Самоубийство, как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:09, реферат

Краткое описание

Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui — себя, caedere — убивать) — намеренное лишение себя жизни. В русском языке словом "самоубийство" обозначается и индивидуальное и относительно массовое, статистически устойчивое явление. Суицид- само деструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида.

Оглавление

1. Суицид как социальная проблема
1.1 Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида
1.2 Факторы, влияющие на самоубийство
1.3 Профилактика самоубийств
2. Динамика самоубийств в современной России.
3.Приложения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

девиантология.docx

— 123.48 Кб (Скачать)

В результате, все вышеперечисленное  неизбежно привело к повышению  числа суицидов в 1994г., вслед за чем, ввиду некоторых объективных  причин (включая и то, что такое  состояние общества, между прочим, именуемое болезнью, как правило, не может продолжаться долго) число  самоубийств стало незначительно уменьшаться.

Наконец, необходимо проследить изменения, произошедшие за последние два года (т.е. за 1998-99 гг.).

 

 

Распределение умерших по причинам смерти.

 

 

Январь-сентябрь

Справочно 
на 100.000 тыс. населения в целом за 
1998г.

тыс. человек

На 100.000 населения

1999г. в %

к 1998г.

1999г.

1998г.

1999г.

1998г.

Всего умерших

1596,6

1491,9

1466,4

1365,8

107,4

1361,1

             

Несчастные случаи, отравления, травмы

215,4

204,1

197,9

186,9

105,9

187,5

Из них от:

           

Случайные отравления алкоголем

18,5

17,8

17,0

16,3

104,3

17,8

Самоубийства

44,0

40,7

40,4

37,2

108,6

35,4

Убийства

27,3

24,9

25,0

22,8

109,6

23,0

Болезни органов дыхания

69,9

62,1

64,2

56,9

112,8

57,2

Болезни органов пищеварения

44,8

42,1

41,1

38,5

106,8

38,1

Инфекционные заболевания

26,4

20,7

24,3

18,9

128,6

19,0


 

В данной таблице в первую очередь  интересует строка смертности в результате самоубийства. За последний год число  самоубийств увеличилось на 3 процента, и составило 40 тысяч на 100 000 жителей. Таким образом, 1997 год можно охарактеризовать, как год с минимальным показателем  количества самоубийств за рассматриваемый  нами период. Сохраняется тенденция  сокращения населения - число умерших  в сравнении с январем- сентябрем 1998г. увеличилось на 104,7 тыс. человек, или на 7,0%. При этом превышение умерших над родившимися возросло до 1,7 раза. Естественная убыль в этом году составила 668 тысяч человек (со знаком "минус"). Повышение уровня самоубийств за текущий год опять- таки объясняется общественно-политическими причинами.

В августе 1998 года разразился финансовый кризис, который опять изрядно  потрепал нервы и материальные сбережения граждан. Заметное повышение цен, увеличение безработицы и банкротство ряда крупных компаний, внесли свою лепту  в повышение склонности к суициду  среди различных слоёв населения.

Теперь целесообразно будет  упомянуть также и о возрастном характере самоубийства.

В последнее время заметна явная  тенденция к "омоложению" суицида, причём это характерно для всех стран, не только для России. Однако в России, а особенно в таких крупных  городах, как Москва и Санкт-Петербург  увеличение случаев подростковых самоубийств проявляется особенно значительно (в Петербурге лишь за девять месяцев 1998 года совершили суицидальные попытки 619 подростков; почти в полтора раза больше, чем за тот же период 1996 года). В целом по России число самоубийств у детей в 1995 году составило 2911 против 2795 в 1994 году. В 1996 году покончили с собой 2756 детей в возрасте 5-19 лет, из них 2358 в возрасте 15-19 лет.

Причины этого явления по сути своей  те же, что и у взрослого населения: отсутствие механизмов воздействия  общества на индивида, алкоголизм. Из разряда  личностных можно отметить: чувство неприкаянности, банальную антипатию к существующей жизни.

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших  с собой, составляет 12,7% от общего числа  умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством  покончили жизнь 14157 несовершеннолетних.

Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого  достоинства сопутствуют жизни  многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждений, школах, детских  дошкольных интернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается, прежде всего, на детях как наименее защищённой части населения.

Нередко положение усугубляется тем, что должностные лица, ответственные  за обучение, воспитание и содержание детей, недобросовестно относятся  к выполнению своих обязанностей. Иногда на работу с детьми принимаются  не только малоквалифицированные люди, но и те, кто по своим человеческим, моральным качества не могут и не должны работать с детскими коллективами. Жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству.

