Шпаргалка по дисциплине "Этносоциология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Этносоциология".

Файлы: 1 файл

etnosotsiologia.doc

— 122.50 Кб (Скачать)


1.Классификации Северного Кавказа.

Северный Кавказ – территория между Черным и Каспийский морями, в Азии.

Субъекты Северного Кавказа (с запада на восток):

1)Краснодарский край, Краснодар, Ткачев;

2)Республика Адыгея, Майкоп, Аслан Тхакушинов;

3)Ставропольский край, Ставрополь, Игорь Бестужий;

4)Карачаево-Черкесская республика, Черкесск, Рашид Темрезов;

5)Кабардино-Балкария, Нальчик, Арсен Каноков;

6)Северная Осетия, Владикавказ, Манзуров;

7)Ингушетия, Магаз (Назрань), Юнусбек Евкуров;

8)Чечня, Грозный, Роман Кадыров;

9)Дагестан, Махачкала, Магомедов Магомедсалам.

В Закавказье: Абхазия, Сухуми, Александр Анкваб; Южная Осетия, Цхинвал, Эдуард Кокойты.

На Северном Кавказе представлено несколько языковых семей:

1.Северокавказская:

- абхазо-адыгская (адыгейцы, черкесы, кабардинцы, абхазы, абазины, убыхи);

- нахско-дагестанская (нахская группа: чеченцы, ингуши, кестинцы, бодзбии; дагестанская группа: аварцы, дагинцы, лезгины, лакцы, табасараны, рутульцы, сахуры).

2.Индоевропейская:

- иранская группа (осетины, таты, готские евреи);

- славянская (восточнославянская ветвь – русские, украинцы, белорусы);

- армянская;

- греческая.

3.Алтайская:

- тюркская ветвь (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы).

4.Семито-хаммитская или афразийская (евреи – иврит и идиш; ассирийцы – ассирийский язык).

2.Теоретические подходы к трактовке природы этноса.

Впервые значение и роль этноса как естественноисторических общностей людей по языку, быту, культуре начало рассматриваться в период крушения феодально-абсолютийских монархий, т.е. в конце 18 начале 19 века. Появляется термин нация. Учёный Ренон под нацией понимал не общность людей по языку, культуре, быту, традициям, а желание людей жить вместе и достичь общей цели.

Маркс говорил, что нация – это продукт капитализма, но капитализм сам по себе разрушает нацию.

Другую концепцию предложили австромарксисты (Бауэр, Ренон, Кауцкий) – главное для сохранения имперской территории – отказ от территориального принципа, который является причиной всех конфликтов. Нация – это личный персональный союз, оформленный в качестве экстерриториального. В данном случае империя сохраняется как Союз наций.

Ленин говорил, что есть два типа государства – национальное (относительно мононациональное государство) и государство национальности (полиэтничное, многонациональное государство). Первое он считал развитым и приемлемым для развития капиталистических отношений. Второе считал незрелым, относительно отсталым. Ленин говорил, что нация – это общность людей на основе языка, экономических отношений, культуры, территории и определенной организации в виде государства.

Сталин предполагал свою концепцию этноса. Считал, что нация – это общность языка и территории, психологического слада и национального характера и общность экономической жизни. Основа: племя, народность, нация, нация капиталистическая, нация социалистическая.

Этнос – общность людей по языку, культуре, быту, традициям, имеющая общее сознание и общую историю.

Субэтнос – часть единого этноса, которая отличается от основной группы элементами культуры, быта, традиций, самосознания.

Метаэтнос – группа этносов, имеющая общие элементы культуры, быта, традиций, самосознания.

Гумилёв представил альтернативную теорию. Этнос – общность не социальная, а биогеосоциальная. Основой формирования этноса является стереотип поведения, который вырабатывается в процессе адаптации человека к окружающей среде. Но на формирование стереотипа оказывает влияние и биохимическая энергия; люди не могут его формировать. Близость стереотипов не будет означать объединение этносов. Этнос – не социальное, а природное явление.

Другой центр теоретического осмысления этноса сложился в США. Одной из особенностей является формирование США как страны иммиграций. Считалось, что иммигранты, попадая в США, постепенно теряют свои этнические черты, становясь элементом единой американской нации. В 20-30-е гг. эта идея получила воплощение в теории плавильного котла – теории формирования американской нации путем свободного слияния представителей различных народов и культур. В 60-х гг. эта теория подверглась существенной критике.

В 1972 г. был создан комитет по сравнительному изучению этничности (Ван ден Бергер, Брас, Кейес и др.). Выдвинули теорию этнического плюрализма.

