Русская социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:07, реферат

Краткое описание

В 40-50-хх годах XIX в. в России остро ощущалась необходимость реформ. В

1861г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых

социальных отношений.

Файлы: 1 файл

Русская социология.docx

— 38.39 Кб (Скачать)

Русская социология.

В 40-50-хх годах XIX в. в России остро ощущалась необходимость реформ. В

1861г. было отменено  крепостное право, что привело  к появлению новых

социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Метафизика и философия уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей в обществе. А значит, накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами. Это привело к зарождению и становлению в России новой науки.

Возникновение социологии в первую очередь связано с  капиталистическим путем развития, по которому Россия медленно продвигалась после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России, которая, как и в Западной Европе, возникла в русле позитивистской традиции. К началу 60-х годов в русском обществоведении сложилась парадоксальная ситуация. Часть конкретных социальных наук - история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие - достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала.

Возникновению социологии как самостоятельной науки предшествовал

подготовительный  этап, в котором выделяется два  направления общественной мысли: западническое и славянофильское. Символически это выражается в том, что российское государство расположено на двух континентах: Европа и Азия.

Западники доказывали, что Россия как часть европейского континента должна пройти европейский путь развития. Они критически относились к существующему в России строю и считали образцом западный парламентаризм. В качестве преобразований выдвигались отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение конституции и организацию просвещения народа. Там, где славянофилы видели самобытность, западники усматривали невежество и насилие.

Славянофилы считали, что необходимо учитывать особенности  азиатского

происхождения государства, его уникальность. Конечно же, они  признавали

отставание России от Запада в области экономики  и техники, но подчеркивали, что она идет впереди в сфере духовной культуры. Славянофилы идеализировали патриархальный уклад быта, общинные традиции и православие. Они утверждали, что понятие «частная собственность» чуждо нашему государству, а на селе должно существовать общинное землепользование. Именно в общине кроется русский коллективизм в противовес западному индивидуализму. Общинные

отношения славянофилы  рассматривали как семейные, поэтому  они тесно связывали общину, семью и государство.

Несомненно, общественную мысль в России отличало особое своеобразие  по сравнению с социальными теориями Запада.  В нашем государстве в течение длительного периода проблемы обществоведения освещались с помощью средств художественной культуры и публицистики.

Философия истории 40-50-х  годов (спор между западниками и славянофилами) оказалась парализованной собственными трудностями. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке - социологии.

Послереформенная  Россия, при всей противоречивости освобождения крестьян от крепостной зависимости, была во многом отличной от дореформенной России, особенно учитывая важнейшие тенденции развития общества, культуры и базовой, массовой личности. Именно эти тенденции и сформулировали национальные потребности в новой общественной науке - социологии, методику которой при этом предлагали брать у западных авторитетов - Д. Милля, Г. Бокля, Г. Спенсера, но особенно у О. Конта.

Формирование социологии для русской культуры имело как  научное  значение, связанное с появлением новой формы мысли, так и более широкий социальный смысл. Это связано с тем, что социология теоретически отражала в самой различной форме требования буржуазного перестроения существующих порядков в России. Несомненно, одной из основных особенностей русской общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережитков крепостничества. Это переплетение нового и старого являлось яркой характеристикой того периода.

Не все политические течения правильно оценивали  сложившуюся ситуацию, но все были едины в ощущении «симптомов болезни» - от консерваторов до левых радикальных кругов. И все предлагали рецепты и методики лечения, столь же различные, сколь различны были интересы стоящих за ними классовых сил.

Например, позитивистская социология в России выступила в  качестве идейного оружия кругов, заинтересованных в известном ограничении самодержавия, в разрушении дворянской монополии на высшее образование, государственное управление. Идеология громадной части русских социологов – мелкобуржуазный демократизм и либерализм. Поэтому в большинстве доминирующих в это время идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 г. они выступали оппозиционерами и критиками царского режима.

Проблема разложения феодального строя и формирования промышленного

капитализма и его  культуры становится, как правильно  отмечал В. И. Ленин,

"главным теоретическим  вопросом" в русском обществоведении.

Усложнение социальной структуры русского общества и  бурный рост городских сословий стимулировали развитие социологии. Капитализм привел к сильному

расслоению населения  города, ломке старых культурных стандартов, создал массу новых профессий. Совокупность этих изменений вызвала в различных слоях русского общества большой интерес к социальным проблемам.

Негативно влияли на развитие социологии  патриархальные традиции.

"Высочайшие" решения  Павла I и Николая I, запрещавшие официальное

использование терминов "общество", "революция" и "прогресс". В пору

крепостного права  верхи сознательно вытравляли из печати любые возможности обсуждения социально-политических проблем. Сопротивление со стороны «управляющей верхушки»  любым научным нововведениям, учебным программам и планам превращало даже такие явления, как чтение книжек не только по социологии или политической экономии, но даже по бактериологии, гигиене, санитарии и биологии в полулегальный процесс. Не только студент, но и уже сложившийся ученый не был застрахован от доносов и контроля.