Статистика сообщает, что в России каждый десятый выпускник детского дома заканчивает жизнь самоубийством (любопытно при этом, что каждый пятый становится преступником, а  каждый четвёртый – бомжем). Проблема здесь не только в воспитании и  малой озабоченностью воспитателей о судьбах детишек, но также и в предрасположенности сирот к самоубийствам и противозаконным действиям. Кроме того, для обитателей детских домов характерны различные психические отклонения (в результате наследственности или общей атмосферы детского дома, интерната или колонии для малолетних). Все это вместе способно объяснить большое число самоубийств.

Давно было замечено, что суицидальное поведение служит важным и тонким индикатором социального, экономического, политического состояния общества. Мне кажется, что проанализированные выше сведения о самоубийствах в  России лишь подтверждают этот тезис.

Приложения

Приложение 1

 

Карта 1. Стандартизованные показатели смертности. От самоубийств и самоповреждений  мужского населения в возрасте 0-64 лет по территориям России в 1996 г. (на 100000 соответствующего населения)

 

 

 

Карта 2. Стандартизованные показатели смертности.От самоубийств и самоповреждений женского населения в возрасте 0-4 лет по территориям России в 1996 г. (на 100000 с ответствующего населения)

 

 

 

Приложение 2

Миф о Сизифе.

“Боги приговорили Сизифа поднимать  огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась  вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужаснее, чем бесполезный  и безнадёжный труд”.

А. Камю “Миф о Сизифе”

Своё, хорошо известное философскому миру, сочинение "Миф о Сизифе" А. Камю начинает со знаменательного  вступления: "Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит  ли или не стоит жизнь того, чтобы  ее прожить, - значит ответить на фундаментальный  вопрос философии. Все остальное - имеет  ли мир три измерения, руководствуется  ли разум девятью или двенадцатью  категориями - второстепенно. Таковы условия  игры: прежде всего, нужно дать ответ".

Во-первых, Камю рассматривал самоубийство как индивидуальный акт: “самоубийство  подготавливается в безмолвии сердца”. Во-вторых, то, что называется причинами  – обычно всего лишь повод. И эти  мысли плавно приводят Камю к основной теме своей работы – теме абсурда  в жизни. Ведёт ли абсурд к смерти? Мы можем, например, вычитать, что чувство  абсурдности – это разлад между  человеком и жизнью: “когда очевидность  и восторг уравновешивают друг друга, мы получаем доступ к эмоциям и  к ясности”. Самоубийцы часто уверены, что жизнь имеет смысл, и взгляд на жизнь как на бессмыслицу совсем не равен утверждению, что она  не стоит того, чтобы ее прожить. Необходимо понять, почему люди добровольно  уходят из жизни и почему остаются. Остаться – значит, вести непрерывную борьбу. Борьба эта предполагает полное отсутствие надежды, но не отчаяние; неизменный отказ, но не отречение и осознанную неудовлетворённость. Все, что уничтожает, скрывает эти требования или идёт в разрез с ними, приводит к абсурду и обесценивает предполагаемую установку сознания.

Древнегреческий мифический герой  Сизиф наказан богами за свой проступок  и вынужден всю жизнь вкатывать  в гору камень, который тут же скатывается назад. “Час, когда можно  вздохнуть облегчённо и который  возобновляется неминуемо, как и  само страдание, есть час просветления ума. В каждое из мгновений после  того, как Сизиф покинул вершину  и постепенно спускается к обиталищам богов, он возвышается духом над  своей судьбой. Он крепче скалы”- пишет Камю. Если этот миф трагичен, то все дело в отчётливом осознании героем своей участи. У Камю Сизиф - это человек, который поднялся над бессмысленностью своего существования, который в этой бессмысленности обрёл свой смысл и свою гордость. Как бы тяжела и бесцельна ни была бы жизнь - это моя жизнь, и я должен ее прожить достойно. Камю считал, что смысл жизни не дан, а задан; смысл жизни должен быть внутри нас, а не вовне. Искание смысла жизни есть борьба против тьмы бессмыслия, это внутреннее преображение, внутреннее творчество человеком самого себя. Но это не значит, что подобные люди, занятые внутренним творчеством, ничего не делают, а заняты только личным спасением. Исканиями и мучениями таких людей в мире накапливается добро. Философ, святой, художник, вообще любой человек, не ограничивающийся внешней жизнью, а ищущий истоки своего бытия, пытающийся найти своё настоящее место в этой жизни, понять своё предназначение, производит и накапливает в мире добро. Без таких людей мир давно бы уже рухнул в пропасть полного хаоса и бессмысленности.

Если рассмотреть сегодняшнего служащего среднего звена, то его  труд столь же однообразен на протяжении значительной части жизни, тем самым  его судьба не менее абсурдна. Но он трагичен только в редкие минуты, когда его посещает ясное сознание.

