по меньшей мере четыре основных аргумента в пользу предпочтения именно веберовского взгляда на социальную трансформацию в переходных обществах.

Во-первых, это делает возможным  использование наряду со стратификационными критериями, связанными с профессионально  трудовой ситуацией, предлагаемых неомарксистами, также и иных критериев, позволяющих  выйти за рамки процесса производства и труда. Очевидно, что для характеристики социальной трансформации важно знать об основных процессах распределения власти, о том, как сформированы социальная и экономическая элиты, как установлены привилегии и обязанности в различных социальных группах.

     Во-вторых, достоинства веберовской методологии особенно очевидны в эмпирических исследованиях переходных обществ, поскольку она соответствует самому характеру переходного, неустойчивого состояния общественного развития. Другие методологии рассматривают общество, находящееся в стабильном состоянии. Так, к примеру, постструктуралистский инструментарий может быть успешно применен лишь в относительно постоянном и устойчивом множестве социо-культурных координат, коренящихся в целостности и традиции.

     Ситуация последнего десятилетия в России не такова, чтобы профессиональные группы и социальные классы терпеливо ждали, когда их обнаружат и нанесут на карту неомарксистские социологи.

     В-третьих, веберовская методология дает возможность в гораздо большей степени сосредоточиться на индивидуальных социальных агентах и на их хозяйственных стратегиях в условиях резких перемен, чем это позволяют неомарксистские разработки классового анализа. Последние, как известно, концентрируют свои интересы вокруг целостной социальной структуры, не уделяя должного внимания ни индивидуальным социальным агентам, ни стратегиям обмена ресурсами, ни стратегиям потребления.

Наконец, в-четвертых, веберовскому анализу  внутренне присуще ощущение смены  исторических эпох, духа перемен, дихотомический контраст прошлого и современного.   Статусный порядок и рынок представляют не просто альтернативные основания социальной  организации, но прежде всего старое и новое. В некотором роде, являясь аналогом «революционного духа» учения К. Маркса, это ощущение перемен вместе с тем не пронизано у М. Вебера ни предчувствиями «грозящей катастрофы», ни классовым мессианством, неэтическим пафосом борьбы за справедливость.

     Источник нового классового деления следует, согласно Веберу, усматривать прежде всего в тех различиях экономической активности домашних хозяйств, которые проявляются на развивающемся рынке, поэтому перспективы формирования мощного среднего класса в России тесно связаны с рыночно-ориентированными стратегиями активности.

 

 

                                                           Заключение.

 

     В результате исследования данной контрольной работы можно сделать следующие заключения и выводы.

Социальный класс – это два  или более слоя людей в существование  которых верят члены местного сообщества и которым они приписывают более высокие или более низкие позиции.

Тему классов М. Вебер излагает, используя свои труды по социологии господства, политических объединений, права и религии, исторические работы по аграрным отношениям в античности и по истории города.

     Если в качестве критерия выступают отношения собственности, то общество он делил на классы имущие и неимущие, между ними располагал средние классы, живущие за счет собственного труда.

Исходя из общественного разделения труда, М. Вебер различает следующие основные четыре классовых позиции в современном ему обществе, которые могут проявлять себя как класс:

· собственники;

· интеллектуалы, администраторы, менеджеры;

· традиционная мелкая буржуазия, мелкие бизнесмены и предприниматели;

· рабочий класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Список используемой литературы:

 

1. Вебер М. Избранное. Образ  общества: перевод с нем. –  М.: Юрист,1994. – 704с.

2. Вебер М. История хозяйства.  Очерк всеобщей социальной и  экономической истории.

3. Вебер М. Основные понятия  стратификации.// Человек и общество. Хрестоматия/ Под ред. С. А.  Макеева. – К.: Институт социологии  НАН Украины, 1999.

4. Общая социология: Учебное пособие/  Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева.  – М.: Инфра – М, 2005. – 654с.

5. Патрушев А. И. Расколдованный мир Макса Вебера. – М.: Издательство Московского университета, 1992. – 208с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Система классов по М. Веберу