Сервисное обслуживание населения на уровне местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Местное самоуправление — реальный феномен. В России наиболее интенсивное его изучение велось в XIX в. (особенно во второй его половине) и в XX в. Местное самоуправление — институт народовластия, существующий на протяжении всей истории человечества, имеющий специфические местные особенности, отличные от федерального и региональных уровней.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….с. 3
Раздел 1. Сервисное обслуживание население на уровне местного самоуправления……………………………………………………………………..с. 5
Раздел 2. Зарождение концепции муниципального управления как сервисного обслуживания населения…………………………………………………………...с.11
Заключение……………………………………………………………………….с.18
Список литературы……………………………………………………………...с.20

Файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 40.47 Кб (Скачать)

  27) создание  условий для развития физической  культуры и спорта в муниципальном  образовании;

  28) обеспечение  социальной поддержки и содействие  занятости населения;

  29) участие  в охране окружающей среды  на территории муниципального  образования;

  30) обеспечение  противопожарной безопасности в  муниципальном образовании, организация  муниципальной пожарной службы.

   Положения данного Федерального закона в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

   Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

  Органы  местного самоуправления:

  1. Представительный  орган местного самоуправления  состоит из депутатов, избираемых  на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании в соответствии  с федеральными законами и  законами субъектов Российской  Федерации.

    Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

  В исключительном ведении представительных органов  местного самоуправления находятся:

  1) принятие  общеобязательных правил по предметам  ведения муниципального образования,  предусмотренных уставом муниципального  образования;

  2) утверждение  местного бюджета и отчета  о его исполнении;

  3) принятие  планов и программ развития  муниципального образования, утверждение  отчетов об их исполнении;

  4) установление  местных налогов и сборов;

  5) установление  порядка управления и распоряжения  муниципальной собственностью;

  6) контроль  за деятельностью органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, предусмотренных  уставами муниципальных образований.    

  2. Исполнительный орган - уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. 

  Наименование  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки  полномочий, подотчетность, вопросы  организации и деятельности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации.

  Органы  местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц  местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок  их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

  Раздел 2. Зарождение концепции муниципального управления как сервисного обслуживания населения.                                             

                                                                                                                                                                                                                                        Становление местного самоуправления в современной России проходит весьма сложно. В научном плане вполне естественно, что есть различные взгляды на местное самоуправление, его природу. Но есть и конституционная целевая установка, и независимо от разнообразия подходов именно на ее основе должно формироваться демократическое местное самоуправление, с тем чтобы оно вносило свою лепту в развитие российской государственности. Все ценное, выработанное наукой и практикой, необходимо использовать для обогащения концепции местного самоуправления и ее воплощения в государственном и общественно-политическом строительстве1.

  Поскольку в России местное самоуправление является конституционно закрепленной реальностью, российская концепция местного самоуправления отражает и общие закономерности, и свои внутригосударственные особенности (в том числе связанные с федеративной структурой государства). Можно назвать следующие главные черты этой концепции.

  1. Местное  самоуправление в России —  часть конституционного строя общества и государства. Как уже говорилось, официальная основа для такого вывода заложена в Конституции РФ: именно в ее гл. 1 «Основы конституционного строя» включена ст. 12, закрепившая, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Как известно, основы конституционного строя носят базовый характер, обусловливают реальную систему конституционно-политических отношений в стране, все дальнейшее конституционно-правовое регулирование, более того — даже в самой Конституции РФ все последующие положения не могут противоречить основам конституционного строя (это зафиксировано в ч. 2 ст. 16 Конституции). Таким образом, можно как угодно относиться к местному самоуправлению, но непреложен тот факт, что строй общественной и государственной жизни в России учитывает наличие местного самоуправления и должен способствовать реализации и совершенствованию его институтов.

  Кроме того, основы конституционного строя представляют собой главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства. И поскольку  местное самоуправление выделено в качестве элемента конституционного строя, это означает, что Конституция РФ связывает местное самоуправление с реализацией прав и свобод человека, обеспечением гражданского мира и согласия в обществе, с незыблемостью демократической организации российской государственности2.

  2. В основе  концепции местного самоуправления  в Российской Федерации лежит также принцип народовластия. Иначе говоря, как подчеркивалось ранее, местное самоуправление в России является одной из форм народовластия. Конституция РФ (ст. 3) определила, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Он «осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Таким образом, концептуально местное самоуправление рассматривается как один из уровней единой публичной власти в государстве. Народовластие, реализуемое через государственные органы на уровне Российской Федерации и ее субъектов, дополняется народовластием на уровне проживания населения — муниципальных образований.

