Шпаргалка по дисциплине "Этносоциология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Этносоциология".

Файлы: 1 файл

etnosotsiologia.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Эстонцы переселялись из-за безземелья. Первые поселения в 1884 г. – Салме, Сулев, Эстилоо. Затем переселяются в Гусаровское, Хусыкарданикское, Марухоэстонцкое села. Процесс завершился в 1886 г. В устье реки Мзынты основали поселение Эстосадок (вблизи Красной Поляны).

Грузины переселялись из-за малоземелья. Из Мингрелии, Лягчуме и Эмиретии. Осели в селе Пластунском (близ Сочи). Занимались виноградством, выращиванием с/х продукции.

Болгары переселяются с Украины и Молдавии. Русско-болгарское поселение – Васильевка. Своих сел не основали.

В 1886 г. чехи образовали деревни на Георгиевских хуторах за Туапсе. Затем сформировались Варваровка и Павловка, Мифодиевка, Глебовка, Владимировка, Борисовка, Озереевка. Чехи были католиками, в контакт с местным населением не вступали.

Поляки (общая численность до 3 тыс.чел.). Польша входила в состав Российской Империи (с 1815 г.). Поселений не образовали, исполняли должности. В качестве родного языка воспринимали русский.

Татары. Осело более 500 татар, попали в казачество. Поселений не было.

Цыгане принимались в кубанские казаки. Затем цыганам запретили кочевать и проживать на Кубани, но цыгане оставались в западных районах края. В советское время были цыганские колхозы.

Евреи поселились в Еврейско-Джигонаском поселке. Около 400 чел. Там проживали готские евреи, которые исповедовали иудаизм и говорили на фарси. За проживание платили деньги. В советское время исчезли. Евреи-ашкенази (европейские евреи) перешли на иврит. Им запрещалось селиться на Кубани. Переселяться могли только люди с образованием. На Кубани формируется еврейская община. Численность евреев увеличилась. Была синагога и кладбище.

Ассирийцы подверглись гонениям, после русско-турецкой войны стали переселяться в Российскую Империю. Получили право на самоопределение. В 1925 г. в Москве собирается ассирийское общество «Хаята». Выдвигают вопрос, что для компактного проживания им необходима территория. Основали село Урмия – единственное компактное поселение ассирийцев в России. Ассирийско-апостольская церковь, в которой нет икон. Численность ассирийцев увеличивается.

Мордвы не основали компактных поселений. Расселялись внутри. Малая численность. Внешне не отличались.

На Кубани была предпринята политика коринизации: создание национальных районов, сельсоветов и округов. В 1924 г. был образован Шапсугский национальный район (до 1945 г.), затем был ликвидирован, и его территория вошла в Лазаревский район г.Сочи. Армянский национальный район был образован в 1926 г. в Майкопском округе (до 1953 г.), затем расформировали. В 1928 г. создается Немецкий (Вановский) национальный район (до 4 мая 1941 г.). В 1930 г. был создан Греческий национальный район с центром в станице Крымской. В 1938 г. Греческий район ликвидировали, был создан Крымский национальный район.

В 1935 г. в селе Урмия был создан ассирийский сельский совет, и была открыта ассирийская школа. Однако, позже в 1938 г. школа было закрыта, актив репрессировали.

При проведении переписи украинцы составляли немалый процент – 50,3%. Исходя их этого, в местах компактного проживания украинцев проводилась политика украинизации (с 1926 по 1932 гг.). Более чем в 400 школах велось обучение на украинском языке, выпускались украинские газеты. Было два педагогических техникума (в Уманской и Полтавской). В 30-х гг. стали сомневаться о правильности политики. Происходит унификация (при Сталине).

В 1926 г. русских – 1309362 чел., украинцев – 1580895 чел. В 1939 г. русских – 2582067 чел., украинцев – 143744 чел.

В 1938 г. репрессивные меры были применены к грекам. Был ликвидирован национальный район.

В 1941 г. из Краснодарского края выселяют все население немцев (34 тыс.чел.).

В 1942-44 гг. выселены были греки, армяне, крымские татары, в основном те, кто не имел советских паспортов.

Крымские татары не могли вернуться в Крым, турки-месхетинцы не могли приехать в Грузию, немцы – в Поволжье. Эти три автономные единицы были ликвидированы. Лишь в 1989 г. крымские татары смогли попасть в Крым.

Турки-месхетинцы (отуреченные грузины). В 1944 г. были отправлены в Среднюю Азию (по приказу Берии). Окончательный разрыв с грузинами. Попали в Узбекистан. Были мусульманами-сумитами. В Грузию запрещалось переезжать. Поехали в Москву. В 1989 г. в Узбекистане происходит конфликт между узбеками и турками-месхетинцами – резня турок-месхетинцев (зарезано несколько тысяч). По приказу Горбачева их перевозят в ряд областей: Орловскую, Брянскую и т.д.

