Русская культура в начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:20, реферат

Краткое описание

Символизм. Религиозные течения в философии.


Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем

всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних

идеалах и ощущением приближения гибели существующего

общественно-политического строя.

Файлы: 1 файл

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

факты, которые  могли иметь «пророческий» характер. Этими фактами широко

оснащались и  письменные и устные выступления. 

По характеру  своих внутренних связей поэзия символизма развивалась в то

время в направлении  все более глубокой трансформации  непосредственных

жизненных впечатлений, их таинственного осмысления, целью которого было

не установление реальных связей и зависимостей, а  постижение

«потаенного»  смысла вещей. Эта черта и лежала в основе творческого

метода поэтов символизма, их поэтики, если брать  эти категории в

условных и  общих для всего течения чертах. 

Девятисотые годы - время расцвета, обновления и углубления символистской

лирики. Никакое  другое направление в поэзии не могло  в эти годы

соперничать с  символизмом ни по количеству выпускавшихся  сборников, ни

по влиянию  на читающую публику. 

Символизм был  явлением неоднородным, объединявшим в своих рядах поэтов,

придерживающихся  самых разноречивых взглядов. Некоторые  из них очень

скоро осознали бесперспективность поэтического субъективизма, другим на

это потребовалось  время. Одни из них питали пристрастие к тайному

«эзотерическому»* языку, другие избегали его. Школа русских  символистов

была в сущности достаточно пестрым объединением, тем  более, что входили

в нее как  правило, люди высокоодаренные, наделенные яркой

индивидуальностью. 

Коротко о тех людях, которые стояли у истоков символизма, и о тех

поэтах, в чьем творчестве наиболее ярко выражено данное направление. 

Одни из символистов, такие как, Николай Минский, Дмитрий  Мережковский,

начинали свой творческий путь как представители  гражданской поэзии, а

затем стали  ориентироваться на идеи «богостроительства»  и «религиозной

общественности». Н.Минский после 1884 года разочаровался  в народнической

идеологии и  стал теоретиком и практиком декадентской поэзии,

проповедником идей Ницше и индивидуализма. В период революции 1905 года

в стихах Минского снова появились гражданские  мотивы. В 1905 году

Н.Минский издавал  газету «Новая жизнь», ставшую легальным  органом

большевиков. Работа Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях

современной русской литературы» (1893) являлась эстетической декларацией

русского декадентства. В своих романах и пьесах, написанных на

историческом  материале и развивающих концепцию  неохристианства,

Мережковский  пытался осмыслить мировую историю  как вечную борьбу

«религии духа» и «религии плоти». Мережковский - автор исследования

«Л.Толстой и  Достоевский» (1901-02), которое вызвало  огромный интерес у

современников. 

Другие - например, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт (их еще иногда

называли «старшими  символистами») - рассматривали символизм как новый

этап в поступательном развитии искусства, пришедший на смену  реализму, и

во многом исходили из концепции «искусства для искусства». Поэзии

В.Брюсова присуща  историко-культурная проблематика, рационализм,

завершенность образов, декламационный строй. В стихах К.Бальмонта -

культ Я, игра мимолетностей, противопоставление «железному веку»

первозданно целостного «солнечного» начала; музыкальность. 

И, наконец, третьи - так называемые «младшие» символисты (Александр

Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) - были приверженцы

философско-религиозного понимания мира в духе учения философа

Вл.Соловьева. Если в первом поэтическом сборнике А.Блока  «Стихи о

Прекрасной Даме» (1903) встречаются часто экстатические* песни, которые

поэт обращал  к своей Прекрасной Даме, то уже в сборнике «Нечаянная

радость» (1907) Блок явно идет к реализму, заявляя в  предисловии к

сборнику: «Нечаянная радость» - это мой образ грядущего  мира». Для

ранней поэзии А.Белого характерны мистические мотивы, гротескное

восприятие действительности («симфонии»), формальное

экспериментаторство. Поэзия Вяч.Иванова ориентирована  на

культурно-философскую  проблематику античности и средневековья; концепция

творчества - религиозно-эстетическая. 

Символисты постоянно  спорили друг с другом, пытаясь доказать правоту

именно своих  суждений об этом литературном направлении. Так, В.Брюсов

рассматривал  его как средство создания принципиально  нового искусства;

К.Бальмонт видел  в нем путь постижения сокровенных, неразгаданных глубин

человеческой души; Вяч.Иванов считал, что символизм поможет преодолеть

разрыв между  художником и народом, а А.Белый  был убежден, что это та

основа, на которой  будет создано новое искусство, способное преобразить

человеческую  личность. 

Рассмотрим более  подробно творчество А.Белого, как одного из ведущих

теоретиков символизма. 