  3. Местное  самоуправление призвано играть  важную роль в качестве одного  из принципиальных инструментов  соединения публичной власти и гражданского общества. Осуществляя функции власти, местное самоуправление в состоянии обеспечивать участие граждан и гражданский контроль в отношении многих общественно-политических процессов.

  Это в  какой-то мере сближает местное самоуправление с общественными институтами, однако не отождествляет с ними. Местное самоуправление нельзя рассматривать как вид общественного, гражданского самоуправления, т.е. самоуправления общественных организаций граждан. Во-первых, общественные объединения создаются на основе волеизъявления граждан; обязательность местного самоуправления, органов местного самоуправления устанавливается Конституцией РФ. Во-вторых, с местным самоуправлением граждане связаны фактом проживания на определенной территории; принадлежность к общественному объединению определяется общностью интересов независимо от места проживания, не ограниченных территорией муниципального образования. В-третьих, местное самоуправление выполняет задачи, определенные государством, связанные с жизнеобеспечением населения; общественные объединения свободны в выборе направлений своей деятельности, они самостоятельно определяют эти направления и в любое время могут их изменить или принять решение о прекращении своей деятельности.

  4. Российская  конституционная концепция местного  самоуправления строится на наличии личного права каждого гражданина и коллективного права граждан (населения) на осуществление местного самоуправления.

  Конституция РФ и Федеральный закон 2003 г. «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорят о том, что граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, использования иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Множественное число — «граждане» — не означает, что данное право осуществляется только коллективно, ведь участие в голосовании, в обсуждении вопросов местного значения и т. д. предполагает индивидуальное и добровольное желание гражданина участвовать в соответствующем мероприятии3.

  Таким образом, реализация права гражданина на участие  в решении вопросов местного значения заключается: во-первых, в формировании органов местного самоуправления; каждый гражданин (достигший соответствующего возраста, дееспособный) имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления; во-вторых, в участии в местных референдумах, голосованиях по отзыву депутатов и иных выборных лиц, сходах граждан, осуществлении правотворческой инициативы, публичных слушаниях, собраниях, конференциях, опросах граждан и т. д.; в-третьих, в доступе к муниципальной службе4.

  Коллективное  право населения на местное самоуправление реализуется одновременно с правом на местное самоуправление граждан как жителей муниципального образования. Это право основано на конституционных принципах, которые являются общими для всей системы институтов правового положения личности, а также непосредственной демократии.

  Между индивидуальной и коллективной формами осуществления  местного самоуправления нет противостояния, одно без другого невозможно. Во многих случаях результат достигается лишь при коллективных формах местного самоуправления (выборы, работа представительных органов муниципальных образований, публичные слушания и т. д.), но сами они возможны на базе индивидуального участия граждан.

  Личное  сознательное участие в местном  самоуправлении сближает индивидуальные интересы с групповыми, порождает способность и готовность к ответственности за состояние дел на уровне не только муниципального образования, но и региона, Российской Федерации в целом.

  5. Концепция  предполагает самостоятельность местного самоуправления, Это закреплено в ст. 12 Конституции РФ: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно». Принцип самостоятельности предполагает, что местное самоуправление занимает свое место в системе общественных в целом и конкретно государственно-правовых отношений. Им не могут «командовать» какие-то структуры общества (партии и другие общественные объединения, различные гражданские форумы и т. д.). Не менее важно и то, что с местным самоуправлением должно тесно сотрудничать государство; однако местное самоуправление самостоятельно и от органов государственной власти. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Не следует преувеличивать значение этого положения Конституции РФ. Являясь «вариантом» публичной власти, местное самоуправление не может быть ни искусственно, ни как-либо еще отделено от государственной власти, оно должно быть частью единой власти и одновременно характеризоваться как народное самоуправление. Таким образом, признание местного самоуправления как разновидности власти народа — муниципальной власти, которая, являясь публичной, не является государственной, означает существование муниципальной и государственной власти как самостоятельных форм публичной власти.

  Применительно к местному самоуправлению как форме  публичной власти существуют специфические особенности действия конституционного принципа разделения властей. В соответствии с Конституцией РФ этот принцип применяется в отношении разделения государственной власти: в ст. 10 говорится, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Информация о работе Сервисное обслуживание населения на уровне местного самоуправления