Этническая группа (Смит) – это объединение, которое признаёт общее для всех членов происхождение и общую историю. В силу традиций имеет общую культуру и территорию, а также характеризуется чувством солидарности с другими членами группы. Этнос здесь понимается как природный коллектив.

Ширс вывел термин «примодиалийский» (первозданный, первородный) к объяснению природности этноса.

Этничность – величина переменная, а не постоянная. Этничность зависит от характера межэтнических отношений.

Толчок для критики этого подхода дал Парсонс («Социальная интеграция»). Это направление рассматривало как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы.

Типы межэтнических отношений (Ван дер Бергер):

1)патриархальный; возникает при господстве более развитого индустриально-культурного этноса к менее развитому. Своё господствующее положение доминирующая группа обосновывает, опираясь на идеологию просвещенного деспотизма. Это может привести к этническому нигилизму подчиненной группы;

2)конкурентный; развивается в современных урбанизированных обществах, в которых происходит отбор не по этническим, расовым, родовым связям, а по профессиональным качествам. Дистанция между группами стирается, и для сохранения своего статуса группа опирается на этнические различия.

Другое разделение межэтнических отношений основывалось на теории конфликта и строилось на разделение центробежных и центростремительных (вхождение во все элементы структуры господствующего этноса) движений.

Центробежные тенденции проявляются в отделении от общего целого, что может быть выражено в консервировании языка, традиций, быта, культуры, в эндогамии.

На существование и формирование этноса действует не только природный фактор, но и социальный. Например, статусность этноса.

Конструктивистский подход понимает этничность не столько как изначально данное, сколько как производное от динамики социальных отношений.

Инструменталистский подход (в рамках конструктивистского) – суть состоит в том, что признается главный тезис конструктивистов о сознательном и социальном формировании этнического самосознания и признание тезиса примодиалистов о наличии определенной природной основы для формирования этнического самосознания. Основное внимание обращают на момент осознанного субъективного выбора индивидом своей этнической принадлежности. Андерсен считает, что этнос – это воображаемая общность, которая создается для достижения каких-либо политических интересов (например, государство предлагает символику, флаг, герб, гимн и т.д.).

Посредством этнической сплоченности и изменения статуса этноса люди стремятся повысить собственный социальный статус. Для человека этничность является инструментом для достижения какой-либо цели.

3.Социально-демографическое и этно-политическое развитие этноса.

На развитие этноса важную роль оказывает степень этнополитического развития – это наличие или отсутствие национальной государственности.

Россия была окружена государствами, которые не имели или только формировали свою национальную государственность.

1-ый этап – с 15 по 18 век: присоединение разрозненных княжеств, установление власти над ними, расширение территорий (Иван 3, Иван грозный);

2-ой этап – 18-19 века: коренные реформы в государстве (при Петре 1), ориентированные на европейскую политику. Особенность была в интеграции правящей верхушки этих государств и феодальных обществ с российской политической элитой. Человек лишался своих феодальных привилегий. Эта система отличалась от систем развитых капиталистических стран;

3-ий этап – 1918-1922 гг.: происходят революционные события, формируется ряд национальных государств, РСФСР и ряд республик, выделившихся из состава России (Польша, Финляндия, Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Грузия, Литва, Латвия, Эстония, Хорезмская и Бухарская республики). На территории РСФСР возникают республики Туркестанская, Татарская, Башкирская, Немцев-Поволжье, Мордовская, Карельская, Крымская, Дагестанская, Горская, а также две области – Чувашская и Ватякская (Удмуртская). В 1922 году был образован СССР (Россия, Украина, Белоруссия, Закавказская республика – Армения, Грузия, Азербайджан);

4-ый этап – 1922-36 гг.: усиливаются национальные движения, на базе Туркестанской образуются три республики – Узбекская, Туркменская, Киргизская. Возрастает количество национальных районов. В 1936 году создается новая конституция;

5-ый этап – 1936-53 гг.: начинается новый курс на унификацию национальной жизни, т.е. активное внедрение второго языка (русского). Массовое формирование национальных кадров. Этот период ознаменовался в истории репрессиями некоторых национальностей (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыки, крымские татары, немцы Поволжья, турки-месхетинцы и другие) и их депортация;

6-ой этап – 1953(56)-1980-е гг.: смерть Сталина; начинается реабилитация, возвращение некоторых депортированных народов, запрещено было возвращаться крымским татарам, туркам-месхетинцам и немцам Поволжья (но права были восстановлены). Идет тенденция на сворачивание национальной культуры и языка, усиление роли русского языка; языки малых народов не изучались;

7-ой этап – 1985 г. и до настоящего времени: начало изменений в Советском Союзе с приходом к власти Горбачева; повышение статусов республик, развал Советского Союза, увеличение значимости родного языка и культуры; перестройка 1987 года.

