Шпаргалка по дисциплине "Этносоциология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Этносоциология".

Файлы: 1 файл

etnosotsiologia.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Объект – этнос.

Одной из наук, которая заложила основу, была этнография, которая рассматривала этнос как систему различий группы, определяла культуру как целостный объект, который можно полностью и подробно описать и объяснить, объединив представления о разрозненных культурных элементах в единое целое, а затем проследить эволюцию развития культуры народа.

В 19 веке в науке господствовала эволюционистская концепция (Тейлор): изучая культуры, сравнивая их, пытались открыть универсальные законы их развития.

Антропогеографическая школа (Фридрих Рацель): среда меняет человека.

Историко-географическая школа: среда меняет культуру людей, влияет на формирование культуры.

В конце 19-начале 20 века ученых перестало удовлетворять то, что вся культура движется от простого к сложному. Они перешли к пониманию и интерпретации наблюдаемых явлений.

Боасс стремился перевести изучение этнических культур из русла описания в русло анализа и интерпретации.

Этнография плавно дрейфует в сторону культурной антропологии – не только описание культуры, но и ее понимание (более научное направление).

С точки зрения Боасса, любая культура представляет собой свод ролей и моделей поведения, которыми руководствуется на протяжении жизни индивид. Культура определяет становление человека.

Другая идея классической этнологии – тезис о возможности механического заимствования культурных элементов вследствие контактов культур. Боасс считает, что даже при заимствовании привнесенный элемент получает совершенно новое значение в заимствующей культуре. Это следовало из убеждения в том, что любая культура представляет собой целостную систему, где один элемент пригнан к другому. Вывод: нет общих законов культурного развития, каждую культуру анализируют по-своему. Этот теоретический подход получил название психологической антропологии.

Параллельно с этим направлением стал развиваться функциональный подход, как развитие функциональной парадигмы в социальном развитии. Основной принцип: изучение функций тех или иных социальных явлений или элементов культуры. В социальной антропологии данный подход выражен учеными Малиновским и Радклифом-Брауном в работе «Структура и функции в примитивном обществе». Они отмечали, что культура должна удовлетворять базовые потребности индивида в пище, социальной защите, регуляции социальных отношений и интеграции в социальный организм. При этом ключевую роль играют моральные нормы, обычаи, ритуалы, нормы обычного права, которые выполняют функцию контроля и обеспечение функционирования общества.

Руд Бенедикт изучала конфигурацию культурных элементов внутри различных культур. Она старалась объяснить уникальность культуры с точки того, как сочетаются в ней религия, семейная жизнь, экономика и другие элементы, какой из них имеет определяющее значение.

Мид анализировала момент формирования личности, прослеживая его на стадии первичной социализации и на стадии раннего детства. Вывела механизм трансляции культуры.

В работах других классиков (Клод Леви-Стросс) изучались простейшие трайбовые общества, т.е первичные (аборигенные) типы. Предполагаемый подход был интересен для выявления эволюции данных этнических групп, но не давал ответа на вопросы о тех группах, которые сосуществуют в тесном взаимодействии.

К середине 20 века появляется новое направление, в основе которого лежат принципы взаимодействия культур. Центр взаимодействия – США.

Парк (Чикагская школа) провел одно из первых эмпирических исследований в этом направлении. Их интересовала проблема сохранения этнической группы в инокультурной среде. Успешная адаптация мигрантов была возможна при освоении культуры принимаемого общества, т.е. посредством аккультурации.

Чикагцы исследовали межэтнические отношения и вывели общую тенденцию их развития от изоляции, замкнутости до ассимиляции. В процессе вхождения иммигрантов в другое общество выделялось четыре этапа:1)контакт;2)конкуренция;3)аккомодация (приспособление);4)ассимиляция.

Итоговый вывод: всякое общество представляет собой плавильный котел, где народы с разной скоростью ассимилируются.

Британские ученые, такие как Глакман, Коэн, Митчелл, производили включенное наблюдение и анализ наблюдаемых действий. Изучали такие межгрупповые явления (танцы, праздники и т.д.), затем анализировали смысл действий, мотивацию поведения участников и восприятие групп друг другом.

Изучая межкультурное взаимодействие, они изучали действия участников с точки зрения контекста ситуации взаимодействия. Данные исследования показали, что межгрупповое взаимодействие протекает на основе осознания участниками неравенства социального положения этнических групп и укрепления границ между данными группами.

