Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:20, реферат
Символизм. Религиозные течения в философии.
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем
всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних
идеалах и ощущением приближения гибели существующего
общественно-политического строя.
А.Блока... Второй сборник стихов Блока интереснее, пышнее первого. Как
удивительно соединен тончайший демонизм здесь с простой грустью бедной
природы русской, всегда той же, всегда рыдающей ливнями, всегда сквозь
слезы пугающей нас оскалом оврагов... Страшна, несказуема природа
русская. И Блок
понимает ее как никто...»
Третий сборник «Земля в снегу» (1908) был принят критикой в штыки.
Критики не захотели
или не сумели понять логику новой книги
Блока.
Четвертый сборник «Ночные часы» вышел в 1911 году, очень скромным
тиражом. Ко времени его выхода Блоком все более овладевало чувство
отчужденности от литературы и до 1916 года он не выпустил ни одной книги
стихов.
Трудные и запутанные отношения, длившиеся почти два десятилетия,
сложились между
А.Блоком и А.Белым.
На Белого произвели огромное впечатление первые стихи Блока: «Чтобы
понять впечатления от этих стихотворений, надо ясно представить то
время: для нас, внявших знакам зари, нам светящей, весь воздух звучал,
точно строки А.А.; и казалось, что Блок написал только то, что сознанию
выговаривал воздух; розово-золотую и напряженную атмосферу эпохи
действительно осадил он словами». Белый помог выпустить первую книгу
Блока (в обход московской цензуры). В свою очередь и Блок поддерживал
Белого. Так он сыграл решающую роль в появлении на свет главного романа
Белого «Петербург», публично дал высокую оценку и «Петербургу» и
«Серебряному
голубю».
Наряду с этим их отношения и переписка доходили до враждебности;
постоянные упреки и обвинения, неприязнь, язвительные уколы, навязывание
дискуссий отравляли
жизнь обоих.
Однако, несмотря на всю сложность и запутанность отношений творческих и
личных, оба поэта продолжали уважать, любить и ценить творчество и
личность друг друга, что еще раз подтвердило выступление Белого на
смерть Блока.
После революционных событий 1905 года в рядах символистов еще более
усилились противоречия, которые в конце концов привели это направление к
кризису.
Нельзя, однако, не отметить, что русские символисты внесли существенный
вклад в развитие отечественной культуры. Наиболее талантливые из них
по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти свое
место в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались
отыскать новые способы для художественного осмысления мира. Им
принадлежат серьезные открытия в области поэтики, ритмической
реорганизации
стиха, усиления в нем музыкального
начала.
«Послесимволистическая поэзия отбросила «сверхчувственные» значения
символизма, но осталась повышенная способность слова вызывать
неназванные представления, ассоциациями замещать пропущенное. В
символистическом наследстве жизнеспособнее всего оказалась напряженная
ассоциативность».
В начале второго десятилетия XX века появились два новых поэтических
течения - акмеизм
и футуризм.
Акмеисты (от греческого слова «акме» - цветущая пора, высшая степень
чего-либо) призывали очистить поэзию от философии и всякого рода
«методологических» увлечений, от использования туманных намеков и
символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его
таким, каков он есть: с его радостями, пороками, злом и
несправедливостью, демонстративно отказываясь от решения социальных
проблем и утверждая принцип «искусство для искусства». Однако творчество
таких талантливых поэтов-акмеистов, как Н.Гумилев, С.Городецкий,
А.Ахматова, М.Кузьмин, О.Мандельштам, выходило за рамки провозглашенных
ими теоретических принципов. Каждый из них вносил в поэзию свои, только
ему свойственные
мотивы и настроения, свои поэтические
образы.
С иными взглядами на искусство вообще и на поэзию в частности выступили
футуристы. Они объявили себя противниками современного буржуазного
общества, уродующего личность, и защитниками «естественного» человека,
его права на свободное, индивидуальное развитие. Но эти заявления
нередко сводились к абстрактному декларированию индивидуализма, свободы
от нравственных
и культурных традиций.
В отличие от акмеистов, которые хотя и выступали против символизма, но
тем не менее считали себя в известной степени его продолжателями,
футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых
литературных традиций и в первую очередь от классического наследия,
утверждая, что оно безнадежно устарело. В своих крикливых и дерзко
написанных манифестах они прославляли новую жизнь, развивающуюся под
влиянием науки и технического прогресса, отвергая все, что было «до»,
заявляли о своем желании переделать мир, чему, с их точки зрения, в
немалой степени должна содействовать поэзия. Футуристы стремились
овеществить слово, связать его звучание непосредственно с тем предметом,
которое оно обозначает. Это, по их мнению, должно было привести к
реконструкции естественного и созданию нового, широко доступного языка,
способного разрушить
словесные преграды, разобщающие
людей.
