Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:20, реферат
Символизм. Религиозные течения в философии.
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем
всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних
идеалах и ощущением приближения гибели существующего
общественно-политического строя.
факты, которые могли иметь «пророческий» характер. Этими фактами широко
оснащались и
письменные и устные выступления.
По характеру своих внутренних связей поэзия символизма развивалась в то
время в направлении все более глубокой трансформации непосредственных
жизненных впечатлений, их таинственного осмысления, целью которого было
не установление реальных связей и зависимостей, а постижение
«потаенного» смысла вещей. Эта черта и лежала в основе творческого
метода поэтов символизма, их поэтики, если брать эти категории в
условных и
общих для всего течения чертах.
Девятисотые годы - время расцвета, обновления и углубления символистской
лирики. Никакое другое направление в поэзии не могло в эти годы
соперничать с символизмом ни по количеству выпускавшихся сборников, ни
по влиянию
на читающую публику.
Символизм был явлением неоднородным, объединявшим в своих рядах поэтов,
придерживающихся самых разноречивых взглядов. Некоторые из них очень
скоро осознали бесперспективность поэтического субъективизма, другим на
это потребовалось время. Одни из них питали пристрастие к тайному
«эзотерическому»* языку, другие избегали его. Школа русских символистов
была в сущности достаточно пестрым объединением, тем более, что входили
в нее как правило, люди высокоодаренные, наделенные яркой
индивидуальностью.
Коротко о тех людях, которые стояли у истоков символизма, и о тех
поэтах, в чьем
творчестве наиболее ярко выражено данное
направление.
Одни из символистов, такие как, Николай Минский, Дмитрий Мережковский,
начинали свой творческий путь как представители гражданской поэзии, а
затем стали ориентироваться на идеи «богостроительства» и «религиозной
общественности». Н.Минский после 1884 года разочаровался в народнической
идеологии и стал теоретиком и практиком декадентской поэзии,
проповедником идей Ницше и индивидуализма. В период революции 1905 года
в стихах Минского снова появились гражданские мотивы. В 1905 году
Н.Минский издавал газету «Новая жизнь», ставшую легальным органом
большевиков. Работа Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях
современной русской литературы» (1893) являлась эстетической декларацией
русского декадентства. В своих романах и пьесах, написанных на
историческом
материале и развивающих
Мережковский
пытался осмыслить мировую
«религии духа» и «религии плоти». Мережковский - автор исследования
«Л.Толстой и Достоевский» (1901-02), которое вызвало огромный интерес у
современников.
Другие - например, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт (их еще иногда
называли «старшими символистами») - рассматривали символизм как новый
этап в поступательном развитии искусства, пришедший на смену реализму, и
во многом исходили из концепции «искусства для искусства». Поэзии
В.Брюсова присуща историко-культурная проблематика, рационализм,
завершенность образов, декламационный строй. В стихах К.Бальмонта -
культ Я, игра мимолетностей, противопоставление «железному веку»
первозданно целостного
«солнечного» начала; музыкальность.
И, наконец, третьи - так называемые «младшие» символисты (Александр
Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) - были приверженцы
философско-религиозного понимания мира в духе учения философа
Вл.Соловьева. Если в первом поэтическом сборнике А.Блока «Стихи о
Прекрасной Даме»
(1903) встречаются часто
поэт обращал к своей Прекрасной Даме, то уже в сборнике «Нечаянная
радость» (1907) Блок явно идет к реализму, заявляя в предисловии к
сборнику: «Нечаянная радость» - это мой образ грядущего мира». Для
ранней поэзии А.Белого характерны мистические мотивы, гротескное
восприятие действительности («симфонии»), формальное
экспериментаторство. Поэзия Вяч.Иванова ориентирована на
культурно-философскую проблематику античности и средневековья; концепция
творчества - религиозно-эстетическая.
Символисты постоянно спорили друг с другом, пытаясь доказать правоту
именно своих суждений об этом литературном направлении. Так, В.Брюсов
рассматривал его как средство создания принципиально нового искусства;
К.Бальмонт видел в нем путь постижения сокровенных, неразгаданных глубин
человеческой души; Вяч.Иванов считал, что символизм поможет преодолеть
разрыв между художником и народом, а А.Белый был убежден, что это та
основа, на которой будет создано новое искусство, способное преобразить
человеческую
личность.
Рассмотрим более подробно творчество А.Белого, как одного из ведущих
теоретиков символизма.