Ссылки, вынужденная  эмиграция, тюрьма, увольнения, грозные  предупреждения - это страницы биографии А. Щапова, Л. Оболенского, Я. Новикова, П. Лаврова, М.

Ковалевского, Л. Петражицкого, Л. Мечникова, С. Южакова, Н. Стронина, Е. Де Роберти, Б. Кистяковского, П. Сорокина. Хотя не все из них были радикально настроены.

Другим отрицательным  фактором в распространении и  оформлении социологии явились предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведении и т. п. Как правило, их отношение к социологии варьирует от безразличия до откровенной враждебности. Недоброжелательство ломалось очень медленно. И только в первое десятилетие XX в. Междисциплинарные отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологическая точка зрения стала широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии именно

как новая плодотворная теоретическая перспектива в  сравнении с традиционными подходами.

Направления в социологии России Х1Х-ХХв.

Географическое  направление

Позитивистское направление  в русской социологии сформировалось на этапе становления новой науки в конце 60-х конце 80-х годов XIX в.

Одним из течений  позитивизма является географический детерминизм, основателем которого был Мечников Л.И. (1938-1988). Так же в этом направлении работали Соловьев С. М. (1920-1879) и Ключевский В.О.

Наиболее важной работой Мечникова Л. И. было издание  «Цивилизация и великие исторические реки», где он разделяет законы природы и законы общества. В ней же определяются такие понятия, как общественность и общество. Общественностью Мечников Л. И. называет организацию, возникающую на начальных этапах развития органического мира. Общество же он представляет как нескольких человек, объединивших свои усилия в совместной деятельности для достижения общих целей. По мнению данного ученого развитие социологии может быть осуществлено при наличии двух условий. Во-первых, при выявлении специфики социальных

законов. Во-вторых, при определении критериев социального  прогресса с

точностью биологической  науки. Мечников Л.И. пишет, что в  органическом мире основным является закон борьбы за существование, а  социальном мире главенствует закон солидарности и сотрудничества. Он выделяет три типа солидарности: подневольная (принудительная), подчиненная, добровольная.

Мерилом социального  прогресса Мечников Л.И. считает  степень свободы и

добровольности объединений  людей. Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой главным является географический фактор. Природа определяет ход истории, общество способно к солидарности при освоении ее богатств. Первые цивилизации возникают воль рек таких, как Нил, Тигр, Ефрат, Инд, Ганг. Главным природным факторов, по мнению Мечникова Л.И. является вода. Исходя из этого, он выделяет три эпохи в ходе истории:

1.     Речная (период создания древних государств  по берегам рек);

2.     Морская  или среднеземноморская (цивилизации  создаются вокруг морей)

3.     Океаническая (всемирная эпоха, начавшаяся  с открытия Америки)

Ключевский В.О. как  представитель географического  детерминизма, большое внимание уделяет влиянию природы на начальной стадии развития человеческого общества. В русской истории он выделял четыре стадии:

1.     Русь  Днепровская, городовая, торговая (VШ-ХШ века)

2.     Русь  Верхневолжская, удельно-княжеская,  вольно-землевладельческая (ХШ-середина  ХVвека).

3.     Русь  Великая, Московская, царско-боярская, военноземлевладельческая

(конец XV- начало  ХVII века)

4.     Всероссийский  период, императорско-дворянская, фабрично-заводская

(конец XVII- начало XIX века)

Ключевский В.О. выделил  так же и пятую стадию, которую  он назвал периодом правового государства. Этот период должен был наступить после отмены крепостного права и реформ. Ключевский В.О. выделял феномены России: миграция, подчинение государственному аппарату, бюрократия, медленное раскрепощение. Он верил, что его отчество станет сильным государством, авторитетным в мире, с высоким уровнем культуры и образования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сторонники географического детерминизма считали главным в развитии человеческого общества географический

фактор.

Органицизм

Такое направление  социологии, как органицизм, сложилось  на базе идей

европейских социологов, его сторонниками были Лилленфельд  П., Новиков К.А., Стронин А.Н. Концепция органицизма основана на таких понятиях, как организм и организация. Организм – это, прежде всего упорядоченное целое. Сущность органицизма состоит в том, что определенные биологические понятия и закономерности переносятся на общественные явления. Внутри организма существуют иерархия частей, функциональная специализация, управление, а также кооперация, дополнительность и т. д. Здесь присутствуют не только простая обусловленность, но также генетическая преемственность. Они сочетаются с различного рода естественными программами и алгоритмичностью на сигнальной основе, а также с адаптивностью, агрессией в среду, самоорганизацией, самосовершенствованием, саморазвитием и др. Согласно

концепции органицизма  отождествляется живой организм, человека, общество (с его разного рода организациями) и смешанные системы.

Для единичного организма  и человечества в целом существуют определенные общие алгоритмы, закономерности и единые ценности. Они обладают сходными общими свойствами, функциями и отношениями. Это общее включает следующее:

1) существование  на единой – материально-энерго-информационной  – основе в рамках локализованных пространства и времени.

2) системность строения, функций, организации (наличие  структур) и иерархичность;

3) многопараметричность;

4) многофакторность, стохастичность;

Информация о работе Русская социология