Андрей Белый - поэт самобытный и оригинальный. В  его поэзии контрастно

сосуществовали  пафос и ирония, бытовые зарисовки  и интимные переживания,

картины природы  и философские размышления. В 1904 году выпустил книгу

стихов «Золото  в лазури», в которой заявил о  себе как талантливый

поэт-символист. 

Андрей Белый, как теоретик символизма, так раскрывает смысл своей

платформы: «символизм, приемля лозунги исторических школ, их вскрывает в

...их «плюсах»  и «минусах»; он - самосознание творчества, как критицизм;

до него оно  слепо: он противопоставляет себя «школам» там, где эти школы

нарушают основной лозунг единства формы и содержания; романтики его

нарушают в  сторону содержания, переживаемого  субъективно; сентенционизм

- в сторону  содержания, понимаемого абстрактно; современный классицизм

(пассеизм) его  нарушает в сторону формы. 

Единство формы  и содержания нельзя брать... ни зависимостью содержания

от формы (грех формалистов), ни исключительной зависимостью приема

конструкции от абстрактно понятого содержания (конструктивизм).

«Реализм, романтизм... проявление единого принципа творчества» - в

символизме». 

Значительное  место в творчестве А.Белого занимала проза. Его перу

принадлежат романы «Серебряный голубь» (1909), «Петербург» (1913-1914),

«Котик Летаев» (1922), трилогия «Москва» (1926-1932), для которых

характерны временные  смещения, разорванность и клочковатость  сюжета,

свободная композиция, нарочитое использование разных ритмов

повествования. 

Символизм Белого - особый символизм, имеющий мало общего со словесной

догматикой Брюсова, или многословием «Стихов о Прекрасной Даме» Блока,

или импрессионизмом  Анненского. Он весь нацелен в будущее, он гораздо

больше имеет  общего со стиховой разорванностью Цветаевой, с речью

«точной и нагой» Маяковского. Его стихи лишены шифра, шифр здесь

заменила ассоциация, которая стала главным поэтическим  средством не

только Белого-поэта, но и Белого-прозаика, и даже Белого-критика  и

публициста. Математически  точно рассчитанное употребление слова и

словесного образа постоянно взаимодействует у  Белого со стихией его

лирического «я», в которой господствует уже не только зрительное, но и

музыкальное начало. 

Всю жизнь, с  ранней юности, А.Белым владело одно грандиозное чувство -

чувство мирового неблагополучия, едва ли не надвигающегося «конца

света». Это чувство  Белый пронес через всю свою жизнь, им питал свои

произведения, им же напитал и главную, искомую  идею всей своей жизни и

своего творчества - идею братства всех людей на свете, идею духовного

родства, которое  перекрыло бы все барьеры, прошло бы поверх социальных

различий и  социального антагонизма, давши  в итоге возможность людям -

каждому человеку в отдельности и всему человечеству в целом - сохранить

себя, индивидуальные особенности своей натуры в эти грозные и чреватые

годы. 

Своей вечной неудовлетворенностью и напряженностью исканий, глубоким

гуманизмом, нравственной чистотой и непосредственностью, этическим

максимализмом, художественными и поэтическими открытиями, глубиной идей

и пророчеств, стремлением  отыскать выход из того кризисного состояния, в

котором оказалось  человечество, наконец самим характером своей личности

- нервной, ищущей, срывающейся в бездны отчаяния, но и воспаряющей на

высоты великих  прозрений, - всем этим Белый прочно вписал свое имя в

историю ХХ века. 

Одно из ведущих  мест в русской литературе по праву  занимает Александр

Блок. Блок - лирик  мирового масштаба. Вклад его в  русскую поэзию

необычайно богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой

и трагической  любви, величавые ритмы итальянских  стихов, пронзительно

очерченный лик  Петербурга, «заплаканная краса» деревень - все это с

широтой и проникновением гения вместил в своем творчестве Блок. 

Первая книга  Блока «Стихи о Прекрасной Даме» вышла в 1904 году.

Блоковская лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические  тона:

реальному миру в ней противопоставлен постигаемый  лишь в тайных знаках и

откровениях призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился  под сильным

влиянием учения Вл.Соловьева о «конце света» и  «мировой душе». В русской

поэзии Блок занял свое место как яркий  представитель символизма, хотя

дальнейшее его  творчество перехлестнуло все символические  рамки и

каноны. 

Во втором сборнике стихов «Нечаянная радость» (1906) поэт открыл себе

новые пути, которые  лишь намечались в первой его книге. 

Андрей Белый  стремился проникнуть в причину  резкого перелома в музе

поэта, казалось только что «в неуловимых и нежных строчках» воспевавшего

«приближение  вечно-женственного начала жизни». Он увидел ее в близости

Блока к природе, к земле: «Нечаянная радость» глубже выражает сущность

Информация о работе Русская культура в начале XX века