Выдвинули ключевой тезис о том, что трайбализм (устойчивый комплекс племенной идентичности) не является отмирающим элементом культуры. А постоянно воспроизводится в системе межгрупповых отношений в условиях городской среды. Дальнейшее развитие данный подход получил в работах Барта.

Барт настаивал на том, что главным предметом анализа должно быть не описание элементов культуры, а способы ее социальной организации, удерживающей группу от размывания. Предметом анализа должны стать культурные границы, благодаря поддержанию которых этнические группы при постоянном контакте друг  с другом сохраняют свою обособленность.

В первой половине 20 века анализ показывает, что исследования базировались на модернистской социальной парадигме, исходящей из объективности предмета исследования, признающей способность познающего субъекта рациональными способами его изучить и адекватно его понять. Сам предмет анализа – этнос – то же может измеряться.

Вторая половина 20 века характеризуется сменой методологической парадигмы, и модернистские концепции (позитивизм, структурализм, психологизм, экономический детерминизм) начинают тесниться новыми подходами – постмодернизм. Установки:

1.Отказ от возможности системной целостности объекта исследования, соответственно множество точек зрения.

2.Отказ от противопоставления объекта анализа и познающего субъекта. Субъект, исследуя реальность, интерпретирует ее в рамках собственной культурной ограниченности и, тем самым, творит и конструирует объект своего анализа.

Клод Леви-Стросс подготовил базу этого подхода. Считал, что задача антрополога состоит в том, чтобы обнаружить за осознаваемыми образами элементы бессознательного. Исходная точка его анализа – изучение моделей языковых взаимосвязей, которые являются прототипом структуры родственных связей между людьми. Соответственно, языковая структура отражается в мышлении и на ней же базируются мифы.

Созданная теория мифов выступает ключом к созданию теорий общества. Культуру понимают не в традициях классической этнографии (или модернистской антропологии), а как систему значений, воплощенных в словах, действиях, одежде и других явлениях, посредством которых люди вступают друг с другом в коммуникации. При этом подходе культура выступает неким совокупным текстом, а социальный антрополог интерпретатором этого текста.

Сторонники постмодернизма говорили, что культура – это не статическая комбинация культурных элементов или моделей, а постоянно изменяющийся процесс смены этих моделей, в том числе и в зависимости от политической ситуации, в которой оказалось этническое сообщество. Культура – это не столько как изначальное данное, сколько как конструированное исследователями.

5.Теоретические подходы к изучению миграции и миграционных процессов.

В широком смысле, под миграцией понимают любое перемещение населения за границы определенной территории, независимо от того, с какой целью и на какой срок оно предпринимается.

Узкая трактовка: миграция – это перемещение, связанное с изменением места постоянного проживания.

Миграция включает в себя такие виды:

1)маятниковая – регулярное перемещение между двумя и более населенными пунктами без изменения места жительства связанное с работой, учебой ил отдыхом; относят ежедневные поездки и поездки на несколько дней (до недели);

2)сезонные – это поездки, связанные с регулярным, достаточно длительным, хотя и временным изменением места жительства (в пределах года).

Для классификации миграционных потоков существует много оснований. Два типа миграций:

1)миграции между населенными пунктами разного ранга; вертикальные – в разные пункты разного статуса (более высокого или низкого) и горизонтальные – между населенными пунктами одного ранга;

2)внутренние – миграции внутри одного государства и внешние – переезд на место жительства (или с другой целью) в другое государство.

Методологические подходы к управлению миграциями:

1.Административный подход; опирается на две парадигмы:

- общество, в конечном счете, состоит из индивидов, слабо связанных друг с другом семейными, этническими, социальными и другими связями;

- индивид в любой момент времени в соответствии с политическими решениями может быть переселен в любую точку доступного географического пространства, причем необязательно насильственным путем.

2.Позитивистский подход; суть состоит в том, что миграционное поведение каждого отдельного индивида рассматривается как результат индивидуального выбора, зависящий от целого ряда факторов: географических, экономических, экологических. Рассматривал человека с позиции человека экономического, т.е. в качестве важнейшего мотива миграционного поведения позитивисты рассматривают заинтересованность индивида или нуклеарной (малой) семьи в улучшении своего положения, в увеличении своего дохода. Такой подход имел отношение в обществе, основанном на индивидуализме и рыночных отношениях. Допускал сильное упрощение относительно психологических характеристик потенциальных и реальных мигрантов.