Андрей Белый - поэт самобытный и оригинальный. В его поэзии контрастно
сосуществовали пафос и ирония, бытовые зарисовки и интимные переживания,
картины природы и философские размышления. В 1904 году выпустил книгу
стихов «Золото в лазури», в которой заявил о себе как талантливый
поэт-символист.
Андрей Белый, как теоретик символизма, так раскрывает смысл своей
платформы: «символизм, приемля лозунги исторических школ, их вскрывает в
...их «плюсах» и «минусах»; он - самосознание творчества, как критицизм;
до него оно слепо: он противопоставляет себя «школам» там, где эти школы
нарушают основной лозунг единства формы и содержания; романтики его
нарушают в сторону содержания, переживаемого субъективно; сентенционизм
- в сторону содержания, понимаемого абстрактно; современный классицизм
(пассеизм) его
нарушает в сторону формы.
Единство формы и содержания нельзя брать... ни зависимостью содержания
от формы (грех формалистов), ни исключительной зависимостью приема
конструкции от абстрактно понятого содержания (конструктивизм).
«Реализм, романтизм... проявление единого принципа творчества» - в
символизме».
Значительное место в творчестве А.Белого занимала проза. Его перу
принадлежат романы «Серебряный голубь» (1909), «Петербург» (1913-1914),
«Котик Летаев» (1922), трилогия «Москва» (1926-1932), для которых
характерны временные смещения, разорванность и клочковатость сюжета,
свободная композиция, нарочитое использование разных ритмов
повествования.
Символизм Белого - особый символизм, имеющий мало общего со словесной
догматикой Брюсова, или многословием «Стихов о Прекрасной Даме» Блока,
или импрессионизмом Анненского. Он весь нацелен в будущее, он гораздо
больше имеет общего со стиховой разорванностью Цветаевой, с речью
«точной и нагой» Маяковского. Его стихи лишены шифра, шифр здесь
заменила ассоциация,
которая стала главным
только Белого-поэта, но и Белого-прозаика, и даже Белого-критика и
публициста. Математически точно рассчитанное употребление слова и
словесного образа постоянно взаимодействует у Белого со стихией его
лирического «я», в которой господствует уже не только зрительное, но и
музыкальное начало.
Всю жизнь, с ранней юности, А.Белым владело одно грандиозное чувство -
чувство мирового неблагополучия, едва ли не надвигающегося «конца
света». Это чувство Белый пронес через всю свою жизнь, им питал свои
произведения, им же напитал и главную, искомую идею всей своей жизни и
своего творчества - идею братства всех людей на свете, идею духовного
родства, которое перекрыло бы все барьеры, прошло бы поверх социальных
различий и социального антагонизма, давши в итоге возможность людям -
каждому человеку
в отдельности и всему
себя, индивидуальные особенности своей натуры в эти грозные и чреватые
годы.
Своей вечной неудовлетворенностью и напряженностью исканий, глубоким
гуманизмом, нравственной чистотой и непосредственностью, этическим
максимализмом, художественными и поэтическими открытиями, глубиной идей
и пророчеств, стремлением отыскать выход из того кризисного состояния, в
котором оказалось человечество, наконец самим характером своей личности
- нервной, ищущей, срывающейся в бездны отчаяния, но и воспаряющей на
высоты великих прозрений, - всем этим Белый прочно вписал свое имя в
историю ХХ века.
Одно из ведущих мест в русской литературе по праву занимает Александр
Блок. Блок - лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию
необычайно богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой
и трагической любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно
очерченный лик Петербурга, «заплаканная краса» деревень - все это с
широтой и проникновением
гения вместил в своем
Первая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме» вышла в 1904 году.
Блоковская лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона:
реальному миру в ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и
откровениях призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным
влиянием учения Вл.Соловьева о «конце света» и «мировой душе». В русской
поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма, хотя
дальнейшее его
творчество перехлестнуло все
каноны.
Во втором сборнике стихов «Нечаянная радость» (1906) поэт открыл себе
новые пути, которые
лишь намечались в первой его книге.
Андрей Белый стремился проникнуть в причину резкого перелома в музе
поэта, казалось только что «в неуловимых и нежных строчках» воспевавшего
«приближение вечно-женственного начала жизни». Он увидел ее в близости
Блока к природе, к земле: «Нечаянная радость» глубже выражает сущность