Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:24, реферат
Цель данной работы: найти пути решения проблем семьи, воспитывающей «особого» ребенка.
Для реализации данной цели намечены следующие задачи:
1. Анализ особенностей семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями.
2. Построение системы психологической помощи родителям, что будет способствовать их эмоциональной адаптации, позволит принять болезнь ребенка, выработать позитивные установки по отношению как к самим к себе, так и к своему ребенку.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида……………………………………………………………………..…….4
1.1. Исследование проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в литературе…………………………………………………….4
1.2. Уровни проявления качественных изменений в семье с «особым» ребенком…………………………………………………………………………...5
1.3. Периодизация родительского кризиса……………………………………...6
Глава 2. Практическая работа с семьей аномального ребенка………………..10
2.1. Этапы работы с семьей……………………………………………………..10
2.2. Формы и содержание работы с семьей…………………………………….10
Глава 3. Социальная защита государства проблемной семьи………………...13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………
Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей - обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций. Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями. В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.
В заметной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения РФ», Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996г.
Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи семье и детям. эти центры характеризуются много профильностью деятельности и комплексных услуг, хотя на сегодня недостаточного удовлетворены потребности в социально-реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семей и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:
- государственные социальные службы;
- смешанные службы;
- коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.
Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории, функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:
1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;
содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
принятие от населения, и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение, благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;
организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной, социальной помощи;
создание при учреждениях, вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; содействие в организации благотворительных, обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;
содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
содействие в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, технических средств реабилитации детей-инвалидов, денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;
содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;
содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
организация для подростков, безработных Мастерских и цехов при центре;
содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения отдыха, в оформлении документов (в пределах региона).
2. Социально-правовые услуги:
помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
содействие в предоставлении социальных выплат;
участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);
участие в правовой защите личностных интересов детей.
3. Социально-реабилитационные услуги:
организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-
социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
составление индивидуальных коррекционных программ.
4. Психологические услуги:
психопрофилактика и психогигиена;
психодиагностика и обследование личности клиента;
психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
психосоциальное консультирование;
психологический патронаж;
психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;
развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг; профориентация на основе тестирования;
организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;
ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.
5. Педагогические услуги:
педагогическая помощь детям в защите их интересов;
консультативная помощь родителям и детям;
групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
содействие культурно-досуговой деятельности детей;
практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.
6. Социально-медицинские услуги:
содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;
организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;
содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
патронаж беременных женщин и кормящих матерей.
Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и семей, детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением.
Основная задача работников службы – помочь члену семьи (не зависимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.
Рассматриваемая нами конкретная деятельность отдела социальной помощи взаимодействует с различными категориями населения. Изначально определяет круг детей и подростков, нуждающихся в помощи; оказывает также помощь родителям, одиноким матерям, учителям школ – всем, кто окружает ребенка.
Заключение
Численность детей-инвалидов возрастает с каждым годом. Основными причинами, способствующими инвалидности детей, является высокий уровень хронических наследственных заболеваний родителей; болезни новорожденных, вызванные состоянием здоровья матери; запоздалое выявление болезней; неблагоприятные условия труда женщин; ухудшение экологической обстановки и многие другие.
Таким образом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями сложный процесс, т.к. отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определенно содержания, форм и методов психологической помощи.
Анализ литературы по данной проблеме показали, что теоретические и практические аспекты требуют дальнейшей разработки.
Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Вся семья в целом нуждается в психокоррекционной работе. Для определения основных стратегий помощи семьи необходимо учитывать качественные характеристики личностных изменений родителей, ту фазу кризиса, на которой в данный момент находится семья.
Форма работы определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.
Эффективность работы зависит от их участия в тренировочных сессиях, супервизии, использовании видеозаписей, иллюстрирующих те или иные приемы работы.
Список использованной литературы:
1. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Москва 1976.
2. Дж.Браун, Д. Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Питер. Санкт-Петербург.
3. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности. Специальная школа. Бел. АПДИ 1996.
4. В.В. Ткачева. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология М. 1998..
5. Т.Н. Волконская. Возможны способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология 1994.
6. Если ваш ребенок не такой, как другие. Под редакцией А.М. Панова и др. М. 1997.
7. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению // Дефектология 2001.
17