Сегодня Россия многонациональное государство (около 200 этносов), субъектами являются одна автономная область (Еврейская), семь автономных округов и 21 республика. Федерация ассиметричная, т.е. субъекты обладают разными правами. Титульный этнос – русские.

Демографический переход включает в себя четыре стадии:

1)падает смертность под влиянием улучшения медицинского обслуживания и условий жизни, уровень рождаемости остается высоким, происходит увеличение численности населения, что приводит к демографическому взрыву;

2)падение уровня рождаемости, но продолжает снижаться и уровень смертности;

3)замедляется падение рождаемости, но повышается уровень смертности за счет естественного постарения населения;

4)относительно низкая рождаемость и низкая смертность.

Варианты:

1.Английский – смертность падает быстрее рождаемости, соответственно растет численность населения.

2.Французский – рождаемость падает вместе с падением смертности, хотя и более медленными темпами. При этом демографический взрыв наименьший и не имеет катастрофических последствий.

3.Японский (мексикано-японский) – смертность падает, а уровень рождаемости не только сохраняется, но и повышается.

Тип брачности: европейский – увеличение возраста вступления в брак (связано с снижением роли семьи, с возрастанием требования профессиональной подготовки).

Хаджнал относил всю территорию России к переходному типу. Была выдвинута гипотеза о русской модели демографического поведения: очень высокий уровень детской смертности, более высокая вероятность для лиц неумерших в младенчестве дожить до преклонных лет (в сравнении с Европой).

Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества, охватывающий изменения в размещении производительных сил, в населении, в его социально-профессиональной структуре, образе жизни и культуре.

Вебер в своей работе «Город» поставил проблему глубинных цивилизационных и этнокультурных различий в функциях и структуре городов. Идея базируется на функциональной нагрузке города в западных и восточных цивилизациях. Если социальная общность западного города формируется как самостоятельная единица по отношению к традиционным сельским, независимая от них и даже противостоящая им, то население восточного города представляет собой нечто мозаичное, являющееся прямым продолжением сельских общностей. Его социальная структура состоит из отдельных сегментов и не выступает как единое целое. Соответственно западный город создает свои нормативные системы, в том числе противоречащие традиционным, а восточный город воспроизводит традиционные нормативные системы, лишь несколько их модифицируя. Западный и восточный – идеальные типы.

Было отмечено, что большинство крупных городов в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Центральной Азии имеют сложную структуру, включающую в себя три основных элемента: собственно, традиционный город, современное городское ядро западного типа и преобладающий в количественном отношении маргинальный пояс (бывшие сельские жители).

Можно выдвинуть гипотезу, что влияние традиционных групп на урбанизацию этноса зависит от того, к какому типу цивилизации он принадлежал ранее. Наиболее сильно влияние сказывается среди земледельческих этносов (грузины, узбеки, таджики), а менее существенно – среди народов, недавно начавших урбанизацию (казахи, киргизы).

Процессы урбанизации в Советском Союзе имели ряд специфических черт. Наиболее ярко проявились в Закавказье и Средней Азии. В городах не было маргинальных центров (Дели, Бомбей, Бангкок, Багдад и т.д.). Некое подобие маргинальных районов возникало вблизи строек (Набережные Челны, Комсомольск-на-Амуре, Нижневартовск и т.д.).

Города были многонациональны. Причем, титульные этносы составляли большинство в сельской местности, но не в городах. Отличительной чертой была этнопрофессиональная стратификация в городах.

В крупных городах большей части регионов всего мира территориальная и отраслевая концентрация – это две стороны одной медали. Этнические общности образуют территориальные анклавы и одновременно концентрируются в определенных отраслях хозяйства.

Характеризуя урбанизацию каждого города и региона нужно определить следующее:

1)уровень и динамику численности городского населения;

2)этап, на котором находится процесс урбанизации, т.е. какой рост городского населения (экстенсивный, интенсивный);

3)тип урбанизации (восточный, западный);

4)по каким каналам и насколько интенсивно происходит трансляция городских норм в традиционную сельскую среду.

4.Дискуссионные подходы в определении предмета и метода этносоциологии.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Этносоциология"