Массовый поток был в Краснодарский край. К началу 90-х гг. на территории края их было более 15 тыс.чел. Они компактно расселяются в Крымском, Абинском, Белореченском, Апшеронском районах. Неопределенный правовой статус (не имели регистрации)  и занятия определенными видами деятельности привели к конфликтам с местным населением. К 2002 году были предприняты попытки к разрешению этой ситуации, и к тому же США приглашает часть турок-месхетинцев к себе. 11 тыс. турок (с узбекскими паспортами) переехали в Америку, остальные остались в Краснодарском крае.

7.Этнические стереотипы.Их роль в межэтническом взаимодействии.

Термин «стереотип» был введен в 1922 году Липманом. В книге «Общественное мнение» использовал понятие социального стереотипа – упорядоченная схематичная детерминированная культурой картина мира в голове человека.

Стереотип – неизбежное объективное явление в сознании человека. Являются объективным свойством человеческого мышления и служат, во-первых, для экономии умственных усилий в процессе восприятия окружающего мира и, во-вторых, обеспечивают защиту групповых интересов, ценностей и своих прав.

Социальный стереотип – устойчивое психическое образование, в котором упрощенно, схематизировано и эмоционально отражается сложный факт социальной действительности, прежде всего образ социальной группы, который легко распространяется на всех ее членов.

В 1933 году Катс и Брейли провели первое эмпирическое исследование этнических стереотипов: они составили список из 80 черт характера и взяли 10 этнических групп, выбрали по 5 качеств, которые характерны каждой группе. После, исследования были проведены в 1954 и 1962 годах. Этот метод стал широко применяться в дальнейшем и получил название метод приписывания качеств. Сложилось отдельное направление – эмогология, которая занимается изучением этнических образов и стереотипов (посредством литературы и т.д.).

Под этническим стереотипом понимают обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Обладает повышенной эмоциональностью.

Основные свойства: 1.Эмоционально-оценочный характер или эмоциональная наполненность. 2.Устойчивость. 3.Регидность (затрудненность или неспособность к изменениям). 4.Избирательность восприятия информации. 5.Согласованность, единство.

В середине 20 века, в 50-е гг. Клайбером была выдвинута теория зерна истины; утверждал, что стереотип – не субъективное мнение, а образ, который отражает объективную реальность. Продолжил Леонтьев.

Условия, влияющие на степень достоверности стереотипа или его истинности:

1)стереотип будет истинным, если есть единодушное мнение между двумя группами относительно черт третьей;

2)истинность стереотипа опирается на гипотезу контакта, т.е. более глубокие и длительные контакты между группами приводят к более высокому удельному весу реальных черт в их взаимных взаимодействиях;

3)истинность стереотипа зависит от совпадения мнения самой группы о себе и восприятие ее другой группой.

Эмпирические параметры этнических стереотипов:

1)содержание стереотипа, т.е. набор характеристик, которые приписываются этнической группе;

2)степень согласованности, т.е. единообразие характеристик, приписываемых этнической группе;

3)направленность, т.е. общее положительное или отрицательное, возможно нейтральное восприятие объекта;

4)интенсивность – степень предубежденности к группе.

Виды этнических стереотипов:

1.Автостереотипы – представление о своей этнической группе; преимущественно положительный.

2.Гетеростереотип – представление, суждение, мнение относительно другой этнической группы; может быть положительный, отрицательный или нейтральный. Зависит от характера контактов, особенностей исторического взаимодействия и т.д.

Тешвел выделяет следующие функции стереотипов:

1)объяснение существующих отношений между группами;

2)оправдание существующих межгрупповых отношений.

Стефаненко выделяет:

1)упрощение и систематизация сложной информации;

2)средство постижения социального значения информации;

3)межгрупповая дифференциация;

4)поддержание позитивной групповой идентичности, с помощью формирования автостереотипа.

Солдатова выделяет:

1)познавательная;

2)коммуникативная (определяет наше отношение);

3)защита позитивной этнической идентичности.

Методы исследования стереотипов: метод предписывания качеств; метод свободного описания; метод Лапьера, эксперимент Лапьера – проективный метод; метод потерянных вещей Гартнера; методика Бочнера; метод семантического дифференциала Олперта; метод репертуарных решеток; шкала социальной дистанции Богардуса; диагностический тест отношений Солдатовой и Рыжовой; цветовой тест отношений Лушера.

8.Этническая идентичность и этническое самосознание.

Этническое самосознание – это осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность является составной частью или компонентом самосознания.

С точки зрения Солдатовой, этническая идентичность содержит в себе слой бессознательного. Это своеобразная «изнанка» этнического самосознания.

Термин этническая идентичность или этничность был введен Рисманом в 1953 году. Определялась, как представление человека о себе как представителе определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываем этому членству.