Человек знает: во-первых, что он хочет, во-вторых, что ему предлагает мир, и в-третьих, что его объединяет с миром. Уничтожить один из вопросов триады - означает уничтожить ее всю.

Самоубийство – полная противоположность  бунту, так как предполагает согласие, согласие с собственными пределами. “Бунт постоянная данность человека самому себе”. Так Камю переносит  в повседневный опыт тему постоянной революции.

Жизнь человека полна скорбей. Но это - случайное отклонение от великой  гармонии всей остальной природы; человеческая жизнь это - необходимая, хотя и полная страданий ступень бытия, диссонанс, без остатка разрешающийся в  мировой гармонии. Страдалец-человек  может отдыхать от тяжких личных переживаний, глядя в лицо природы то величественное, то милое, познавая прекрасную систему  ее стройных законов, возносясь душой  до вершины мироздания.

В человеческой истории для личности больше абсурда, чем цели и смысла. Однако это не повод приходить  человеку в отчаяние и упиваться  трагичностью своей жизни. Самоубийство не есть нелюбовь к жизни и ее благам, просто человек в какой-то момент отчаивается достичь этих благ. Он ненавидит свою бессмысленную  жизнь, а не вообще земную жизнь и  ее блага. Но временное становится вечным, а вечное вообще исчезает и наступает  чувство отчаяния. Для преодоления  этих барьеров человеку нужна свобода  от власти мира над судьбой. И люди действительно пытаются найти собственный  смысл жизни в этом абсурде, оправдать  своё существование. Многие видят смысл  жизни и моральное оправдание своего существования в том, чтобы  переделывать "плохую" действительность, изменять мир с помощью революции  или с помощью развития техники  и т.д.

Рациональное определение свободы, как и судьбы, малозначимы для  личности. В экзистенциальной сфере  рабство в форме фатальной  обусловленности обстоятельствами воспринимается как бег по кругу, разрыв этого круга чреват иллюзией прорыва к свободе. Свобода же воспринимается как поведение вопреки  обстоятельствам.

Не вызывает сомнения, что восстановление персоналистской целостности невозможно ни в сфере «наук о духе», ни в сфере «наук о природе». Во всяком случае, до сих пор этого не было сделано ни на одном известном уровне исследования человека: холистски (целостно), человек не раскрывается ни в одной из областей познания, включая психологию. Остаётся единственный возможный путь реального бытия реальной личности, преодолевающей внутренний разлад через обретение чувства жизни. Камю пишет об этом: ”Сизиф признает, что все хорошо. Отныне эта вселенная, где нет хозяина, не кажется ему ни бесплодной, ни никчёмной. Каждая песчинка камня, каждый вспыхивающий в ночи отблеск руды, вкрапленной в гору, сами по себе образуют целые миры”.

 

 

Приложение 3

Вопрос: "Какие обстоятельства, с Вашей  точки зрения, дают человеку право  распорядиться собственной жизнью, принять решение о ее прекращении?" - классификация свободных ответов  выглядит следующим образом:

31,1% - никакие (в т. ч. "никакие, т. к. это грех перед богом" - 4,7%);

18,7% - неизлечимая болезнь; 

16,7% - невыносимые обстоятельства, безвыходное положение; 

8% - утрата смысла жизни, душевный  кризис;

6,7% - безнадёжная нищета;

4,9% - психические заболевания; 

3,6% - жертва ради кого-то, ради  идей;

3,6% - смерть близких;

3,5% - немощность, страх стать обузой;

1,8% - несчастная любовь, проблемы  в семье; 

1,4% - одиночество. 

Вопрос: "В результате, каких событий, каких обстоятельств, решение уйти из жизни может быть понято и оправдано?" (Оцениваемые ситуации зачитывались по отдельности. Первая цифра - "можно понять, оправдать"; вторая цифра - "нельзя".)

81,9% и 18,1% - ситуации, когда человек  осознанно жертвует своей жизнью  ради спасения жизни другого  человека (случай, когда он не  случайно погибает, а сознательно  идёт на смерть);

72,4% и 27,6% - физические страдания из-за, например, неизлечимой болезни; 

53,1% и 46,9% - физические мучения из-за, например, тяжёлой травмы или  инвалидности;

41,1% и 58,9%. - нравственные страдания  в результате совершения тяжёлого  проступка, например, убийства;

27,3% и 72,7% - психологические проблемы, связанные с утратой смысла  жизни (например, потерей ребёнка,  любимого человека);

24,1% и 75,9% - нравственные мучения в  результате неверного поведения,  приведшего, например, к страданию  близких;

Информация о работе Самоубийство, как социальное явление