3.Теория гравитации была предложена ученым Рейли в 1929 году, который предполагал, что перемещение людей между населенными пунктами должно быть прямо пропорционально общей численности и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. На базе этой модели Ципман была разработана концепция наименьших усилий, согласно которой миграция между двумя населенными пунктами тем вероятней, чем легче получить информацию об условиях жизни в каждом из них и чем меньше усилия, которые нужно затратить на переезд.

4.Социологический подход исходит из того, что есть социальные факторы, влияющие на миграции. В основе этносоциологического подхода будет не абстрактная модель человека экономического, а концепция культуры как коллективного способа процесса адаптации к окружающей природной и социальной вреде. Этот подход – новый уровень понимания механизмов миграции, неотделимый от учета исторических традиций народа.

Русские – одни из самых подвижных этносов в мире. Миграции шли организованно и стихийно.

6.Миграции в истории Кубани.

Активное заселение территории Кубани начинается в конце 18 века. Это было связано с включением кавказских территорий в состав Российской Империи, экономическое и демографическое развитие территорий. Населяли адыги, наиболее крупными из которых были шапсуги (около 150 тыс.чел.), проживали бжедуги, абазехи, натухаевцы, жанеевцы, шикаги, тимергоевцы, хатукаевцы, адомиевцы, идерукаевцы, махоши, бислинеевцы.

Шапсуги занимали территорию вдоль Черноморского побережья. Демократические племена: шапсуги, натухаевцы, абазехи не имели ярко выраженной сословной иерархии.

Кавказская война (завершилась в 1864 г.) внесла существенные изменения в этническую карту Северного Кавказа. На территорию Османской Империи переселилась значительная часть местного населения. Этот этап получил название махаджество.

В 1866 г. было издано постановление «о привлечении на Кавказ иностранцев христианского вероисповедания».

На территории Северного Кавказа расселяются казаки (субэтнос). Расселения на данной территории связаны с этапами заселения (манифест Екатерины и т.д.). Казаки состояли из двух блоков: украинцы (западные районы края) и русские (восточные районы края).

В 1860 г. было образовано Кубанское казачье войско, Кубанская область, что привело к созданию Кубанского казачества.

В 1875 г. была открыта железная дорога Ростов-Владикавказ, которая проходила через Кавказ.

Переселяется активный поток греков и армян. Первые упоминания об армянах на Кубани относятся к 12 в. Осели в кавказских горах. Получили название черкесогаи. Они были сильно акультурированы, но оставалось армянское самосознание и принадлежность Армянской Апостольской церкви.

В 1839 г. был основан армянский аул. В 1841 г. он получил название Армавир.

Трапезунские и амшенские армяне – новый поток в 1866, 1915, 1955 гг. Первое поселение – село Армянское Шапсуга (1864/66 гг.; современная Тынгинка). Приток был связан с политикой геноцида. Большинство проживало в Кубанской области (до 10 тыс.чел.). Селились в Майкопской области (на территории между Майкопом и Хадыженском), проживали в Анапе, Краснодаре, Майкопе, Армавире.

Часть греков проживала в станице Гривенское, а часть в Переяславском.

Первое поселение в 1862 г. на месте заброшенной станицы Витязевской (ныне район Анапы). В 1864 г. основывают село Мерчанское. Греки поселяются на территории Туапсе. Основное занятие – табаководство. Большинство греков проживало в Черноморской губернии.

Немцы переселяются во второй половине 19 века. Должны были заниматься развитием животноводства, пивоварения и т.д. Первое поселение в 1852 г. село Михельсталь (Ейский район), в 1860 г. – Александрфельт. Мигрировали из Российской Империи. Здесь расселяются баварцы и швабы – южные немцы. Проживала конфессиональная группа менонитов (язык плайлдольч).

В районе станицы Тифлитской была основана Эгенфельстская Волость. Немцы селились в Кубанской области (около 20 тыс.чел.). Эгенфельд-Вановское (Тбилисская и Ладожская), Александрфельд – село Леоновское, Розенфельд – Шаймейтевское, Михельсталь – село Воронцовское.

Первое поселение молдаван было в 1869 г. – село Шайбаново-Тхамахинское (Северский район). Часть молдаван зачислялась в Казачье войско. Заселяются в Пеленково, Веселое, Молдовка (Черноморское побережье). В 1875 г. было основано село Молдаванское (ныне Крымский район). Занимались садоводством, виноградством. Причина переселения – безземелье.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Этносоциология"