Категоризация – это интерпретация окружающего мира в сознании человека с помощью категорий и понятий. Лежит в основе процесса идентификации.

В основе этнической идентификации лежит представление, формирование противоположных категорий – «мы» и «они». Мы – это своя группа, они – чужая или аут-группа. Идентификация связана с процессом дифференциации. Поршнев: сначала дифференциация, потом происходит процесс идентификации. Тэшвил и Тернер полагают, что первична идентификация, а затем происходит дифференциация.

С позиции социальной психологии этническое самосознание включает:

1)образ своей группы или авто-стереотип; 2)идентификация – отнесение себя к группе.

Школа Брамлея (этнографическая позиция) выделяет: 1)идентификация; 2)образ «мы» или этнический стереотип; 3)этнические интересы.

Солдатова выделяет:

1)когнитивный компонент включает: знания, представления об особенностях своей группы и осознание себя членом этой группы на основе этно-диффиринцирующих признаков; самоназвание; осведомленность и комплекс этно-диффиринцирующих признаков;

2)аффективный включает: этнические чувства и аттитюды (установки), которые могут быть позитивными т негативными.

Пиаже выделяет три основных этапа формирования этнической идентичности:

1.Возраст 6-7 лет. На этом этапе формируется диффузная или размытая идентичность, предполагает фрагментарные знания, представления о этнической принадлежности.

2.Возраст 8-9 лет. Этап четкой этнической идентичности, основаниями для идентификации выступают национальная принадлежность родителей, место проживания и язык. Просыпаются этнические чувства.

3.Возраст 10-11 лет. Формируется реализованная идентичность, основанная на знаниях о культуре, истории своего народа, бытовых традициях.

На процесс идентификации важное влияние оказывает социальное окружение и социальный контекст: моно или полиэтничная среда. Наличие или отсутствие этнической дискриминации, принадлежность к этническому большинству или меньшинству.

Солдатова выделяет следующие типы этнической идентичности:

1)гиперидентичность – чрезмерно актуализированная; 2)нормальная идентичность (уважение своей и толерантность к другим группам); 3)гиппоидентичность (индифферентность).

Дробижева выделяет:

1)адекватная идентичность – позитивная оценка своего народа и восприятие других народов; 2)этноцентрическая выражается в акцентировании личности на собственной этничности, ее некритическое предпочтение и восприятие других народов сквозь призму своей культуры; 3)этнодоминирующая, своя принадлежность является наиболее предпочтительной перед другими; 4)этнический фанатизм, проявляется в готовности на любые жертвы ради интересов своего народа; 5)этническая индифферентность – безразличие и равнодушие к своей группе и к межэтническим отношениям в целом; 6)этнонигилизм, проявляется в отрицании этнических различий; 7)амбивалентная (двойственная) идентичность, проявляется в смешанных браках.

9.Проблема нациолизма в отечественной и зарубежной литературе.

Народы имеют право на самоопределение. Движение, связанное с правом на самоопределение называют национализмом. Является одной из движущих сил наряду с демократией и либерализмом. Посвящено много статей. В СССР долгое время тема не освещалась. Начинает обсуждаться с середины 80-х гг. Работы Гелнера, Хобсбаума, Смита, Андерсена, Холла. Трактуют как принцип, по которому национальные и политические единицы должны совпадать. Суть понималась, как политическое движение, стремящееся одновременно к завоеванию и удержанию политической власти и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритетов интереса и ценностей нации.

В науке принято деление на:

- гражданский (государственный), основан на свободном самоопределении личности и является рациональным; такой национализм, отождествляемый с патриотизмом, признается нормой человеческого общежития, поскольку направлен на консолидацию всего населения государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры и идеологии; только в крайних формах он направлен на государственную экспансию и изоляционизм;

- этнический, может быть политическим или культурным; основан на понимании нации как этнической общности и имеет целью достижение или удержание государственности, включая институты, ресурсы и т.д.; культурный национализм связан с сохранением целостности народа, поддержанием и развитием его языка, культуры и исторического наследия; может играть положительную роль при двух важных данных: если не содержит культурной замкнутости и изоляционизма и если нет стремления возродить архаичные черты, которые препятствуют развитию этноса. Это идеальные типы. В любом национализме присутствуют два вида. Источники национализма: 1.Неравноправное положение отдельных национальных групп, проест против национального неравенства. 2.Закон возвышающихся социальных ожиданий (чем больше мы имеем, тем больше мы хотим): доступное сравнение, более экономически развитые страны участвуют в национальных конфликтах. 3.Реакция на возможность потери уже достигнутого уровня автономии или желание вернуть когда-то имеющийся уровень автономии. 4.Конкуренция за рабочие места, особенно в престижных сферах занятости (между иммигрантскими группами и государственно образующего этноса). 5.Высокий экономический статус некоторых диаспорных стран (например, евреи). 6.Конкретные ситуации, в которые попадают социальные группы.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Этносоциология"