Футуризм объединил разные группировки, среди которых наиболее известными
были: кубофутуристы (В.Маяковский, В.Каменский, Д.Бурлюк, В.Хлебников),
эгофутуристы (И.Северянин), группа «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак и
др.).
В условиях революционного подъема и кризиса самодержавия акмеизм и
футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910-х годов прекратили
свое существование.
Среди новых течений, возникших в русской поэзии в этот период, заметное
место стала занимать группа так называемых «крестьянских» поэтов -
Н.Клюев, А.Ширяевец, С.Клычков, П.Орешин. Некоторое время к ним был
близок С.Есенин, впоследствии вышедший на самостоятельную и широкую
творческую дорогу. Современники видели в них самородков, отражавших
заботы и беды русского крестьянства. Объединяли их также общность
некоторых поэтических приемов, широкое использование религиозной
символики и
фольклорных мотивов.
Среди поэтов конца XIX - начала XX века были и такие, чье творчество не
вписывалось в существовавшие тогда течения и группы. Таковы, например,
И.Бунин, стремившийся продолжать традиции русской классической поэзии;
И.Анненский, в чем-то близкий к символистам и в то же время далекий от
них, искавший свой путь в огромном поэтическом море; Саша Черный,
называвший себя «хроническим» сатириком, блестяще владевший
«антиэстетическими» средствами обличения мещанства и обывательщины;
М.Цветаева с
ее «поэтической отзывчивостью на новое
звучание воздуха».
Для русских литературных течений начала XX века характерен поворот
ренессанса к религии и христианству. Русские поэты не могли удержаться
на эстетизме, разными путями они пытались преодолеть индивидуализм.
Первым в этом направлении был Мережковский, затем ведущие представители
русского символизма начали противополагать соборность индивидуализму,
мистику эстетизму. Вяч.Иванов и А.Белый были теоретиками мистически
окрашенного символизма.
Произошло сближение с
марксизма и
идеализма.
Вячеслав Иванов был один из самых замечательных людей той эпохи: лучший
русский эллинист, поэт, ученый филолог, специалист по греческой религии,
мыслитель, теолог и философ, публицист. Его «среды» на «башне» (так
называли квартиру Иванова) посещали наиболее одаренные и примечательные
люди той эпохи: поэты, философы, ученые, художники, актеры и даже
политики. Происходили самые утонченные беседы на темы литературные,
философские, мистические, оккультные, религиозные, а также и
общественные в перспективе борьбы миросозерцаний. На «башне» велись
утонченные разговоры самой одаренной культурной элиты, а внизу бушевала
революция. Это
было два разобщенных мира.
Наряду с течениями в литературе возникли новые течения в философии.
Начался поиск традиций для русской философской мысли у славянофилов, у
Вл.Соловьева, у Достоевского. В салоне Мережковского в Петербурге были
организованы
Религиозно-философские
представители литературы, заболевшей религиозным беспокойством, так и
представители традиционно-православной церковной иерархии. Вот как
описывал эти собрания Н.Бердяев: «Преобладала проблематика В.Розанова.
Большое значение имел также В.Тернавцев, хилиаст, писавший книгу об
Апокалипсисе. Говорили об отношении христианства к культуре. В центре
была тема о плоти, о поле... В атмосфере салона Мережковских было что-то
сверхличное, разлитое в воздухе, какая-то нездоровая магия, которая,
вероятно, бывает в сектантской кружковщине, в сектах не
рационалистического и не евангельского типа... Мережковские всегда
претендовали говорить от некоего "мы" и хотели вовлечь в это "мы" людей,
которые с ними близко соприкасались. К этому "мы" принадлежал
Д.Философов, одно время почти вошел в него А.Белый. Это "мы" они
называли тайной трех. Так должна была сложиться новая церковь Святого
Духа, в которой
раскроется тайна плоти".
В философии Василия Розанова "плоть" и "пол" означали возврат к
дохристианству, к юдаизму и язычеству. Его религиозное умонастроение
сочеталось с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в
стихии которого Розанов видел основу жизни. Жизнь у него торжествует не
через воскресение к вечной жизни, а через деторождение, то есть