Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:20, реферат
Символизм. Религиозные течения в философии.
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем
всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних
идеалах и ощущением приближения гибели существующего
общественно-политического строя.
распадение личности на множество новых рожденных личностей, в которых
продолжается жизнь рода. Розанов проповедовал религию вечного рождения.
Христианство
для него религия смерти.
В учении Владимира Соловьева об универсуме как "всеединстве"
христианский
платонизм переплетается с
идеализма, особенно Ф.В.Шеллинга, естественнонаучном эволюционизмом и
неортодоксальной мистикой (учение о "мировой душе" и др.). Крах
утопического идеала всемирной теократии привел к усилению
эсхатологических (о конечности мира и человека) настроений. Вл.Соловьев
оказал большое
влияние на русскую религиозную
философию и символизм.
Павел Флоренский разрабатывал учение о Софии (Премудрости божией) как
основе осмысленности и целостности мироздания. Он был инициатором нового
типа православного богословствования, богословствования не
схоластического, а опытного. Флоренский был платоником и по-своему
интерпретировал
Платона, в последствии стал священником.
Сергей Булгаков - один из главных деятелей Религиозно-философского
общества «памяти Владимира Соловьева». От легального марксизма, который
он пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии,
затем к православному
богословию, стал священником.
И, конечно же, величиной мирового значения является Николай Бердяев.
Человек, стремившийся к критике и преодолению любых форм догматизма, где
бы они ни появлялись, христианский гуманист, называвший себя «верующим
вольнодумцем». Человек трагической судьбы, изгнанный с Родины, и всю
жизнь болевший за нее душой. Человек, чье наследие, до последнего
времени, изучалось во всем мире, но только не в России. Великий философ,
которого ждет
возвращение на Родину.
Остановимся более подробно на двух течениях, связанных с мистическими и
религиозными
исканиями.
«Одно течение представляла православная религиозная философия, мало,
впрочем приемлемая для официальной церковности. Это прежде всего
С.Булгаков, П.Флоренский и группирующиеся вокруг них. Другое течение
представляла
религиозная мистика и
Вяч.Иванов... и даже А.Блок, несмотря на то, что он не склонен был ни к
каким идеологиям, молодежь, группировавшаяся вокруг издательства
«Мусагет», антропософы*. Одно течение вводило софийность в систему
православной догматики. Другое течение было пленено софийностью
алогической. Космическое прельщение, характерное для всей эпохи, было и
там и здесь. За исключением С.Булгакова, для этих течений совсем не
стоял в центре Христос и Евангелие. П.Флоренский, несмотря на все его
желание быть ультраправославным, был весь в космическом прельщении.
Религиозное возрождение было христианообразным, обсуждались христианские
темы и употреблялась христианская терминология. Но был сильный элемент
языческого возрождения, дух эллинский был сильнее библейского
мессианского духа. В известный момент произошло смешение разных духовных
течений. Эпоха была синкретической, она напоминала искание мистерий и
неоплатонизм
эпохи эллинистической и
Настоящего религиозного возрождения не было, но была духовная
напряженность, религиозная взволнованность и искание. Была новая
проблематика религиозного сознания, связанная еще с течениями XIX века
(Хомяков, Достоевский, Вл.Соловьев). Но официальная церковность
оставалась вне этой проблематики. Религиозной реформы в церкви не
произошло».
Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие
русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей.
Но тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба,
вызов.
В заключении словами Н.Бердяева хочется описать весь ужас, весь трагизм
положения, в котором оказались творцы духовной культуры, цвет нации,
лучшие умы
не только России, но и мира.
«Несчастье культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем
культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от
широких социальных течений того времени. Это имело роковые последствия в
характере, который
приняла русская революция...
жили в разных этажах и даже в разных веках. Культурный ренессанс не имел
сколько-нибудь широкого социального излучения.... Многие сторонники и
выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали
революции, но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность
новыми проблемами философского, эстетического, религиозного,
мистического характера, которые оставались чуждыми людям, активно
участвовавшим в социальном движении... Интеллигенция совершила акт
самоубийства. В России до революции образовались как бы две расы. И вина
была на обеих сторонах, то есть и на деятелях ренессанса, на их
социальном и
нравственном равнодушии...
Раскол, характерный для русской истории, раскол, нараставший весь XIX
век, бездна, развернувшаяся между верхним утонченным культурным слоем и
широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что
русский культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну.
Революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать
творцов культуры... Деятели русской духовной культуры в значительной
своей части принуждены были переселиться за рубеж. Отчасти это была
расплата за
социальное равнодушие творцов духовной
культуры».
Литература:
Бердяев Н. «Самопознание»,
М., 1990.
Белый А. «Начало
века», М., 1990
Белый А. «Между
двух революций», М., 1990
Долгополов Л.К.
«Андрей Белый и его роман
«Петербург», Л., 1988
Блок А. «Десять
поэтических книг», М., 1980
Русская поэзия
XIX - начала XX в., М., 1987
Три века русской
поэзии, М., 1968
Гиппиус З.Н. «Живые
лица», Тбилиси, 1991
Большой энциклопедический
словарь, М., 1994
Бердяев Н. Самопознание.
М., 1990, с. 129, 153.
Бальмонт К.Д.
Горные вершины. Кн. 1. М. 1904, с. 75, 76, 94.
Белый А. Арабески.
Книга статей. М., 1911, с. 258.
* Эсхатология
- религиозное учение о конечных судьбах
мира и человека.
* Эзотерический - тайный, скрытый, предназначенный исключительно для
посвященных.
* Экстатический - восторженный, исступленный, находящийся в состоянии
экстаза.
Белый А. Между
двух революций. М., 1990, с.193.
Гинзбург Лидия.
О старом и новом. Статьи и очерки.
Л., 1982, с. 349.
* Антропософия - сверхчувствительное познание мира через самопознание
человека как
космического существа.
Бердяев Н. Самопознание.
М., 1990, с. 152.
Бердяев Н. Самопознание. М., 1990, с. 138, 154.